Социальная реабилитация лиц с нарушением зрения в социокультурной среде - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Социальная реабилитация лиц с нарушением зрения в социокультурной среде

Исмаилова Г.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет. имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Данная проблема приобретает большую актуальность для лиц с нарушением зрения в досуговой деятельности. Особенности социальной реабилитации заключаются в том, что незрячие и слабовидящие долгое время находятся в ограниченном пространстве, не имея возможности развивать навыки в социокультурной среде. Лица с нарушением зрения имеют огромный психологический барьер при взаимодействии с социальной микросредой, барьер, состоящий из страхов, а также незнания как своих собственных возможностей, так и той общественной среды.

Досуговое или социально-культурное пространство лучше подходит для решения задач социальной реабилитации для лиц с нарушением зрения, т.к. происходит формирование и корректировка культурных потребностей личности, выработка и фиксация необходимых для нормальной жизни социально-культурных реакций на вызовы среды. Основное содержание понятия «социокультурное пространство» личности сводится к тому, что оно включает весь комплекс освоенных творческих знаний и умений таких социальных институтов, как семья, клубы и кружки по интересам или центры культурно-досуговой деятельности. Сотрудничество всех субъектов социокультурной деятельности активизирует потребность в самореализации, обретении навыков разнообразного ролевого поведения, влияет на формирование потребностей в творческой деятельности и развитии творческого потенциала личности.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[1].

Инвалид по зрению — человек, у которого полностью отсутствует зрение, или острота остаточного зрения не превышает 10 %, или поле зрения составляет не более 20 %. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире в настоящее время насчитывается 40 млн. слепых и около 20 млн. слабовидящих. Ежегодно число слепых увеличивается примерно на 1 млн. человек. Зависимость незрячего человека от окружающей среды, других людей чрезвычайно велика. Даже частичная компенсация этой зависимости существенно облегчает ему жизнь.

Важная роль в компенсации дефектов зрения принадлежит «воссоздающему воображению». При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения. Определение и изучение психики слепых и еѐ особенностей, дает возможность создать условия для обеспечения возможностей развитие творческих навыков в социокультурной деятельности.

Цель исследования: раскрыть особенности и содержания социальной реабилитации лиц с нарушением зрения в социокультурной деятельности; Изучить значимость социальной реабилитации для лиц с нарушением зрения в социокультурной деятельности

В настоящее время насчитывается более 10 миллионов людей с ограниченными возможностями, среди них имеются и инвалиды по зрению. Очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами лечебной физической культуры и спорта. Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, и ее цель - достижение физического совершенства человека, повышение выносливости и сопротивляемости организма, способности противостоять неблагоприятным условиям жизни и отрицательным воздействиям окружающей среды. В связи с ростом инвалидности в большинстве стран мира, возникает огромная потребность в развитии адаптивной физической культуры, то есть физкультуры, адаптированной к особенностям людей с нарушениями зрения в досуговой среде.

Категория лиц с нарушением зрения – это лица, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется свето-ощущение или остаточное зрение, а также лица с сужением поля зрения с остротой зрения до 0,08.

Социальная реабилитация–это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких – либо причин общественных связей и отношения, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъектов

Социокультурная реабилитация — это комплекс услуг, направленных на достижение инвалидом культурной компетенции и реализации культурных потребностей и интересов, обеспечивающих интеграцию в общество за счет расширения рамок его социокультурной независимости.

Социокультурная среда-объективная социальная реальность, динамично функционирующая в виде природных, материальных, социально-экономических, политических, духовных, психологических и других факторов, которые оказывают воздействие на становление человека в обществе.

На основании остроты зрения Диянская Г. П., специалист в области тифлобиблиотековедения, среди слепых различает незрячих, ослепших, частично зрячих и слабовидящих. Незрячие — это люди, потерявшие зрение ещё до развития речи, зрительно не воспринимавшие предметы и явления, в связи с чем у них практически нет зрительных представлений. Ослепшие — это люди, у которых зрение нарушено после достаточного развития речи (после трёх лет). Они потеряли возможность зрительно воспринимать предметы и явления, но в некоторой степени сохранили зрительные представления. Частично зрячие — это люди, сохранившие ограниченные возможности зрительного восприятия предметов и явлений и имеющие зрительные представления. У слабовидящих затруднены зрительные восприятия мелких и отдалённых объектов [2]. 

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

- глубокое нарушение зрения обоих глаз;

- глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;

- среднее нарушение зрения обоих глаз;

- глубокое нарушение зрения одного глаза.

Анализируя вышесказанное можно заметить, что главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей её влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основными из которых являются острота и поле зрения.[3].

Лица с нарушением зрения лишены возможности заниматься продуктивной деятельностью. Именно поэтому досуг играет для них огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции инвалида в общество. Для слабовидящего или незрячего ребёнка характерно: скованность, нерешительность, осторожность, не эмоциональность. В ходе воспитательной работы необходимо учитывать эти особенности, развивать и формировать коммуникативные и ориентировочные навыки ребёнка, используя все компенсаторные возможности его организма. [4].

Общественная значимость и социальная роль социальной реабилитации в социокультурной деятельности состоит в исполняемых ею функциях – информационной, культурной, образовательной, реабилитационной. Организуется беспрепятственный доступ к информации инвалидам по зрению на основе использования адаптивных технологий и тифлотехнических средств. Обеспечивается поддержка образовательной, профессиональной, социокультурной, досуговой деятельности незрячих пользователей, а также лиц с другими видами ограничений, что содействует их реабилитации и социализации через книгу и чтение [4]. Также для лиц с нарушения зрения функционируют как культурно-просветительные, реабилитационные и информационные организации, способствующие процессу социализации и воспитанию своих читателей путем создания благоприятных условий для их общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения

Для эффективной значимости социальной реабилитации в социокультурной деятельности, учреждения для лиц с нарушением зрения сотрудничают с библиотекой обслуживающих лиц с нарушением зрения.

Нужно отметить, что фонды специальных библиотек для незрячих и слабовидящих читателей обладают большим информационным потенциалом. Но важнейшим вариантом по праву признается книга рельефно-точечного шрифта, которую ЮНЕСКО провозгласила основным форматом изданий для слепых. «Брайль» – это универсальная, самая простая и самая удобная и потому до сих пор непревзойденная рельефно-точечная система письма для слепых. Это – книги, ноты, математические и иные обозначения, предоставляющие незрячим читателям возможность овладевать всеми ценностями духовной культуры человечества. В последнее время в специальных библиотеках появились и другие виды изданий для незрячих и слабовидящих читателей. Один из них – тактильная (осязательная) книга. Ее цель – помочь человеку с дефектами зрения в исследовании и восприятии окружающего мира.[5].

Большое внимание в работе специальных библиотек для слепых уделяется детям, которые являются самыми активными пользователями. Во многих библиотеках функционируют специальные кафедры детской литературы. Вместе с тем в последние годы в структурах библиотек появляется новый профессиональный ресурс в поддержку формирования информационной культуры и развития читательской деятельности детей – сенсорная комната. Понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори [6]. В ее педагогической системе, основанной на интерактивном сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Особенность методики занятий в этой комнате основана на том, что дети, имеющие лишь цветоощущение, т. е. практически слепые дети, не теряют способности видеть яркий белый цвет в свечении ультрафиолета. Это заставляет их глаза «видеть», и это очень важно для их дальнейшего развития и реабилитации. Сенсорная комната – новый шаг в деятельности библиотеки по пути к формированию системы интегрированных социокультурных коммуникаций и становлению современной модели детского чтения и взаимодействия с юными читателями.

Таким образом, процесс социальной реабилитации категории лиц с нарушением зрения в социокультурной среде принадлежит к числу наиболее важных аспектов деятельности современного гражданского общества. Этот процесс может носить только комплексный характер и осуществляться всей совокупностью социальных институтов и специализированных учреждений, имеющих отношение к организации социальной деятельности в современных условиях. Только создание необходимых условий, способствующих формированию независимой жизни инвалидов, их полноценное функционирование в обществе будут способствовать развитию эффективной социальной реабилитации лиц с различными видами ограничений по здоровью

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 30 октября 2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

  2. Диденко, Л.Н. Особенности реабилитации инвалидов с нарушением зрительных функций // Медико-социальные проблемы инвалидности,2019. - № 4. – С.73-76

  3. Зозуля, Е.Г Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие, 2011.-С.120-135

  4. Разумовский М.И., Кожушко Л.А., Разумовская А.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Медико-социальные проблемы офтальмопротезирования // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2014. - № 2. - C. 50-53.

  5. Дашкова, О.С Организация досуговой деятельности, 2010. -С.112-124

  6. Мудрик, А.В Социализация человека: учебное пособие// А.В.-3 изд.; испр. и доп. – М.: МПСИ,: МОДЭК, 2010. - С. 270-304

  7. Холостова, Е. И. Социальная реабилитация: учебное пособие для студентов, - 3-е изд. 2013.- С.151-338.

Просмотров работы: 53