На современном этапе развития образования учитель биологии не должен ограничиваться только изложением программного материала. Он должен научить учащихся творчески мыслить, развить потребность в поисковой деятельности, сформировать исследовательские умения, сформировать бережное отношение к природе, научить их методам биологических наук.
Как известно, основной формой обучения в школе всегда был урок. Однако, дидактический материал не может заменить непосредственного общения учеников с природой. Экскурсия – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и прочее [1].
Практическое и методическое обоснование использования экскурсий в биологическом школьном образовании разрабатывались многими отечественными авторами, такими как: Н.М. Верзилин, А.Я. Герд, В.М. Корсунская, В.В. Половцов, Ю.И. Полянский, И.Н. Пономарева, Б.Е. Райков, Н.А. Рыков, И.Т. Суравегина и др.
Экскурсии имеют исключительное значение для формирования у школьников научного мировоззрения, целостного понимания живой природы, взаимосвязи организмов, влияния деятельности человека на окружающую среду. Экскурсии могут планироваться для достижения следующих целей:
1) получение личного неповторимого опыта;
2) стимулирование интереса и мотивации к науке;
3) придание актуальности обучению и взаимосвязи с окружающей средой;
4) укрепление навыков наблюдения и восприятия;
5) содействие личностному (социальному) развитию.
Экскурсии проводятся в места, условия которых являются особыми и не могут быть в классе. Каждый ученик, наблюдая за природными условиями, придает своему опыту личностный смысл. Окружающие объекты и явления помогают учащимся актуализировать ранее изученный материал.
Основная образовательная программа должна содержать различные методы обучения, включая посещение экскурсий, так как они предоставляют активный опыт обучения, позволяя учащимся учиться, путем получения знаний на практике [6]. Главная цель школьной экскурсии заключается в всестороннем изучении разнообразных живых объектов в их естественной среде обитания. Это включает в себя изучение многообразия живых организмов, их взаимосвязей друг с другом и с неживой частью природы, зависимости одних видов от других и т.д. [4].
При организации экскурсии необходимо обеспечить полный контроль на всех этапах мероприятия, который должен осуществляться учителями и родителями. Этот контроль включает проверку численности участников, наблюдение за их перемещением, особенно на опасных территориях (как обвалы, камни, спуски, подъемы, наличие ядовитых растений и др.). Конечно, контроль не должен ограничивать свободу участников, чтобы обеспечить им хорошее настроение и положительный опыт во время экскурсии [2]. Кроме того, существует необходимость постоянного напоминания в ходе экскурсий о важности защиты растительного мира и бережного отношения к нему [3].
В научной литературе имеется множество различных рекомендаций и методов реализации экскурсий в учебной программе. Кроме того, существуют нормативные документы, регламентирующие проведение данной формы обучения [5]. Обобщая упомянутые источники, авторами предложены методические особенности организации и проведения экскурсии, проводимой за территорией образовательной организации, в практике школьного биологического образования, включающие следующие аспекты:
Организационный. Руководителю группы должен обсудить с обучающимися маршрут и программу предстоящей экскурсии и определить вариант проведения экскурсии: с участием только учащихся и педагога, с привлечением сторонних организаций и экскурсоводов, экскурсия на базе культурного или природоохранного учреждения и т.д.;
Постановка цели и планирование. Необходимо определить цель и задачи экскурсии, маршрут и программу её проведения в соответствии с целями и задачами, определенными образовательной программой. Включите интерактивные методы обучения в ход экскурсии - обсуждение, задания, игровые элементы и т.п.;
Подготовка документации. Необходимо обеспечить наличие документов (договоров, приказов, разрешений, распорядительных актов, билетов и т.д.);
Подготовка учеников. Проведите предварительное изучение материала в классе, чтобы ученики были готовы к практическим наблюдениям и вопросам во время экскурсии. Также необходимо провести инструктаж для участников экскурсии, содержание которого определяется особенностями мероприятия (участие в дорожном движении в качестве пешеходов, перевозка организованных групп детей автобусами, правила нахождения на особо-охраняемых природных территориях и т.д.);
Проведение экскурсии. Мотивируйте учащихся к активному взаимодействию с природой в ходе экскурсии, например, сбор образцов растений для дальнейшего изучения. После экскурсии организуйте работу с полученным материалом – обсуждение, сочинение отчетов, составление иллюстрированных дневников экскурсий и т.п.
Подводя итог, можно сказать о том, что биологические экскурсии стали менее распространенными из-за ограниченного финансирования и нехватки свободного времени из-за того, что все школьные учителя уделяют особое внимание только подготовке к итоговой аттестации. Экскурсии рядом со школой не требуют больших затрат, но при этом сохраняют преимущества традиционных экскурсий. Организация и проведение экскурсий в школьном биологическом образовании требует особого внимания к методическим аспектам. Предложенные в работе методические особенности помогут ученикам получить максимальную пользу и удовольствие от проведения экскурсий в рамках биологического образования.
Список использованной литературы
Барашкова Н. И. Особенности организации и проведения экскурсии в школьном курсе биологии в 5–6 классах // Образовательная среда сегодня: теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. – С. 162-167.
Ибрагимова Х. Г. Роль экскурсий при обучении биологии в средней школе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2022. – № 2(60). – С. 101-106.
Курдюкова О. Н., Коршунов М. Ю. Экологическая направленность краеведческого материала при изучении школьных курсов биологии и географии // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1. – С. 174-176.
Леонтьева И. А. Биологические экскурсии - одна из форм организации процесса обучения в школе // Современный ученый. – 2020. – № 3. – С. 75-79.
Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематики. (утв. Минпросвещения России от 16.06.2022 №06-836) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420091 (Дата обращения: 20.01.2024).
Шапарова Т. О. Значение школьных экскурсий в курсе биологии // Инновации в естественнонаучном образовании: материалы X Всероссийской научно-методической конференции. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. – С. 326-331.