Проблемы изучения социализированности младших подростков - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Проблемы изучения социализированности младших подростков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время, – когда всё чаще звучат словосочетания «дистанционное обучение», «удалённая работа», «виртуальное общение», «виртуальные развлечения», – у людей всё чаще возникают проблемы с социализацией, проблемы с которой в свою очередь ведут к проблемам в самых разных сферах жизни. Наиболее серьезными являются те проблемы с социализацией, которые влияют на обучение, поскольку от результатов обучения зависит вся жизни человека.

Социализация – процесс усвоения человеком системы знаний, моральных норм и культурных ценностей, обязательных для данного общества или группы, которые в результате интериоризации становятся личными ценностями, моральными ориентациями и эталонами поведения. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может быть искажен или заторможен [2].

Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Проблемы с социализацией могут возникнуть на любых этапах жизни человека, но особенно опасно это в младшем подростковом возрасте.

Д.Б. Эльконин считает, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода – найти свое место в обществе, быть «значимым» – реализуется в сообществе сверстников [1].

У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики [3].

Переход из начальной школы в основную, предполагающий многочисленные изменения привычного уклада школьной жизни, создает определенные психологические трудности для ребенка, совпадает по времени с подростковым кризисом, который также несет изменения, но уже не внешнего, а внутреннего характера. Всё это приводит к трудностям в учении, с которыми лучше справляются, как предполагается, дети с высоким уровнем социализированности (социализированность – результат социализации, качественная характеристика социальности человека, определяющая ее социальное своеобразие; сформированность (социальная) личности в соответствии с возрастом, сложившимся статусом и особенностями социокультурной среды жизнедеятельности индивида).

На базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы школы № 1257 было проведено соответствующее исследование, которое начиналось с изучения социализированности младших подростков по методике М.И. Рожкова. В опытно-экспериментальной работе участие приняли 57 человек. Изучение распределения обучающихся по уровням социализации показало, что 21% обучающихся имеют высокий уровень социализированности; 56,2% – средний; 22,8% – низкий.

Эта работа показала, что почти четверть обучающихся имеет проблемы с социализацией, которые в свою очередь почти наверняка влекут за собой другие проблемы, в частности – с учебной успеваемостью. Это опасно, поскольку качество учебной деятельности в подростковом возрасте способно определить всё дальнейшее развитие человека. Из этого получаются следующие перспективы исследования: необходимо произвести факторный анализ влияния социализированности на учебную успешность подростков и создать программу психолого-педагогического сопровождения развития социализированности младших подростков.

Список литературы:

1. Эльконин Д.Б. Детская психология. / Д.Б. Эльконин – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

2. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. / Л.Ф. Обухова – М.: Юрайт, 2013.

Просмотров работы: 19