Лексическая составляющая иноязычной компетенции с использованием платформы Padlet - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Лексическая составляющая иноязычной компетенции с использованием платформы Padlet

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иностранный язык как средство общения предполагает способность к свободному процессу языкового производства и восприятия иностранного языка на слух. А. Н. Шамов характеризует лексическую компетенцию как «способность человека определять контекстуальное значение слова, сравнивать объем его значения в двух языках, определять структуру значения слова, определять специфически национальное в значении слова» [7, с. 387-388]. Лексическaя состaвляющая - совокупность слов языкa, где его словaрный запас играет важную роль в процессе освоения учащимися сложной лексической системы словосочетания, отличный от системы сочетания родного языка. Следовательно, наибольшей трудностью в изучении любого иностранного языка является развитие способности выражать свои мысли и чувства через другой язык. Отсюда следует, что проблема усвоения учащимися смыслового аспекта в словарном запасе изучаемого языка, связанного с употреблением слов в речи, представляется нам одной из основных методических проблем в процессе обучения иностранному языку. Таким образом, существует необходимость уделять пристальное внимание формированию и развитию лексических навыков учащихся в учебном процессе.

Также в освоении иностранного языка важную роль играет понятие коммуникативной компетенции. По определению Н. В. Щегловой, коммуникативная компетенция – это знания, навыки и умения, необходимые для понимания иноязычного участника диалога и генерирования собственной модели речевого поведения, адекватной целям и ситуациям общения [2, с. 105-107]. То есть умения учащихся пользоваться фактами языка для адекватной реализации коммуникативного процесса, выполнения целей общения.

Поскольку словарный запас является важным компонентом обучения иностранному языку, учащиеся должны освоить семантическую сторону словарного запаса целевого языка как часть учебного процесса. Необходимо правильно организовать научный процесс, чтобы работа над активным лексическим минимумом шла максимально эффективно. В дидактическом процессе учителю целесообразно использовать различные интерактивные методы, способствующие формированию и развитию языковых компетенций у учащихся. Для достижения данной цели – развития лексической языковой компетенции учителю доступно множество образовательных веб-инструментов. Для более детального изучения была выбрана платформа Padlet. Выбор электронного ресурса обусловлен доступностью и легкостью в использовании: нет необходимости в регистрации обучающихся.

Доска Padlet — это удобный инструмент для работы на онлайн-уроке в школе.

  • Её функционал похож на онлайн-доску, на которую можно прикреплять записи, фотографии, видео, файлы и ссылки на внешние ресурсы.

  • Особенность платформы в том, что ей одновременно могут пользоваться несколько человек, например, все ученики в классе, и комментировать работу друг друга.

Интерактивная платформа padlet способствует формированию словарного запаса у школьников, развивает коммуникативную компетенцию в области иностранного языка. Основная задачи учителя состоят в том, чтобы разобраться с использованием интерфейса платформы (взаимодействие компьютера и человека), подобрать полезные и интересные задания на платформе для эффективного ознакомления учащихся с изучаемым языком.

Для эксперимента была выбрана параллель 4х классов, занимающихся по учебнику Spotlight 4. Обратимся к требованиям, предъявляемым к лексической стороне речи обучающихся 4 класса на начальном этапе.

Обучающиеся по окончанию 4 класса должны уметь и распознавать в устной и письменной речи не менее 500 единиц в пределах тематики начальной школы, включающих простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.

Основным недостатком УМК «Spotlight 4» является отсутствие непосредственного взаимодействия с информационно-коммуникационной средой и чрезмерно дозированное количество лексических единиц, что как следствие, приводит к снижению уровня владения лексической составляющей языковой компетенции. Для решения данной проблемы была разработана серия упражнений с применением веб-платформы «Padlet», как инструмента формирования и развития лексической составляющей языковой компетенции обучающихся 4 классов.

Рассмотрим примеры заданий на развитие лексической составляющей языковой компетенции с использованием платформы «Padlet» на уроке английского языка в 4 классе.

На каждой парте лежит 1 планшет для работы учащихся в паре. Необходимо указать на карте страны данные в учебнике. Создать 8 постов, выбирая для каждого анимированное сопровождение, цвет фона, звук, видео или рисунок. Отмечая страны на карте учащиеся могут вспомнить слова, ассоциирующиеся с данной страной и записать их в пост. Например: Italy: pizza, Turkey: seaside и т. д. Далее вместе с обучающимися вспоминаем не указанные слова в учебнике, ранее изученную лексику (countries) и также создаем посты на карте. Были упомянуты такие страны как Brazil, the USA, the UK, Australia.

Основной задачей является закрепление ранее изученного лексического материала и новой лексики на уроке. В результате учащиеся создают свои индивидуальные творческие посты на тему «CountriesGood times ahead» на интерактивной карте в «Padlet». Отвечаютнавопрос: where are you going to go this summer?, отрабатываютконструкцию «I’m going to go … (to the seaside, to the lake, to the mountains, camping)», атакжезакрепляютназваниястран, развиваяиноязычнуюкоммуникативнуюкомпетенцию. Применяется устный прием контроля. ФОТО

Во второй теме Модуля 8 под названием «Hello, sunshine» учитель предварительно ознакомляет учащихся со столицами, ранее изученных стран, используя наглядный материал на веб-платформе «Padlet», учебник. Информация может быть представлена в виде презентации на данной платформе или в виде карты с нанесенными странами и их столицами ФОТО. Также в данной теме необходимо рассмотреть и закрепить лексику, связанную с погодой. Картинка поста дает характеристику погоды в определенной стране (фон картинки). Нажав на определенный пост, можно увидеть информацию о столице страны.

Предварительно ознакомившись с данной лексикой в учебнике и на веб-платформе «Padlet», учащимся предлагается выполнить задание, направленное на отработку лексического материала темы «Hello, sunshine», а также на закрепление лексики предыдущего материала темы «Goodtimesahead».

Обучающимся выдаются рабочие листы (№1, №2) с заданиями. Рабочий лист №1 предполагает сопоставление столиц со странами. Основной задачей является проверка уровня усвоения ранее изученного лексического материала, а также закрепление нового. При выполнении рабочего листа №2 обучающимся необходимо использовать информацию с веб-платформы «Рadlet», чтобы определить страну и дать описание ее погоды, т.е. корректно заполнить пропуски. Данный рабочий лист содержит 6 вариантов с заданным ответом и 2 варианта творческого характера. После выполнения рабочего листа, предлагается создавать новый информативный пост в «Padlet». Например: сделать пост о родном городе, указать погоду, добавить анимацию, картинку, фон.

В результате, обучающиеся составляют предложения о странах и рассказывают о погоде в них, используя выражения из рабочего листа №2 «This ship is from … , itsin … », тренируют и закрепляют отдельные слова по теме «Hello, sunshine». Может применяется устный и письменный прием контроля.

Использование интернет-ресурсов и мультимедийных средств дает учителям прекрасную возможность улучшить управление обучением, повысить эффективность и объективность образовательного процесса, сэкономить время учителей, повысить мотивацию учащихся к получению знаний, стимулировать у них интерес к изучению иностранных языков и привить сильное стремление к самоконтролю и самосовершенствованию, что положительно сказывается на результатах обучения. Кроме того, используя веб-ресурсы, преподаватели упрощают процесс общения учащихся, как между собой, так и с носителями языка, поскольку у учащихся появляется возможность общаться как письменно, так и устно, посредством видеоконференций или социальных сетей, причем не только на школьную тематику, а на значительный спектр ситуаций повседневности, максимально приближенных к общению в реальных условиях.

Библиографический список

  1. Адилова, А.Н. Применение образовательных интернет - ресурсов в процессе обучения английскому языку / А. Н. Адилова, А. С. Сайфутдинова, Т. П. Бактыбаева // Qazaqtaný. – 2020. – № 2(6). – С. 190-196.

  2. Щеглова, Н. В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам, 2011

  3. Шамов А.Н. Иноязычная лексическая компетенция в структуре компетентностной парадигмы обучения языку // Иностранные языки в школе. 2019. № 4. С. 2-10.

  4. Tanaka, S. New directions in L2 lexical development / S. Tanaka // Vocabulary Learning and Instruction. – 2012. – Vol. 1, № 1. – P. 1-9.

Научный руководитель – Светлана Петровна Хорошилова,

канд. психол. наук, доц. кафедры английского языка,

Новосибирскийгосударственныйпедагогическийуниверситет

Приложения

Рабочий лист №1

Рабочий лист №2

Просмотров работы: 18