Информационные неврозы - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Информационные неврозы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы живем в веке информационного прорыва. Работа в напряженном ритме и ускоренном темпе способствует возникновению усталости. Досуг человека, развлечения и любая деятельность стали теперь основываться на функционировании электронных устройств. Вряд ли кто-то задумывался, что одной из причин плохого самочувствия является избыток информации и ее неграмотное применение.Причем, сама информация не является опасной, опасна ее негативность, избыточность, противоречивость. Перегрузка мозга при этом становится весьма критической. Апатия, утомляемость, бессонница, головные боли и головокружения, легкая амнезия – это лишь малая часть клинических проявлений. Самые опасные последствия – потеря ощущения стабильности жизни, нервное истощение, появление страхов и комплексов Проводя много времени за электронными источниками информации, человек подвергается информационным перегрузкам, которые влекут за собой развитие информационных неврозов. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Целью статьи является рассмотрение понятия информационных неврозов, механизмов их появления, последствия, к которым они могут привести, и возможные пути решения данной проблемы.

Вся психическая деятельность человека основана на информации. Мысль, как и идея, - это информация. Как характер информации, так и ее объем, могут играть роль патогенного фактора, вызывающего не только психические расстройства, но и дизрегуляционную патологию эмоциональной, вегетативной и интегративных систем организма.

Информационные неврозы - патологическое состояние организма, которое приводит к неблагоприятному влиянию на деятельность органов и систем.

Основными причинами информационных неврозов являются информационные перегрузки. Это может быть, например, получение избыточной информации, увеличение источников информации, нарушение её структурной организации, потребление новостей различного характера, отсутствие отдыха [1;2].

По мере увеличения объема информации растет и скорость ее обработки, а также качество принимаемых решений. Однако после определенного момента, когда человек получает больше информации, чем может обработать, происходит информационная перегрузка, и способность принимать решения снижается. Любая информация, полученная после этого момента, не будет обработана, что может оказать негативное влияние на способность человека определять приоритеты, а также запоминать предыдущую информацию.

Точка, в которой обработка информации достигает своего пика и непосредственно предшествует его снижению, является пределом возможностей человека по обработке информации, после чего наступает информационная перегрузка, приводящая к информационному неврозу (рисунок 1).

Информационная перегрузка

О бработка информации/точность принятия решений

Информационная нагрузка

Рис.1. Динамика формирования информационной перегрузки

В некоторых определениях понятиях информационной перегрузки учитывается количество информации и время, отведенное на ее обработку, также добавляются характеристики самой информации (качество и полезность).

Источников информации в современном мире становится всё больше. Перегрузка появляется, когда человек вынужден использовать различные каналы информации (мессенджеры, игры, фотографии, просмотр видео, электронные документы) и реализовывать профессиональные и другие виды активности в реальной жизни.

Мы получаем много разных данных из непроверенных источников и вынуждены трать много усилий на то, чтобы проанализировать поступающую информацию и установить ее актуальность – это снижает эффективность работы мозга. В результате неструктурированного потока информации высок риск возникновения ошибок и сенсорной перегрузки.

Одной из ключевых причин возникновения информационной перегрузки ученые называют негативный новостной фон. Каждый человек интересуется происходящими событиями, и мало кто догадывается, что чрезмерная восприимчивость человека к каким-либо негативным новостям может являться причиной информационной перегрузки и, как следствие, причиной информационного невроза [3;4;5].

Не у всех людей один и тот же источник может вызвать нарушение работы мозга, приводящее к информационным неврозам, и существует контингент людей с высоким риском их развития: люди, работа которых построена на взаимодействии с людьми, связана со звуком, проходит в шумной обстановке, люди, которые любят сидеть за гаджетами [6;7].

Механизмы развития информационных неврозов

Во-первых, уменьшение силы процессов возбуждения и торможения, которые проявляются в раздражительной слабости или взрывчатости. Например, человек на обычный раздражитель может дать бурную реакцию, которая на фоне слабого возбуждения быстро затухает, истощается. Эти люди не могут переносить сильные раздражители, у них легкая истощаемость, сниженная работоспособность.

Во-вторых, нарушение уравновешенности нервных процессов при преобладании возбуждения или торможения. К механизмам формирования физиологических систем и контроля за их деятельностью относятся доминанта и детерминанта. Они дополняют друг друга, и их сочетанная деятельность обеспечивает формирование и функционирование физиологической системы в соответствии с текущими потребностями организма. При нарушении реализации этих принципов возникает дизрегуляционная патология. Если детерминанту составляют неконтролируемые структуры, она выходит из-под внутрисистемного и интегративного контроля и формирует патологическую систему. Существенным свойством доминанты является индукция ею непосредственно и через общий интегративный контроль ЦНС сопряженного торможения. Сопряженное торможение оберегает возникающую и действующую доминантную физиологическую систему от влияний сторонних раздражений и обеспечивает достижение этой системой запрограммированного результата без его искажений. Недостаточность сопряженного торможения ведет к дизрегуляционному нарушению процессов формирования и деятельности физиологических систем, невозможности достичь результат, либо этот результат достигается с большими искажениями [8].

Важным механизмом возникновения и поддержания активности патологической системы являются патологические "порочные круги", возникающие благодаря неконтролируемым обратным положительным связям. Порочные патологические круги состоят из структурно-функциональных образований и из метаболических процессов. Каждый нейропатологический синдром имеет свою патологическую систему. С течением времени патологические системы стабилизируются [4;9].

В-третьих, уменьшение подвижности нервных процессов или их патологическая инертность. Как пример можно рассмотреть один из опытов И.П. Павлова. При переделке значений метронома из положительного в отрицательный, когда его перестали подкреплять, он приобрел свойства отрицательного, тормозного раздражителя. После этого попытались вернуть ему положительное значение, но так и не добились этого. Торможение стало инертным, сдвинуть его не удалось [9;10].

В норме, если условный рефлекс несколько раз не подкрепляется, то он теряет свое значение. При наличии инертного возбудительного нервного процесса он перестает угасать. Имеется вероятность возникновения застойных фазовых явлений [2;11].

Адаптация организма к информационным перегрузкам

Адаптация – это способность организма, в том числе любой его системы, приспосабливаться к условиям среды, в которой он обитает, обеспечивая возможность собственного существования. Механизмы адаптации носят компенсаторный характер.

Среда, созданная человеком, где главным элементом является поток информации, активно воздействует на человека. Средства информационного воздействия, информационной коммуникации влияют на психику человека. Происходит формирование новых когнитивных стереотипов, ценностей, усложнение процессов социализации личности. Следовательно, увеличиваются нагрузки на систему адаптации.

Под влиянием новых вызовов в информационной среде нарушается изостатическое состояние организма. Болезнь проявляется в виде биохимических, функциональных и органических отклонений организма [12].

Психосоциальная адаптация затрагивает процессы обучения, усвоения ценностей, норм, образцов поведения, закрепившихся в обществе [2;13].

Информационные перегрузки способны вызывать различные формы дезадаптации.

В первую очередь это проявляется в нарушении психологического равновесия. Формы проявления психологической дезадаптации человека могут быть различными. Например: в виде различных форм психологической защиты; психосоматических заболеваний; психотических состояний.

В условиях обилия информационных потоков ведущее значение принадлежит подсистеме поиска, восприятия и переработке информации. Нарушение равновесия между информационной насыщенностью действительности и информационным ресурсом приводит к состоянию дезадаптации. Это такое состояние, при котором человек не может справиться со стрессовой ситуацией, например, в случае информационной перегрузки.

Весомым значением для процесса адаптации к информационной среде является активное поведение индивида в сложных условиях. Внешние воздействия среды приводят к внутреннему дисбалансу. Соответственно, адаптационные механизмы будут более эффективны при активном изменении внутреннего содержания личности. Это может проявляется в выработке новых форм поведения, усвоении новых форм деятельности. Эффективная адаптация в новой информационной среде обитания зависит от многих факторов: от правильного формирования мышления, психологической готовности человека приспособиться к новой среде, к новым формам взаимоотношений; от социальных условий, социально-коммуникативного опыта, коммуникационных возможностей [14;15].

Таким образом, результативная адаптация, то есть здоровье человека тесно связаны с его мировоззрением. Мировоззрение, которое основано на знании простых закономерностей и которое направлено на сплочение с окружающим миром, позволяет человеку легко преодолевать сложные процессы в жизни, помогает определять наиболее эффективные пути развития [2;11].

Решение проблемы информационных неврозов

Для того чтобы решить проблему информационных неврозов существует несколько путей. Одним из них является цифровая детоксикация.

Меры цифровой детоксикации были предложены в качестве решения для уменьшения негативного воздействия использования источников информации на биологическое и социальное благополучие или социальные отношения. Цифровая детоксикация предполагает перерывы во время использования электронных устройств. Это направлено на то, чтобы помочь людям отвлечься от повседневных цифровых подключений. Цифровая детоксикация определяется как период времени, в течение которого человек воздерживается от использования своих электронных устройств, рассматриваемый как возможность уменьшить стресс или сосредоточиться на социальном взаимодействии. Цифровая детоксикация подчеркивает стремление повысить осведомленность о чрезмерном использовании электронной информационной техники и повысить самооптимизацию [8;16].

Вторым путем будет являться планирование поступления информации. Для этого нужно распределить рабочие и нерабочие задачи таким образом, чтобы потребление информации чередовалось с творческой деятельностью. А также важным аспектом будет являться соблюдение определенного ритма работы, что способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. В этом пункте можно сказать и о постепенном вхождении мозга в работу, что дает наибольшее приспособление к нагрузке, а значит и последовательное включение физиологических механизмов, определяющих высокий уровень работоспособности.

Третьим путем будет являться отказ от информации, которая является бесполезной. Эта информация является «убийцей» времени и угнетающим звеном нервной системы. Избыточное поступление вместе с полезной информацией ненужной на данный момент может вызвать перегрузку мозга по механизму, описанному выше. Обработка полезной информации будет менее эффективной.

Еще одним путем будет являться разнообразие деятельности, переключение одного вида занятия на другое: умственного труда на физический. Это помогает сохранять и улучшать деятельность всего организма, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании. При выполнении мышечной работы, например, физических упражнений во время пауз, достигается эффект восстановления умственной работоспособности в 2 раза выше, чем при пассивном отдыхе даже вдвое большей продолжительности [2;5;17].

Существует также коррекция дезрегуляционных процессов и лечение болезней регуляции. Они имеют ряд особенностей.

Одна из них обусловлена тем, что благодаря единству интегративных систем организма дизрегуляция каждой системы может возникать в результате дизрегуляционного влияния со стороны других измененных интегративных систем. Это делает необходимым проведение комплексного обследования состояния различных систем и комплексной патогенегической терапии, направленной на нормализацию вовлеченных в патологический процесс систем, а также на связанные между собой звенья образовавшейся патологической системы. Обследование только измененной структуры-мишени могут не дать необходимого результата. Лечение дизрегуляционной патологии, направленное на коррекцию только измененной структуры-мишени без нормализующего воздействия на детерминирующую измененную интегративную систему, как и воздействие только на измененные соматические структуры без ликвидации вызвавшей эти изменения патологической системы, является сугубо симптоматической терапией.

Возникшая вследствие дизрегуляции патологическая система благодаря пластическим процессам и неэффективности внутрисистемных обратных отрицательных связей стабилизируется и становится резистентной к эндогенным регулирующим влияниям и к лечебным воздействиям. Одна из главных задач лечения заключается в том, чтобы дестабилизировать патологическую систему.

Основная задача патогенетической терапии заключается в том, чтобы способствовать ликвидации базисных патогенетических процессов, индуцирующих возникновение последующих патологических механизмов.

Патогенетическая терапия должна сочетаться с этиологической терапией. Только при сочетании этих терапий можно ожидать достижения положительного результата.

Патогенез не только болезней, но и отдельных патологических синдромов характеризуется многофакторностью. На уровне организма многофакторность определяется вовлечением в дизрегуляционную патологию различных органов и систем в их взаимодействии. Многофакторность различных форм патологии возникает либо сразу при действии нескольких патогенных агентов, либо при развитии патологического процесса. Многофакторность патогенеза требует применения расширенной комплексной терапии.

При правильно сконструированной комплексной терапии, действующей на разные связанные между собой значимые звенья, лечебные эффекты препаратов потенцируются, практически не вызывая побочных эффектов. Трудность создания терапии заключается в правильном подборе лечебных средств с учетом особенностей патогенетической структуры патологических процессов. Для успешной терапии патологических процессов необходимо знать их патологическую детерминанту.

При клиническом выздоровлении структурно-функциональные изменения от бывшего патологического процесса могут не проявляться, потому что прикрыты саногенетическими процессами. При действии нового патогенного агента проявляются следовые патологические эффекты. Полное выздоровление характеризуется тем, что скрытые изменения ликвидированы либо от них сохраняется прочно "замурованный" пластическими процессами след. В этих условиях выздоровление переходит в устойчивое состояние здоровья.

Для подавления гиперактивных патологических детерминант и систем целесообразно включать в комплексную терапию препараты, оказывающие тормозные эффекты.

В комплексной патогенетической терапии патологических изменений высшей нервной деятельности и в психической сфере необходимо использовать не только фармакологические средства, но и психотерапию. Необходимо создать у больного новую психическую информационную функциональную систему, которая могла бы стать доминантной и подавлять психопатологическую систему.

Для коррекции некоторых форм дизрегуляционных нервных и нейропсихических синдромов может оказаться эффективным метод биоуправления и психоуправления с обратной связью. Для их применения важно создать алгоритмы лечения, соответствующие патогенетической структуре и особенностям дезрегуляционных синдромов и информационной патологии.

Принципы патогенетической терапии не отвергают патогенетической терапии, направленной на коррекцию патохимических процессов этой патологии. Напротив, поскольку патохимические процессы лежат в основе патофизиологических механизмов, их коррекция является обязательной. Оба вида патогенетической терапии должны входить в комплексную патогенетическую терапию различных форм дизрегуляционной патологии. Тогда терапия будет более полноценной и эффективной [18].

Заключение

Сегодня люди вынуждены сталкиваться с большим количеством информации, влияние которой отрицательно сказывается на здоровье человека.

Прежде всего наблюдается перегрузка головного мозга, который непосредственно принимает участие в анализе и переработке информации. Появляются такие состояния как апатия, утомляемость, бессонница, головные боли и головокружения, нервное истощение, появление страхов и комплексов. Всё это приводит к появлению таких патологических состояний, как информационные неврозы.

Получение избыточной информации, большое количество источников информации, нарушение её структурной организации, потребление новостей различного характера, переключение с одного источника информации на другой, отсутствие отдыха – основные причины развития информационных неврозов.

К механизмам формирования физиологических систем и контроля за их деятельностью относятся доминанта и детерминанта. Они дополняют друг друга, и их сочетанная деятельность обеспечивает формирование и функционирование физиологической системы в соответствии с текущими потребностями организма. При нарушении реализации этих принципов возникает дизрегуляционная патология, уменьшение подвижности нервных процессов или их патологическая инертность. Это основные нарушения нервных процессов, которые так же лежат в основе неврозов.

В патогенезе информационных неврозов важную роль играет нарушение механизмов адаптации, которые предназначены для поддержания динамического равновесия, внутренней и внешней устойчивости системы, т.е. носят компенсаторный характер. В процессе биологической адаптации организм приспосабливается через изменения работы органов и тканей, их функций или функций всего организма. Дезадаптация проявляется в нарушении психологического равновесия, которое приводит к различным соматическим заболеваниям, которые важно идентифицировать на ранних этапах развития.

Для решения проблем информационных неврозов выделяется несколько путей: цифровая детоксикация, Планирование поступления информации, отказ от информации, которая является бесполезной, переключение одного вида занятия на другое, комплексная патогенетическая терапия. При рациональном подходе к решению проблемы информационного невроза можно предотвратить развитие данного заболевания либо уменьшить его влияние на организм человека.

Список литературы

  1. Digital Detox: The Effect of Smartphone Detoxification on Psychosocial Well-being. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2021. vol.12. no.15. P. 3-7.

  2. Хананашвили М. М. Информационные неврозы. Л : Медицина, 1978. - 144 с.

  3. Information Overload and Neuroticism in Online Learning: The Role of Perceived Stress. Computers & Education. 2022. vol.30. no.10. P. 14-27.

  4. Media Use and Depressive Symptoms among Older Adults: The Moderating Role of Social Connectedness. Journal of Gerontology: Psychological Sciences. 2022. vol.76. no.7. P. 61-63.

  5. Бодров В.А. Информационный стресс. Москва: ПЕР СЭ; 2000: 352.

  6. Implications of information overload in online social networking: A review and synthesis of the literature. International Journal of Information Management". 2019. vol.24. no.2. P. 33-37.

  7. Information overload, emotional intelligence, and job performance: The mediating role of cognitive workload. Computers in Human Behavior. 2019. vol.9. no.5. P. 14-16.

  8. Information overload: Causes, symptoms, and treatment strategies. Psychology and Neuroscience. 2019. vol.30. no.7. P. 134-145.

  9. Technostress: Current research and future directions. Computers in Human Behavior. 2019. vol.60. no.45. P. 88-97

  10. Technostress and information overload: A conceptual model and empirical investigation. International Journal of Information Management. 2019. vol.67. no.34. P. 89-100.

  11. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. - М., 1998. -С. 3-268

  12. The relationship between information overload and psychological well-being: A systematic review. Computers in Human Behavior. 2019. vol.56. no.45. P. 67-87.

  13. Towards a theory of information overload: A cognitive approach. Behaviour Сamp; Information Technology. 2020. vol.89. no.50. P. 23-27.

  14. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М.: Наука, 1976. - С. 13

  15. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. - М., 1997. - С. 5

  16. Social Media Use and Psychological Well-being: A Meta-analysis. Journal of Happiness Studies. 2020. vol.83. no.34. P. 27-34.

  17. Technoference in Parent-Child Interactions: The Role of Parental Smartphone Use, Parental Stress, and Parent-Child Relationship Quality. Journal of Marriage and Family. 2021. vol.67. no.7. P. 43-51.

  18. Г.Н.Крыжановский. Дезрегуляционная патология: руководство для врачей и биологов. М.:Медицина, 2002. – 632 с.

Просмотров работы: 141