Введение
С каждым годом количество семей, находящихся в социально опасное положении, увеличивается. В настоящий момент 6,2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов. В Ульяновской области в 2023 году выявлено 242 семьи в которых родители не исполняли обязанности по воспитанию, содержанию и обучению 484 несовершеннолетних детей, 121 семья поставлена на профилактический учёт как семья, находящаяся в социально опасном положении [6].
К числу более острых и актуальных проблем современных российских семей, оказывающих влияние на состояние общества, можно отнести следующее:
- низкий уровень доходов значительной части семьи с детьми;
- стремительный рост числа разводов и неполных семей;
- детская безнадзорность, а также алкоголизм, наркомания, преступность несовершеннолетних;
- девиантные формы отцовского и материнского поведения, порождающие физическое и психологическое семейное насилие, жертвами которого чаще всего становятся женщины и дети;
- снижение воспитательного потенциала семьи и разрушение связей между поколениями [5].
Все это обуславливает актуальность и необходимость социального сопровождения семьи, находящейся в социально опасном положении в условиях специализированного учреждения социальной защиты детства.
Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года, социальное сопровождение - это один из видов помощи семьям и детям (статья 22) [3].
Также правовой основой организации предоставления социальных услуг и социального сопровождения семей являются:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2].
М.И. Рожков считает, что сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.
А.Л. Уманский отмечает, что сопровождение, его сущность рассматривается и понимается в следующих значениях: как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи; как педагогическая технология.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, ‒ семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [11].
В своих исследованиях И.В. Бестужева-Лада, Н.С. Данакин, В.Н. Иванов, В.И.Патрушев, А.И.Пригожин, Ю.М.Резник, И.М. Слепенков рассматривали вопросы социальной защиты и поддержки семьи и детей, описывали социально-управленческие технологии социальной поддержки на различных уровнях.
Значительный интерес представляют работы А.И. Пригожина, посвященные критериям эффективности работы социальных служб, в том числе программ поддержки дисфункциональных семей.
Сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении предполагает: поддержку, консультацию специалистов и необходимую помощь; наблюдение за изменениями и укрепление позитивных достижений; активизацию внутренних ресурсов; добавление новых возможностей, совместный анализ и отметка результатов в договоре; уточнение целей развития и реабилитации семьи с их последующим согласованием.
По форме социальное сопровождение может быть индивидуальным, когда принимается на сопровождение один из членов семьи и групповым, когда сопровождаются все члены семьи [10].
Содержание социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия может включать в себя меры медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи.
Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Этапы социального сопровождения:
1 этап - диагностика психического и социального здоровья ребенка; При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;
2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется общее количество проблемных детей в обследуемой группе, которым необходима социально-психолого-педагогическая поддержка;
3 этап - совместная разработка рекомендаций для детей, педагогов, классного руководителя, родителей; составление планов комплексной помощи для каждого участника сопровождения;
4 этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем;
5 этап - решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;
6 этап - анализ выполнения рекомендаций всеми участниками;
7 этап - дальнейший анализ развития ребенка[3].
Выделение этих этапов социального сопровождения весьма условно, однако для решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения.
Большинство авторов выделяют три критерия в понимании термина «семья, находящееся в социально опасном положении»:
- По медицинскому критерию – социально опасное положение семьи, обусловлено тем, что отдельных членов семьи есть отклонения в их состоянии здоровья, имеются заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи в целом;
- По социально-административному критерию – социально опасное положение семьи, обусловлено тем, что условия и уровень жизни этой семьи расценивается как малопригодные или непригодные для проживания и развития ребенка или семьи в целом;
- По психолого-педагогическому критерию – социально опасное положение семьи, обусловлено тем, что у семьи из-за нарушения внутрисемейных и внешние социальных связей происходит личностная деформация членов семьи [5].
Таким образом, следует отметить, что в настоящее время существует множество определений семьи, находящейся в социально опасной ситуации, которые описывают социологические, психологические, биомедицинские, педагогические, административные и другие аспекты.
Основные условия эффективного развития социального сопровождения в субъекте Российской Федерации:
- принятие нормативных документов регионального уровня, регламентирующих порядок и условия принятия семьи на социальное сопровождение, порядок финансирования деятельности организаций и служб
социального сопровождения семьи;
- разработка модельной программы социального сопровождения семьи с детьми в субъекте Российской Федерации и ее утверждение органом исполнительной власти;
- укрепление механизма межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- утверждение нормативных документов, регламентирующих организацию социального сопровождения на уровне организаций, подразделений и отдельных специалистов;
- обеспечение подготовки специалистов организаций социального обслуживания к организации работы по социальному сопровождению семей с детьми, нуждающихся в помощи;
- организация системы мониторинга результативности и оценки качества социального сопровождению семей с детьми;
- обеспечение системы обмена информацией между субъектами социального сопровождения [9].
Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.
Рассмотрим алгоритм социального сопровождения на примере ОГКУСО СРЦН «Открытый дом» в г. Ульяновске.
В СРЦН «Открытый дом» социальное сопровождение производится на 3 уровнях: адаптационный, базовый (профилактический) и кризисный уровень. Сам алгоритм сопровождения включает следующие действия:
- прием и регистрация заявления на оказание социальных услуг;
- знакомство с семьей (со всеми членами семьи);
- выявление и изучение проблем в семье;
- заключение и регистрация соглашения о социальном сопровождении;
- психолого-педагогическая диагностика и разработка рекомендаций;
- патронаж семьи по месту проживания;
- анализ эффективности сопровождения семьи.
Отделение социального сопровождения осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также средствами массовой информации, общественными организациями, занимающимися проблемами семьи и детей, и другими организациями.
Целью работы данного отделения является профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, обеспечение комплексного социально-психологического сопровождения семей с детьми: семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; семей, находящихся в социально опасном положении; замещающих семей. [4]
Таким образом, в статье была рассмотрена организация сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении в условиях социально-реабилитационного центра, а также ее этапы, критерии и условия активного развития.
Список использованных источников
Распоряжение министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области № 764-р от 26.03.2018 «О мерах по совершенствованию деятельности по социальному сопровождению отдельных категорий семей с несовершеннолетними детьми». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://med.ulgov.ru/kontrol/7158/.
Распоряжение Правительства Ульяновской области от 29.12.2017 № 660-пр «Об утверждении комплексной программы Ульяновской области «Сопровождение отдельных категорий семей с несовершеннолетними детьми»
Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 442-ФЗ: [принят Государственной Думой 23 дек. 2013 г.: одобрен Советом Федерации 25 дек 2013 г.]. – Москва: Проспект, 2016. – 34 с.
Официальный сайт ОГКУСО СРЦН «Открытый дом» https://opendom73.ru/
Статистические данные [Электронный ресурс] – URL: https://irsu.info/stat/ (дата обращения 16.12.23)
Статистические данные [Электронный ресурс] – URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_soprovozhdenie_i_ego_tehnologii/socialnoe_soprovozhdenie_semey/#socialnoe-soprovozhdenie (дата обращения 16.12.23)
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. — 360 с.
Бибикова, Н.В. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении: Региональный аспект / Н.В. Бибикова // Отечественный журнал социальной работы 2021. – № 2 (85). – С. 136-146.
Карпикова И. С., А. Д. Массель Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми: Учебное пособие / И. С. Карпикова. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 279 с.
Разварина, И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / И.Н. Разварина // Проблемы развития территории. – 2016. №12. – С.81-99.
Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Дашков и К, 2017 – 244 с.