Социально-психологическая компетентность – это способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений. Социально-психологическая компетентность, включающая умение адекватно общаться, сотрудничать с другими, эффективно решать конфликтные ситуации и строить отношения на основе взаимного уважения, является ключевым фактором для успешной адаптации в обществе. Однако, как показала диагностика, многие младшие школьники испытывают сложности в развитии этой компетенции. Для изучения особенностей сформированной социально-психологической компетентности у обучающихся третьих классов мы применили методику диагностики компетентностей (социальной и коммуникативной) Беспаловой Г.М., методику диагностики социальной компетентности младших школьников Перелыгиной Е.А. и Фишман И.С. и метод наблюдения.
Методика Г.М. Беспаловой показала, что одной из основных проблем является недостаточное осознание детьми социальных условий, в которых они находятся, и их возможностей по достижению желаемого результата. Дети часто не умеют анализировать социальные ситуации, не способны предугадывать возможные последствия своих действий и не умеют принимать решения, основанные на социальных контекстах. Это ограничивает возможности младших школьников в общении с окружающими, приводит к конфликтам и создает трудности в учебном процессе. Ребята, неспособные адекватно соотносить условия и возможности, могут испытывать трудности в понимании своих обязанностей, в поддержании взаимоотношений с другими людьми, а также иметь проблемы с самоорганизацией и саморегуляцией.
Изучая коммуникативную компетентность младших школьников, отметим, что способность понимать и взаимодействовать с другими людьми – это ключевые аспекты, влияющие на социальное и эмоциональное развитие детей. Методика Г.М. Беспаловой позволила обратить внимание на способности испытуемых выражать мысли и чувства, на умение слушать и принимать информацию. Мы обнаружили, что навыки самооценки и понимания других у разных детей существенно варьируются, самооценка часто соотносится с их достижениями и отношением окружающих к ним.
Далее мы провели перешли к изучению мотивационного компонента социально-психологической компетентности с помощью методики диагностики социальной компетентности младших школьников Перелыгиной Е.А. и Фишман И.С.
Мотивационный компонент включает в себя: стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности. Дети, обладающие высоким уровнем мотивации (17% испытуемых), проявляют больший интерес к обучению, активно участвуют в социальной жизни класса и легче адаптируются к новым обстоятельствам. Они более склонны к исследованию и поиску новых знаний, что способствует их развитию и росту. Мы выявили, что в основном младшие школьники находятся на среднем уроне сформированности социально-психологической компетентности – он выявлен у 46% испытуемых. Низкий уровень мотивации может быть обусловлен отсутствием понимания важности достижения целей или несоответствием собственных ожиданий результату. По итогам диагностики, низкий уровень выражен у 37% опрошенных.
Для исследования деятельностного компонента социально-психологической компетентности нами было проведено наблюдение за учащимися. Цель проведения наблюдения – выявить характеристики поведения и взаимодействия в коллективе. Наблюдение позволяет лучше понять, как школьники взаимодействуют друг с другом и какие навыки у них проявляются. Мы фиксировали следующие аспекты:
активность в учебной и внеучебной деятельности;
конструктивное взаимодействие с педагогом и одноклассниками;
способность управлять эмоциями в стрессовой ситуации;
адекватное поведение в конфликтной ситуации.
В процессе наблюдения выявлено, что конструктивное взаимодействие с педагогом и одноклассниками является ключевым аспектом успеха третьеклассников. Дети, которые активно участвуют в обсуждении учебных задач, задают вопросы и высказывают свои мысли, показывают более высокие результаты как в обучении, так и в социальной сфере. Кроме того, способность третьеклассников управлять эмоциями в стрессовой ситуации также оказывает влияние на их поведение. В процессе наблюдения было отмечено, что третьеклассники, которые умеют сохранять эмоциональное равновесие и находить компромиссные решения, лучше усваивают социальные навыки и более успешно адаптируются в коллективе.
Однако мы выявили и проблемы в сформированности деятельностного компонента, например, недостаток самоконтроля. 44,7% от общего числа испытуемых испытывают трудности с соблюдением правил и дисциплины. Неконтролируемые эмоции и действия создают напряженную атмосферу в классе и мешают учебному процессу.
Еще одной проблемой является низкий уровень социальных навыков у младших школьников (63,2% испытуемых). Эти обучающиеся испытывают трудности при установлении контактов с одноклассниками, проявляют неумение слушать и слышать друг друга. Недостаток навыков эмпатии и взаимопонимания препятствует формированию здоровых отношений в коллективе сверстников.
Другой распространенной проблемой является конфликтность между младшими школьниками. Многие младшие школьники испытывают трудности в разрешении разногласий, умении слушать и уважать точку зрения других. Они неправильно (или неточно) выражают свои эмоции и проявляют агрессивное поведение, что приводит к нарастанию конфликтов и непонимания между детьми. Непоследовательность взаимодействия и непонимание вызывают нетерпение и агрессию у 68,4% детей. Различные мнения и интересы также могут приводить к конфликтам и спорам, которые отвлекают от учебы и мешают формированию дружеских отношений.
Кроме того, проблемой является чувство некомпетентности у младших школьников. 42,1% испытуемых испытывают недостаток уверенности в своих способностях и сомнения в собственной ценности. Это может проявляться в отказе от участия в общественных мероприятиях, избегании ответственности и страхе перед критикой. Поэтому важно обеспечить поддержку и позитивное окружение, чтобы помочь им развить положительное отношение к себе.
Таким образом, на основе результатов диагностики мы можем выделить основные направления психолого-педагогической работы развитию социально-психологической компетентности младших школьников:
приобретение и расширение специальных знаний и умений с целью достижения высокого уровня адаптивности;
осмысление и адекватная оценка своих возможностей в деятельности, определение возможных и наиболее эффективных способов деятельности;
формирование у школьников необходимости контролировать свое поведения и умения анализировать его в ситуации социального взаимодействия.