Введение. В современной социокультурной ситуации обостряется проблема интеграции и инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс адаптации и социализации людей, имеющих нарушенное развитие, также является одной из ведущих проблем. В связи с ежегодным увеличением числа таких людей, возрастает необходимость выбора метода специальной психологической помощи и сопровождения человека с разным видом дизонтогенеза. Существует большое количество способов поддержки, реабилитации и адаптации для людей с особенностями в развитии. Все они вариабельны по своему содержанию. Их применение зависит, в первую очередь, от вида нарушенного развития, тяжести имеющейся патологии, возраст человека. Важно отметить, что возможности методов психологической помощи определяются и характером болезни, его продолжительностью, показаниями и противопоказаниями к применению тех или иных методов. Среди современных методов существуют и такие, популярность которых с каждым днём возрастает. Сегодня, предпочтение часто отдается иппотерапии – лечебная верховая езда (ЛВЕ). Это сравнительно недавно появившийся метод психологической и адаптационной помощи, несмотря на то, что об этом методе говорил ещё сам Гиппократ. В древней Греции в практике воплощалась идея о том, что воздействие лошади на организм человека помогает вылечить истерию. Последние 20-30 лет иппотерапия развивается как научно–обоснованный метод адаптации [1].
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с людьми, имеющими особенности в развитии – одна из основных задач, которые пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи инвалидам в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития людей с ОВЗ работу с животными. Большое место в этом направлении занимает иппотерапия, предоставляющая возможность использовать лошадь в качестве посредника между человеком с особенностями в развитии и инструктором.
Цель работы – оценка востребованности иппотерапии как современного метода лечебной физической культуры.
Для достижения сформулированной цели определены следующие задачи исследования:
Изучить понятие, принципы и этапы, классификацию и формы иппотерапии;
Проанализировать основные условия занятий лечебной верховой езды;
Выявить влияние иппотерапии на организм человека.
Методы исследования:
Изучение литературных источников по теме исследования;
Анализ критериев воздействия иппотерапии на организм реабилитируемого.
Социальная помощь людям с ограниченными возможностями — это одно из приоритетных направлений социальной политики государства. При лечении и профилактике заболеваний применяют как традиционные и нетрадиционные методы в рамках социальных технологий. В последние годы отмечается повышение заинтересованности различных специалистов, причем как отечественных, так и зарубежных, в расширении методов и способов реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями. Одним из направлений является иппотерапия.
Термин «иппотерапия» пришёл к нам из древнегреческого словаря (ἵππος «лошадь») и подразумевает под собой реабилитацию посредством верховой езды. Ещё Гиппократ в своих научных трудах отмечал, что верховая езда занимает первое место среди физических упражнений, и с помощью верховой езды можно не только лечить разные заболевания, но и предотвращать их [7].
Иппотерапия – это форма лечебной физической культуры (ЛФК), уникальный метод психофизического воздействия, заключающийся в передаче двигательных импульсов телу человека, посредством движения лошади. Особенность иппотерапии как метода заключается в том, что происходит одновременное воздействие на костно-мышечный аппарат и психоэмоциональную сферу человека.
Принципы иппотерапии:
• Принцип безопасности: такая организация и методика проведения занятий, при которой максимально снижается риск травмирования.
• Принцип максимально оздоровительного эффекта.
• Принцип индивидуализации в методике и дозировке нагрузки в зависимости от особенностей заболевания, возраста.
• Принцип непрерывности: регулярные занятия обеспечивают развитие функциональных возможностей организма.
• Достаточная длительность применения иппотерапии, так как восстановление нарушенных функций основных систем организма возможно лишь при условии длительного и упорного повторения занятий.
• Принцип динамизации, то есть постепенного наращивания нагрузки. Умеренная, но продолжительная нагрузка более оправдана, чем усиленная и концентрированная.
• Разнообразие и новизна в проведении занятий: 10% упражнений обновляются, а 90% повторяются для закрепления достигнутых успехов.
• Принцип системного чередования нагрузки и отдыха. Кроме того, необходим постоянный врачебный контроль за адекватностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости. Также нельзя подвергать всадника излишнему риску, опираясь на главную заповедь медицины: «Не навреди». При лечении людей с ОВЗ необходимо комплексное рациональное сочетание иппотерапии и других средств и методов физической адаптации [3].
Таким образом, иппотерапия выступает как форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента адаптации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. Принципы иппотерапии основываются на безопасности и максимальном оздоровительном эффекте. Специалисты по иппотерапии разрабатывают дозировку физической нагрузки в силу возраста и степени заболевания человека, также обязаны следить за систематичностью занятий для достижения положительного результата. Иппотерапия состоит из 6 этапов, где каждый этап отвечает за свою задачу, начиная с решений базальных задач адаптации организма к внешнему миру, заканчивая развитием уровня эмоционального контроля, приобретением новых двигательных навыков, связанных с управлением лошадью, закреплением навыков самостоятельной посадки на лошадь [6].
Этапы иппотерапии.
Первый этап занятий лечебной верховой ездой направлен на активизацию уровня полевой реактивности (этот уровень участвует в решении основных задач адаптации организма к внешнему миру), что обеспечивает возможность формирования навыков управления телом.
Второй этап строится на основе навыков и автоматизмов – за счет накопления человеком поведенческих привычек, связанных с иппотерапевтическими занятиями. При этом базовые уровни продолжают играть важную роль в приобретении новых навыков. На этом этапе вводятся новые исходные положения, связанные с префронтальной ездой (лежа животом на шее лошади, лежа спиной на крупе лошади).
Третий этап иппотерапии отличается от предыдущего большей динамичностью смены заданий. Во время данного этапа решалась задача по подготовке человека к переходу на следующей уровень, на котором закрепляются старые и формируются новые моторные навыки удержания равновесного положения тела (за счет введения разнообразных исходных положений езды). Активизируется обонятельное, слуховое и зрительное восприятие, развиваются внимание и память.
Четвертый этап направлен на закрепление двигательных навыков, расширение возможностей произвольного управления собственным телом, коррекцию пространственных представлений на уровне взаимоотношения тела и внешних объектов, развитие способности к вербализации пространственных представлений и сенсорных возможностей.
Пятый этап отвечает за активизацию эмоционального контроля, приобретение новых двигательных навыков, связанных с посадкой в седло и обучением самостоятельной посадке с земли или с низкой подставки, вербализацию пространственных представлений и развитие импрессивной речи и мышления.
Шестой завершающий этап иппотерапевтической программы, который направлен на развитие уровня эмоционального контроля, приобретение новых двигательных навыков, связанных с управлением лошадью, закреплением навыков самостоятельной посадки на лошадь, обучением езде облегченной рысью. На данном этапе осуществляется вербализация сложных пространственных представлений, развитие речи и мышления. Отличительной стороной завершающего этапа является активизация произвольной когнитивной регуляции, включающей анализ и синтез собственных представлений, сопоставление их с представлениями других, введение сложных в грамматическом плане инструкций, установление причинно-следственных зависимостей (на материале управления лошадью) путем логических рассуждений [2].
Верховая езда вызывает у наездника много позитивных эмоций, радостных переживаний, невероятных ощущений, которые затрагивают глубинные структуры коры головного мозга. Люди с ограниченными физическими возможностями имеют уникальную возможность почувствовать себя без поддержки костылей или инвалидного кресла, что способствует появлению ощущения силы в организме и возникновения чувства собственной значимости. Психотерапевты успешно используют лошадей для повышения самооценки больных, улучшения настроения, избавления от страха, а также как действенный способ отвлечься при различных стрессах.
Основные условия занятий лечебной верховой ездой.
Принципиальным отличием иппотерапии от других технологий является то, что он располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. В качестве специфического элемента здесь выступают колебательные ритмичные раскачивания в трех измерениях с частотой 90-100 колебаний в минуту, возникающего в результате определенного аллюра (хода лошади). Все эти движения имеют не только механическое и физическое воздействие, но и приводят к мышечной релаксации и общему успокоению, снятию усталости, утомляемости, агрессии. Колебательные движения передаются и на все внутренние органы, улучшая их функцию [6].
Лечебная верховая езда создает возможность для развития моторики, а использование специальных упражнений, во время езды на лошади, способствует развитию сложных точных движений, согласованности движений разных частей тела, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, ориентации в пространстве. Адаптация с помощью ЛВЕ входит составной частью в общую программу коррекционно-развивающей работы и является вспомогательным средством, отнюдь не заменяя традиционные подходы, а лишь дополняя их.
Требования к проведению иппотерапии.
При оказании услуг по иппотерапии используют не менее двух, специально обученных для проведения занятий по иппотерапии, дружелюбных, спокойных, терпеливых лошадей (рысистые, тяжеловозные помеси или беспородные лошади, рост лошадей 140-165 см в холке, широкоспинные, не моложе 5 и не старше 15 лет кобылы или мерины).
Лошади должны быть привиты, здоровы, что должно подтверждаться копиями справок из ветеринарных учреждений, предоставляемых при заключении муниципального контракта. Лошади должны спокойно реагировать на неспокойное поведение всадника, должны быть способны долго идти шагом и спокойно стоять столько времени, сколько потребуется. Ход иппотерапевтической лошади должен быть ритмичным, эластичным и пружинистым.
Лошадь должна владеть специальными навыками: езда вдвоём с инструктором, работа с ребёнком с использованием вспомогательных предметов (игрушки, пледы, прищепки). Лошади должны работать в день по режиму: не более 3 часов без перерыва и не более 5 часов с перерывом [5].
Оборудование и снаряжение
Для посадки всадников на лошадь используется монтуар (пандус) различной конструкции. Один из вариантов включает в себя ровную наклонную поверхность для подкатывания на кресле-каталке ребёнка ближе к спине лошади и пересаживании на неё. Предназначен для небольших площадок, с ограничением площади. Для использования потребуется помощь сопровождающего лица – для подъёма по пандусу, а также для пересаживания на лошадь. Для посадки мобильных всадников в конструкции пандуса предусмотрены ступеньки, с широкой верхней ступенькой, на которой могут уместиться и сам всадник, и помощник.
К специальному снаряжению относятся: гурт (ручки) различной конструкции, пад (накладка на спину лошади) различной конструкции, поводья различной конструкции, специальные сёдла, специальные стремена; шлемы различных конструкций и другие [4]. Применение различных вспомогательных средств подбирается индивидуально в соответствии с особенностями всадника и задачами занятия, с учётом требований техники безопасности.
В качестве дополнительного инвентаря используются: мячи, гимнастические палки, кольца, утяжелители, игрушки, стойки и др. Инвентарь используется в занятиях для создания игровых ситуаций, выполнения гимнастических упражнений, прохождения всадником элементов «рабочей тропы» (движение по определённому маршруту с выполнением различных заданий, например, подъехать к стойке и мячом сбить стоящую на ней кеглю).
Продолжительность занятий.
Время одного занятия зависит от возраста человека, тяжести его заболевания, эмоционального состояния, продолжительности курса. В среднем, людям с ОВЗ рекомендуется заниматься 2 раза в неделю, по отдельным показаниям – чаще. Нужно помнить, что занятия иппотерапией не следует резко и надолго прерывать, особенно людям со спастической формой ДЦП.
Требования к персоналу.
Инструктор по базовой иппотерапии – преимущественно это специалист с профильным средним или высшим образованием в области медицины, адаптивной физкультуры и физической реабилитации, а также в области педагогики, психологии, физкультуры и спорта, прошедший курс повышения квалификации по адаптивной верховой езде.
Также инструктор по базовой иппотерапии должен владеть основами верховой езды, уметь выполнять все манежные фигуры на всех аллюрах; владеть управлением лошади в руках и на корде; уметь тестировать лошадь с точки зрения биомеханики движений; регулярно повышать профессиональную квалификацию в области физической реабилитации, изучать различные смежные дисциплины по работе с телом.
Условия проведения занятий.
Площадка для проведения занятий по базовой иппотерапии может быть организована как на открытом воздухе, так и в закрытом помещении. Минимальный размер площадки составляет прямоугольник 20 на 40 метров. Такая площадка может быть выделена в пространстве манежа с большей площадью и отделена заграждениями с четырёх сторон высотой не менее 120 см. Такие минимальные размеры площадки обусловлены необходимостью создания условий для формирования правильной биомеханики шага у терапевтической лошади.
Работа в круге (на вольту) является дополнительным упражнением для всадников, умеющих держать равновесие на прямой, минимальный круг для начала такой работы – 20 метров.
Таким образом, можно отметить, что в зависимости от вида адаптивной верховой езды и конкретной решаемой задачи в разных организациях и при разных условиях труда, возможно индивидуальное моделирование нормативов нагрузки. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.
Мы рассмотрели понятие «иппотерапии», ее принципы, этапы, классификацию и формы, раскрыли условия необходимые для проведения занятий лечебной верховой ездой.
Влияние иппотерапии на организм человека.
Иппотерапия выступает в роли медицинского, психологического и психолого-педагогического инструмента, зачастую – в одно и то же время. Совокупность этих факторов является наиболее подходящей для комплексной коррекции нарушений у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Лошадь – это уникальный живой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает и массирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади на шагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важно при лечении речевых расстройств у людей. Кроме того, нужно отметить положительный эмоциональный настрой на занятиях, который способствует активности, улучшению настроения и общего состояния человека. Телесный контакт является терапевтически ценным механизмом установления эмоциональных взаимоотношений между животным и ребенком. С глубокой древности известно, что езда на лошади и общение с нею оказывают благотворное влияние на здоровье и самочувствие человека. В эпоху античности Гиппократ утверждал, что люди, получившие травмы и имеющие болезни опорно-двигательного аппарата, быстрее и эффективнее выздоравливают, если занимаются верхом [9].
Лечебное воздействие иппотерапии на человека можно рассматривать в двух аспектах: физиологическом и психологическом.
Верховая езда – это физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли "терапевтического посредника" для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, совершенствование координации движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии [10].
Медицинские критерии влияния иппотерапии на организм можно выделить следующие:
а) происходит укрепление и тренировка мышц тела человека, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных мыщц;
б) происходит улучшение равновесия, что достигается из-за того, что во время ЛВЕ всадник стремится сохранить равновесие на протяжении всего занятия;
в) улучшается координация движений и пространственная ориентация, что является следствием занятий ЛВЕ, при котором происходит полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность почувствовать работу своих мышц;
г) улучшается психоэмоциональное состояние, повышается уровень самооценки личности. Будь то ребенок или взрослый, человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует себя в обычной жизни, а всадником, который управляет большим и сильным животным, которое слушается и выполняет его команды, это придает ему уверенность в себе и своих силах [8].
К социальным критериям относятся:
а) улучшение коммуникативных функций занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, занимающиеся общаются, и действуют совместно с иппотерапевтом и друг с другом;
б) посредством улучшения физического, психоэмоционального состояния иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого;
в) проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностью развития способствует повышению уровня самооценки самого себя, своих возможностей и потенциала;
г) за счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции детей и взрослых с особенностями развития в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.
Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора:
1) Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях, снимают спазмы, уменьшают судороги. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.
2) Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом. А тазобедренная область и ноги при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения.
Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.
При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет работать вместе мышцы спины, туловища, рук, то расслабляя, то напрягая их. В результате этого в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют.
Психологический фактор складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми.
Проведение соревнований по адаптивному конному спорту также способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами.
Заключение. Лечебная верховая езда помогает улучшить кровообращение в зоне поражения, укрепить ослабленные мышцы, нормализовать мышечный тонус, выработать навык равновесия и координации движений в пространстве, активизировать работу физиологических процессов в организме. Таким образом, изучение данного вопроса подтвердило тот факт, что иппотерапия как современная форма лечебной физической культуры оказывает положительное воздействие на физическую, эмоциональную, интеллектуальную и социальную сферу занимающегося.
Список литературы:
Спинк Джен, Развивающая лечебная верховая езда// С-Пб., 2001.
Орлова Г.Г. Организационные аспекты комплексной реабилитации детей инвалидов на основе верховой езды и инвалидного конного спорта [Текст] / Г.Г. Орлова, Н.С. Роберт, А.И. Денисенков. – М.: ГУ ЦНИИОИЗ, 2004.
Юрков, Э. С помощью иппотерапии // Социальное обеспечение. - 2004.
Чичкина, С. Иппотерапия в действии / Светлана Чичкина /Путешествие по России. - 2012. - № 9/10.
Конькова, Е. Когда лошадь лечит [Текст] / Елена Конькова // Природа и человек. XXI век. - 2014. - № 4.
Адаптивная (реабилитационная) верховая езда. Учебное пособие университета «Paris-Nord» МККИ. – Москва, 2003 г.
Смолянинов, А.Г. Иппотерапия. — К., 2010.
Хенн Х. Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике/Х. Хенн. – М.: Изд-во МККИ, 2003.
Колине, О верховой езде и ее действие на организм человека / Колине. – МККИ: Москва, 2000.
Спинк, Д. Развивающая лечебная верховая езда / Д. Спинк. – МККИ: СанктПетербург, 2001.