Блокада Ленинграда - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Блокада Ленинграда

Ломадзе В.В. 1, Рябоконев А.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Война не обошла стороной ни один город, и каждый город пережил страшные события. Многие города выдержали длительную осаду и победили, но блокада Ленинграда, начавшаяся осенью 1941 г. в условиях полного окружения с суши, была исключительно тяжелой.

Оборона Ленинграда – один из самых славных примеров стойкости и мужества людей того времени. Мужчины и женщины, старики и дети, несмотря на невыносимые условия вражеской блокады, постоянные обстрелы и артиллерийские бомбардировки, все выжили, выстояли и, самое главное, сумели разгромить гитлеровскую армию.

В этой битве не только жители Ленинградского фронта и Балтийского флота, но и все население страны сплотили все свои силы для победы. Почти два с половиной года все население снабжало город оружием, медикаментами, топливом и продовольствием. Каждый день все население помогало ленинградцам и не оставляло их в таких тяжелых условиях.

Несмотря на то что связь с городом была практически невозможна, основным и единственным средством сообщения было Ладожское озеро. Много сил было потрачено на прокладку аэропланов, телефонов и электрических кабелей.

Первый водный транспорт был запущен осенью 1941 г., когда на озере не хватало судов и причалов, а немецкая авиация обстреливала озеро.

Даже зима и лед не смогли остановить советские войска. По покрытому льдом озеру была проложена военная автомобильная дорога, по которой перевозилось все необходимое. Весной возобновилось водное сообщение, которое стало важнейшим транспортом во время блокады.

Таким образом, Ленинград не был брошен на произвол судьбы в это тяжелое время, и все силы были направлены на спасение мирного населения. Все необходимое доставлялось в город по воде летом и по льду зимой. Сохранение этих дорог было делом жизненной важности. Благодаря связям с государством и мужеству населения Ленинград выстоял в этот тяжелейший период.

Цель рассмотреть историческое событие.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по теме;

  • Рассмотреть события 1941-1943 годов;

  • Рассмотреть итоги, потери и значение;

  • Рассмотреть эвакуацию населения.

Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года). Немецкий план «Барбаросса», разработанный для войны против Советского Союза, указывал на Ленинград как на одно из трех главных направлений наступления; на этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием маршала В. фон Лееба. С самого начала войны в ее состав входили 16-я и 18-я армии и 4-я танковая группа, а для поддержки этих частей был направлен 1-й воздушный флот.

В результате приграничных боевых действий группа армий "Север" расколола северо-западный фронт СССР на две части и 9 июля успешно заняла Псков. Советское руководство осознало непосредственную угрозу Ленинграду и с начала июля направило части для создания укрепленного фронта вокруг Ленинграда; 10 июля был сформирован Генеральный штаб Северо-Запада во главе с маршалом К. Е. Волошиловым.

Опираясь на Лужский оборонительный рубеж, Красная Армия смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Это произошло благодаря успешным контратакам в районе города Зальцы, которые позволили нанести тонкий урон подвижным соединениям вермахта.

Выигранное время позволило сформировать две новые армии (42-ю и 55-ю) для обороны подступов к Ленинграду. Кроме того, была начата эвакуация некоторых предприятий и жителей почти полумиллиона ленинградцев. Однако после небольшой передышки, связанной с восполнением потерь, немцы прорвали советскую оборону и к концу августа вышли на окраины Ленинграда; 29 августа немцы заняли станцию Мга и перерезали основную железнодорожную ветку.

25 августа Финляндия объявила войну Советскому Союзу после того, как советская авиация обстреляла финские города и военные базы. 31 июля финские войска начали агрессивную наступательную кампанию на Карельском перешейке и в течение месяца сумели выйти к границе бывшей советской крепости Карелия.

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм.

Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. И. Кулика. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров [2].

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Рисунок 1. Карта обстановки под Ленинградом по состоянию на кон. 1941 г.

Немцы заняли позиции на окраинах города, в четырех-семи километрах от его центра, и начали агрессивные бомбардировки и авиаудары по Ленинграду. Высшие эшелоны «третьего рейха» открыто признавали свое желание полностью уничтожить «город Ленина», делая ставку на разрушение домов артиллерией и быстрое голодание осажденного населения.

С первых дней блокады Ленинграда остро встала проблема снабжения продовольствием. Имевшихся запасов хватало в лучшем случае на месяц, что вынудило городские власти с октября резко снизить нормы потребления. Поставки по воздуху и воде через Ладогу лишь частично решали проблему, но и этот путь вскоре оказался под угрозой.

К началу ноября группа армий «Север» смогла занять Тихвин и Волхов, что поставило под угрозу выход к реке Свирь, блокированный финской армией. Консолидация сил противника на востоке Ленинграда грозила уничтожить город. Северо-Западный фронт сначала сдерживал немцев, а к началу декабря вернул потерянный город и железные дороги на берега Ладожского озера.

Запасы продовольствия в осажденном Ленинграде стремительно таяли, и в период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы продовольственного пайка достигли самого низкого уровня за все время блокады. Рабочим, иждивенцам и детям полагалось 125 граммов хлеба в день, а работающим гражданам - 250 граммов. Только к концу 1941 года ледяной покров на Ладожском озере нарастал, что позволило наладить транспортное сообщение с блокадными городами [6].

1942 или страшный год блокады. В предновогодние дни норма продовольственного пайка для ленинградцев была несколько повышена, но все равно оставалась недостаточной для выживания ослабленного длительным голодом населения. Сотни тысяч ленинградцев не пережили первую зиму 1942 года. Необычайно холодная погода той зимы усугубила голод, а центральное отопление в условиях блокады было недоступно [7].

Таблица 1. Суточные нормы хлеба в блокадном Ленинграде (в граммах)по отдельным категориям граждан

Дата введения нормы

Суточные нормы хлеба в блокадном Ленинграде

(в граммах) по отдельным категориям граждан

Рабочие горячих цехов

Рабочие и ИТР

Служащие

Иждивенцы

Дети до 12 лет

11 сентября 1941

700

500

300

250

300

1 октября 1941

600

400

200

200

200

13 ноября 1941

450

300

150

150

150

20 ноября 1941

375

250

125

125

125

25 декабря 1941

500

350

200

200

200

24 января 1942

575

400

300

250

250

11 февраля 1942

700

500

400

300

300

«Дорога жизни», построенная на льду Ладожского озера, имела жизненно важное значение для осажденного города. Она позволяла отправлять в город колонны с продовольствием и выводить из него мирных жителей, особенно детей. Часто это приходилось делать под обстрелами и бомбежками. Ледовая трасса действовала до апреля 1942 года, благодаря чему удалось в несколько раз повысить норму выдачи продовольствия оставшемуся в городе населению.

В январе 1942 года советское командование предприняло новую попытку прорвать немецкое кольцо вокруг Ленинграда. Сформированной для этой цели Второй ударной армии удалось прорвать линию обороны в ходе Любанской операции, однако задействованных сил оказалось недостаточно для достижения успеха: весной 1942 года Ленинградская армия была окружена и после тяжелых боев почти полностью уничтожена или оккупирована [1].

Немецкое командование понимало, что занять Ленинград в ходе операций весной и летом 1942 года будет невозможно. Немцы активно пытались уничтожить корабли советского Балтийского флота воздушными и артиллерийскими бомбардировками. Однако эти атаки не принесли существенных результатов.

В августе-сентябре 1942 года на 15-километровом участке немецкого блокадного кольца, примыкающем к Ладоге на карте, развернулось очередное сражение. Советские войска неоднократно пытались прорвать насыщенную немецкую оборону, но вновь безуспешно. В то же время наступление сорвало наступательные планы вермахта, форсировав Неву и усилив тем самым группу армий «Север» 11-й армией, которая была отвлечена от решающего направления войны.

Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Операция по прорыву блокады Ленинграда в 1943 году получила название «Искра» (название было предложено самим Сталиным). Силы и средства были сосредоточены для достижения целей в регионе, где советские войска уже неоднократно терпели неудачи, что давало им пятикратное преимущество перед противником. Операции начались 12 января, а через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились и прорвали линию блокады Ленинграда.

Потребовалось чуть более двух недель, чтобы открыть железнодорожный и автомобильный доступ к сухопутному коридору на Ленинград. Новый маршрут снабжения Ленинграда, который все еще находился в осаде, был назван «Дорогой Победы». Зима второй блокады прошла с вполне приемлемыми поставками продовольствия в «город Ленина».

В феврале-апреле 1943 года советские войска под Ленинградом попытались развить успех и разгромить немецкую группу «Север», но потерпели неудачу. В составе немецких войск оборонительные действия вела испанская «Голубая дивизия», сформированная, в частности, на добровольных началах (из-за официального нейтралитета Испании во Второй мировой войне). Дивизия заняла позиции вдоль реки Ижора и успешно отразила атаку советского 55-го армейского корпуса; в ноябре 1943 года дивизия была отозвана на родину [3].

Снятие блокады Ленинграда. Операция по полному деблокированию начиналась 14 января 1944 года совместными ударами Ленинградского и Волховского фронтов по флангам немецкой обороны в районах Петергофа и Новгорода. Оборонительная линия противника была прорвана, но значительная часть сил вермахта, бросив тяжелое вооружение, смогла вырваться из уготованного им окружения.

С 21 января немцы начали отвод своих войск из Мгинско-Синаявинского выступа на новые оборонительные рубежи у Нарвы и Луги. Советские войска упорными боями смогли серьезно нарушить эти планы, и после взятия Красногвардейска добиться рассечения 18-й немецкой армии на две части. По итогам этого наступления германские войска были отброшены от города, и 27 января был издан особый приказ по фронту, возвестивший об окончательном снятии блокады Ленинграда.

Дальнейшее развитие этого наступления отодвинуло линию советско-германского фронта от «северной столицы» более чем на 200 километров. В середине июня советские части отбросили финские войска, удерживающие Карельский перешеек, более чем на 100 километров в северном направлении. При этом последовательно было прорвано несколько хорошо укрепленных оборонительных линий противника [4].

Сколько дней длилась блокада. Выражение «900 дней блокады», которое мы неоднократно встречаем в различных источниках, - это всего лишь литературный образ, возникший из-за желания «округлить» важную цифру. Согласно мнениям историков, сколько дней длилась блокада Ленинграда, эта цифра составляет 872 дня. В этом случае основными возможными знаковыми датами являются:

Сентябрь 1941 года - начало блокады, отрезавшей город от всех сухопутных коммуникаций;

Январь 1943 года - Ленинградский и Волховский фронты соединяются, блокада прорвана;

Январь1944 года - окончательное снятие блокады Ленинграда.

Разница между понятиями «прорыв» и «снятие» блокады обусловлена фактором контроля над транспортными коммуникациями Ленинграда. Прорыв блокады не изменил ее временного характера. Так, восстановление советского контроля над Октябрьской железной дорогой признается снятием блокады.

В целом понятие «оборона Ленинграда» имеет более широкие временные рамки: с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года, когда территория Ленинградской области была окончательно освобождена от оккупационных войск. Битва за Ленинград считается одним из самых продолжительных сражений Второй мировой войны [5].

Итоги, потери и значение. Блокада Ленинграда примечательна суровыми тяготами войны, огромными жертвами и потерями, которые коснулись не только солдат, но и мирного населения. Почти полностью осажденный врагом мегаполис смог не только продолжать сражаться в течение двух с половиной лет, но и сохранить работу предприятий и возможность жизни для многих людей.

Блокада очень сильно потрепала «город Ленина». Даже их решимость заняла несколько лет. Самыми страшными жертвами стали голодные смерти, которые оцениваются в 620 000 человек, большинство из которых умерли зимой первой блокады. В результате немецких обстрелов и воздушных налетов погибло около 17 000 мирных жителей Ленинграда.

Советские потери в ходе всей битвы за Ленинград составили около 330 000 только погибших. Большая часть из них была вызвана провалом операций по прорыву блокады. Кроме того, операции по прорыву привели к окружению атакующих советских частей, в результате чего 110 000 солдат и офицеров оказались в статусе «пропавших без вести».

Но жертвы были не напрасны: прочная оборона советских войск под Ленинградом в 1941-1942 годах позволила задержать на этом направлении крупные немецкие контингенты, исключив возможность их использования в других местах на германо-советском фронте. Кроме того, Ленинград был одним из главных оборонных, промышленных и научных центров страны и сохранялся как основная база Балтийского флота. На протяжении всей войны вклад «города на Неве» в общую победу над фашизмом был непрерывным и очень значительным. (Рисунок 2)

В знак признания величайших заслуг ленинградцев и воинов, защищавших город, Ленинград стал первым городом страны, которому было присвоено звание «Город-герой». А день снятия блокады Ленинграда (27 января) стал одним из «дней воинской славы», который ежегодно торжественно отмечается по всей России [1].

Рисунок 2. Потери населения

Эвакуация населения. Во время блокады было эвакуировано 1,5 миллиона человек. Эвакуация проходила в три этапа. Первая длилась с 29 июня по 27 августа 1941 года, когда немцы заняли железную дорогу, связывающую Ленинград с восточными областями. Вместе с заводами и фабриками были эвакуированы 164 320 рабочих и служащих, а также еще 488 703 человека. Однако ситуация в Ленинграде еще не была критической, и многие ленинградцы не хотели покидать город.

На втором этапе (с сентября 1941 года по апрель 1942 года) людей эвакуировали по «Дороге жизни», водным транспортом через Ладожское озеро и самолетами. Всего в ходе второй волны было эвакуировано около 659 000 человек. Третий этап эвакуации длился с мая по октябрь 1942 года, когда город покинули 403 000 человек [2] (Рисунок 3).

Рисунок 3. Эвакуация населения

Заключение. Блокада Ленинграда – трагическая страница в истории Великой Отечественной войны, символ стойкости и героизма советского народа. Этот период, продолжавшийся с сентября 1941 года по январь 1944 года, оставил непередаваемый след в сердцах людей. В течение 872 дней Ленинград подвергался смертоносной осаде фашистских войск.

Город был изолирован от внешнего мира, и его жители оказались в полной изоляции. Голод, холод, болезни – эти страшные спутники блокады принесли множество страданий. Но несмотря на все трудности, ленинградцы проявили невероятное мужество и выдержку. Героизм горожан проявился в каждом акте их повседневной жизни.

Люди делили последние запасы еды, отказываясь от собственного голода в пользу детей и стариков. В условиях постоянного обстрела и вечного страха за свою жизнь, жители Ленинграда сохраняли человечность и солидарность.

Несмотря на тотальное государственное управление, на блокадном Ленинграде зажигалась свеча культуры и искусства. Театры, концерты, лекции – существовали даже в самых трудных условиях. Ленинградцы показали, что человек может быть сильным не только физически, но и духовно.

Блокада Ленинграда стала свидетельством выдающейся силы духа советского народа. Память о тех событиях остается в сердцах истории, напоминая о том, что даже в самых темных часах человеческое достоинство и героизм могут преодолеть любые трудности.

Список использованных источников

  1. Адамович А.М. Блокадная книга / А.М. Адамович, Д.А. Гранин. – СПб.: Лениздат, 2020. – 402 с.

  2. Бешанов, В.В. Ленинградская бойня. Страшная правда о блокаде / В.В. Бешанов. – М.: Яуза-пресс, 2022. – 269 с.

  3. Гланц Д. Блокада Ленинграда. 1941-1944 / Д. Гланц. – М.: Центрполиграф, 2020. – 221 с.

  4. Грибан И.В. Как помнить и что знать? Блокада ленинграда в школьных учебниках отечественной истории [Электронный ресурс] / И.В. Грибан, С.В. Лыта. – Екатеринбург, 2020. Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2317/64.pdf.

  5. Ламанова Е.В. Блокада Ленинграда. 1941-1944 / Пер. с англ. Е.В. Ламановой. – М.: ЗАО Центрполиграф. 2020. – 153 с. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://djvu.online/file/.

  6. Подвиг Ленинграда 1941-1944 / Документально-художественный сборник. – М., 2020. – 351 с.

  7. Юдовин, С.Б. Ленинград в дни Великой Отечественной войны / С.Б. Юдовин. – М.: АСТ, 2020. – 144 с.

Просмотров работы: 119