Девиантное поведение несовершеннолетних в условиях образовательной организации является серьезной проблемой, которая требует внимания и анализа. В настоящее время этот вопрос является актуальным, поскольку наблюдается рост числа случаев девиантного поведения у детей. Согласно официальным данным, в России наблюдается постепенное снижение процента подростковой алкоголизации (на 31% с 2016 по 2018 г.), однако показатель наркомании среди несовершеннолетних сохраняется неизменным. В среднем от наркотической зависимости ежегодно страдают порядка 30 тыс. подростков, что увеличивает развитие серьезных заболеваний и приводит к высокому уровню ранней смертности. Также Россия находится на третьем месте в общемировой статистике по уровню подростковых самоубийств, превышая средние мировые показатели в три раза. [1].
Девиантное поведение охватывает широкий спектр негативных действий, таких как акты агрессии, вандализм, суицидальные наклонности, нарушение правил школы и др.
Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально- институциональном, социально-психологическом, личностно психологическом. [2].
Увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на различных уровнях социальной сферы регулируется различными нормативными актами в Российской Федерации, включающие Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, административные законы, законы о защите прав потребителей, законы о медицинской и социальной помощи, законы о психологической помощи и т.д. Также на уровне исполнительной власти существуют нормативные акты, разработанные для регулирования конкретных аспектов социальной действительности.
Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняется от принятых социальных норм или ожиданий. Оно может включать в себя нарушение законов, агрессию, нарушение правил и общественных норм, аморальное или неприемлемое поведение. Девиантное поведение может быть результатом психологических, социальных или окружающих факторов, и может иметь разные формы и выражение в разных культурах и обществах.
Е.И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы» [3].
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация -это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. [4].
Причины возникновения девиантного поведения у несовершеннолетних в условиях образовательной организации могут быть разнообразными и многогранными.
Рассмотрим некоторые из них:
1. Семейные факторы
Одной из основных причин возникновения девиантного поведения у детей являются семейные факторы. Семья играет важную роль в жизни ребенка, и ее влияние может быть определяющим. Несовершенные семейные отношения, конфликты, насилие, алкоголизм или наркомания родителей могут негативно сказываться на эмоциональном состоянии детей и, как следствие, приводить к девиантному поведению.
2. Социальное окружение
Социальное окружение, в котором находится ребенок, также может играть значительную роль в возникновении девиантного поведения. Буллинг или проблемы в коммуникации, влияние сверстников, особенно тех, которые занимаются негативными деятельностями, может сильно повлиять на ребенка. Несовершеннолетние, сталкивающиеся с проблемами в образовательной организации, могут искать поддержку со стороны неадекватных компаний или присоединяться к негативным сообществам.
3. Низкий уровень мотивации
Низкий уровень мотивации является еще одной причиной возникновения девиантного поведения у несовершеннолетних в условиях образовательной организации. Дети, не найдя смысла и интереса в учебе, могут начать проявлять отрицательное поведение в школе. Отсутствие целей и перспектив в образовательном процессе разрушает мотивацию и создает благоприятные условия для возникновения девиантного поведения.
4. Психологические проблемы
Психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность, низкая самооценка или агрессивность, могут быть источником девиантного поведения у несовершеннолетних. Отсутствие поддержки и помощи в решении этих проблем может усугубить ситуацию и привести к дальнейшему развитию отрицательного поведения.
5. Недостатки в системе образования
Недостатки в системе образования также могут стимулировать возникновение девиантного поведения. Несоответствие программ и методик обучения с потребностями и интересами несовершеннолетних может вызывать скуку, разочарование и отрицательное отношение к учебе. Отсутствие педагогической поддержки, неспособность педагога учесть индивидуальные особенности каждого ученика может также способствовать возникновению девиантного поведения.
6. Отсутствие надлежащего контроля и наказания
Отсутствие надлежащего контроля и наказания со стороны педагогов может создать атмосферу безнаказанности, которая стимулирует девиантное поведение у детей. Если ученики чувствуют, что они могут допускать нарушения без последствий, они склонны вести себя отрицательно и неуважительно к правилам.
Признаки девиантного поведения, которые могут быть присущи несовершеннолетним в условиях образовательного учреждения, могут включать:
Несоблюдение правил и норм поведения: это может быть проявлено отказом соблюдать правила школы, класса или общественного порядка.
Агрессивное поведение: физическая или вербальная агрессия в отношении других учеников, учителей или других работников школы.
Постоянное опаздывание на уроки или прогулы: систематическое нарушение учебного расписания и отсутствие на уроках без уважительных причин.
Участие в школьных драках или конфликтах: активное участие в физических столкновениях, спорах или других формах насилия.
Непослушание и нежелание сотрудничать: несоблюдение инструкций учителей, нежелание выполнять задания или участвовать в учебном процессе.
Употребление наркотиков или алкоголя: это может быть проявлено в употреблении или распространении наркотических веществ или алкоголя в школьном окружении.
В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. [5].
В заключение мы бы хотели сделать вывод:
Причины девиантного поведения несовершеннолетних могут быть разнообразными. Девиантное поведение несовершеннолетних не всегда является проявлением их врожденной злобности или плохих намерений, а скорее результатом неблагоприятных обстоятельств и влияния различных факторов. Семейная среда и взаимоотношения с родителями играют ключевую роль в формировании поведения несовершеннолетних. Несовершеннолетние, которые не получают достаточной поддержки и внимания со стороны родителей, более склонны к девиантному поведению.
Окружающая среда и влияние сверстников также играют важную роль. Если несовершеннолетние находятся в компании, где распространяются девиантные практики, они склонны подражать или присоединяться к таким поведенческим моделям. В целом, для понимания и предотвращения девиантного поведения несовершеннолетних необходимо учитывать все факторы и создавать благоприятные условия для их развития и адаптации в обществе.
Литература:
1. Жадан В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции // Юридическая наука. - 2021. - № 7. -С.73-80.
2. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) // Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова, В.Н. Ракачев, Л. Н. Рыбакова, Т.В.Чекинева, А.П. Резник, С.Ю.Любин, Е. А. Войнова, Н.В.Мелешко, Н. Е. Хагурова // - М.: Институт социологии РАН. 2014. - 200с
3. Холостова Е.И. Глосарий социальной работы. -М: «Дашков и К», 2017. - 220 с.
4. Минделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: Издательский дом «Городец», 2016. – 386 с.
5. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трикста, 2005. - 336с.