ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Никифорова И.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждая новая парадигма социальной работы выдвигает высокие требования к этическому и профессиональному поведению специалиста по социальной работе. Для выполнения своих функций им нужно обладать не только профессиональным образованием, но и на личностном уровне быть готовым соблюдать профессиональные и этические нормы.

Требования к этическим качествам социального работника закреплены в Международном этическом и профессиональном кодексе социального работника, Моральном кодексе Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации, Профессиональном кодексе членов Межрегиональной ассоциации социальных служб, квалификационной характеристике «специалист по социальной работе», Профессиональном стандарте специалиста по социальной работе и Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа. Определенные положения ФГОС ВО по направлению подготовки «Социальная работа» требуют от университетов специалиста, который компетентен не только в профессиональном, но и в коммуникативных, духовно-нравственных, а главное этических отношениях. Так, в современных условиях постоянно становится актуальной необходимость формирования этических качеств студентов по направлению подготовки «Социальная работа» в ВУЗе.

Для специалиста социальной сферы, работающего в системе «человек - человек», этические качества являются важной и необходимой составляющей его профессиональной деятельности. Поэтому, одной из проблем подготовки в вузе студентов становится проблема формирования их этических качеств, которые основаны на понимании ответственности за свой труд, осмыслении своей миссии в жизни общества и овладении необходимым комплексом общекультурных и профессиональных компетенций.

Этическая подготовка будущих специалистов по социальной работе определена сложностью и многообразием форм развития российского общества, спецификой социальной работы как особого вида профессиональной деятельности в системе «человек - человек». В действительности социальные работники сталкиваются с разными этическими проблемами вследствие необходимости исполнения своих профессиональных обязательств по отношению к клиентам, коллегам. Контактируя с людьми различных конфессиональных групп, специалист по социальной работе способствует формированию новых взаимоотношений, основанных на гуманизме [2].

Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени отсутствует общепринятое определение этической культуры специалиста по социальной работе. На основе анализа различных трактовок понятия «этические качества специалиста по социальной работе» (Гурьянова Т. Н., Коныгина М. Н., Агронина Н. И., Никитина Н.И.), было выделено следующее определение: этические качества специалиста по социальной работе – профессиональные и личные качества, отражающие совокупность мировоззренческих и профессиональных знаний, качеств, навыков, интересов, потребностей и умение говорить правильно, способствующие эффективному взаимодействию в системах «специалист – клиент – его окружение», «специалист – коллеги».

Этические качества специалиста по социальной работе отражают готовность и способность социального работника к осуществлению его профессиональной деятельности.

Учитывая, что в научных трудах этические качества трактуются как общий показатель определенного уровня профессиональной компетентности, было необходимо выявить систему качеств, составляющих содержание этической культуры специалиста по социальной работе [2, 3]. На основе проанализированных данных разработана система этических качеств специалиста по социальной работе и включает следующее:

Честность, т.е. умение говорить правду о ситуациях, трудностях, о своих ошибках, это умение держать обещания.

Совесть – это внутреннее чувство ответственности за собственные действия и поведение. Она играет важную роль в контроле поведения, стимулируя человека к поиску креативных решений и предупреждая его об использовании формального подхода в соблюдении моральных и профессиональных норм.

Объективность, т.е. независимость от своих личных предубеждений в оценке трудной жизненной ситуации клиента.

Справедливость должна быть основным принципом взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентами. Независимо от того, каким человеком является клиент, его нужды и требования должны быть удовлетворены одинаково качественно и полностью. Кроме того, справедливость должна распространятся и на коллег – их действия должны быть оценены объективно, без лишней похвалы или преувеличения недостатков.

Тактичность. Она заключается в том, чтобы умело управлять своим поведением, чтобы не наносить непреднамеренные оскорбления, не задевать человеческую самооценку и не унижать его достоинство.

Внимательность также требуется работе специалиста для того, чтобы подмечать незаметные изменения в поведении и настроении клиента и вовремя реагировать на них. И необходимо при решении проблемной ситуации у клиента, чтобы не ускользнула ни одна важная деталь или информация.

Толерантность – необходимое качество в работе с людьми. Означает терпимость к иному мировоззрению, вероисповеданию, мнению, взглядам на жизнь.

Самообладание. Когда клиент проявляет раздражение и агрессию, выплескивает свои эмоции социального работника, то специалист не должен отвечать тем же. Специалист не должен терять контроль над собой и своими действиями, иначе он может неправильно понять проблему клиента, тем более клиент может начать еще больше проявлять недоброжелательное отношение отзываясь на неправильную реакцию социального работника.

Доброта. Она выступает как забота о своих клиентах, просматривается в создании хороших условий жизни, позитивного эмоционального фона, в умении своевременно оказывать помощь. Быть добрым – значит помочь клиенту выстоять против негативных явлений, преодолеть трудности, стать ответственным за свою жизнь и жизни близких ему людей.

Любовь к людям – определяется гуманность. Работая с клиентом и выявляя его позитивные качества, специалисту необходимо стремиться к тому, чтобы вызвать позитивную сторону личности клиента, которая привлечет изменение жизнедеятельности в лучшую сторону.

Самокритичность – качество социального работника, которое помогает извлекать ошибки из своих действий и находить их решение. «Здоровая» критика своих поступков – истинный путь к развитию своих особенностей.

Адекватная самооценка – особенное качество высококвалифицированного специалиста, дающее высокую эффективность решения проблем клиентов.

Коммуникабельность – умение расположить собеседника к себе и наладить взаимодействие с клиентом.

Оптимизм – обязательное качество при работе с проблемами клиентов. Ведь помимо предоставления помощи, социальный работник обязан дать надежду и веру в лучшее.

Сила воли – преодоление своей слабости, способность противостоять трудностям и доводить дело до конца. Именно сила воли при решении проблем клиент может заставить его поверить в себя и не отступать назад.

Эмпатия – способность распознать эмоции и чувства другого человека, сопереживание эмоциональному состоянию клиента.

Стремление к самосовершенствованию – это профессиональный рост, приобретение навыков, необходимых в работе, совершенствование моральных качеств, снижение недостатков, мешающих качественно выполнять свою работу. Трудно пытаться добиться о клиента активных действий в решении его проблемы, если он понимает, что специалист, сидящий перед ним проявляет пессимистичность и лентяйство.

Творческое мышление – важное качество специалиста по социальной работе. Каждая проблема, с которой сталкивается социальный работник в своей карьере совершенно разная и нельзя к каждой применять тот подход в решении, что был у предыдущей. Творческое мышление про креативность, умение вовремя менять подход к работе и импровизацию в деятельности [4]

Процесс формирования в университете системы этических качеств у будущих специалистов по социальной работе основывается на следующих методологических подходах:

1) антропологическом (опора на социальный и первичный профессиональный опыт студентов; обучение на основе создания психологического комфорта и атмосферы сотрудничества; учет особенностей студенческой молодежи и др.);

2) личностно – деятельностном (обеспечение субъективной позиции студента в процессе обучения, создающем условия для самоопределения и осознания своей деятельности, выведение её результатов; построение взаимоотношений между преподавателями и студентами на основе доверия; организация ознакомительных практик для студентов с целью формирования профессионального опыта в сфере его дальнейшей профессии);

3) компетентностном (профессиональный и личностный рост будущего специалиста по социальной работе в рамках этической культуры как необходимой составляющей его трудовой деятельности);

4) гуманитарно – аксиологическом (формирование у студента системы общечеловеческих, профессиональных и этических качеств, определяющих его отношение к самому себе и к окружающей его действительности);

5) этнопедагогическом (предполагает развитие на внутриличностном уровне студентами системы знаний об этнических и социокультурных процессах в современном мире);

6) ситуационно – контекстном (проектирование и реализация системы учебных ситуаций, которые отражают сущность и содержание этических основ профессиональной деятельности специалиста по социальной работе).

Процесс формирования этических качеств у будущих социальных работников в вузе осуществляется в несколько этапов.

1. Этап постановки мотивации, создающий основу для последующих. Будущий специалист по социальной работе во время обучения в университете на основе междисциплинарного подхода узнает о сущности понятий «этика социальной работы», «деонтология», «профессиональная коммуникация специалиста по социальной работе», «культура делового общения», «профессиональная культура социального работника», «этические качества специалиста по социальной работе». Также студент проходит ознакомительные практики в различных социальных организациях и учреждениях, где набирает опыт работы с различными категориями населения. На основе выявленных данных с помощью диагностических методик студент узнает свои индивидуальные особенности, и у него возникает необходимость усовершенствовать свою культуру профессионального общения. Таким образом, при реализации этого этапа происходит понимание студентом себя как будущего специалиста по социальной работе, который способен к осуществлению своей дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Функционально – тренировочный этап, при котором происходит развитие профессионально-коммуникативных умений в общении с клиентами различных категорий населения на учебных практиках и волонтерской деятельности. Второй этап предполагает самооценку студентом своих индивидуальных особенностей проявления этических компетенций, их самосовершенствование для успеха в профессиональной деятельности. На этом этапе студент учится проявлять свои способности создавая различные проекты и реализуя их через разнообразные конкурсы с получением грантовой поддержки, которые направлены на улучшение жизнедеятельности людей в обществе. Также тренировочная сторона этапа проявляется в участии в разных олимпиадах, например, Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» — масштабный проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Ключевым направлением является практико-ориентированность: задания разрабатываются в соответствии с актуальными требованиями рынка труда в сотрудничестве с компаниями-партнерами проекта, что позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, способных решать реальные отраслевые задачи еще на этапе студенчества.

3. Интегративный этап, на котором студент проявляет инициативу, совершенствуя самообразование в области этики и деонтологии социальной работы с целью использовать ее результаты при выполнении диплома; здесь активизируется деятельность научного студенческого общества, через благотворительную деятельность и участие в волонтерских акциях помощи населению, по изучению проблем, связанных с этическими качествами специалиста по социальной работе. Как результат в конце этого процесса будущий специалист выстраивает индивидуальную модель самосовершенствования этической культуры.

Процесс формирования этических качеств будущего специалиста по социальной работе основывается на следующих принципах:

1. Принцип ситуативности (ранжирование ситуаций профессиональной деятельности по проявлению различных этических компетенций специалиста и организация учебного процесса на основе их анализа);

2. Принцип индивидуализации процесса обучения (создание благоприятных условий для развития личностного, профессионального и этического потенциала будущего специалиста по социальной работе);

3. Принцип полиэтничности образовательного процесса вуза (усвоение норм неконфликтного сосуществовании с представителями других культур в одном окружении, формирование межкультурной компетентности);

4. Принцип развития поликультурного мировоззрения специалиста;

5. Принцип диалогового обучения (обеспечивает достижение открытости в общении между преподавателями и студентами, развитие лучших качеств личности, возможность проявить себя в какой-либо сфере жизнедеятельности университета);

6. Принцип единства и преемственности нормативно-правовой, социологической, психолого – педагогической, специально – технологической подготовки специалиста по социальной работе;

7. Принцип практической и профессионально-прикладной направленности этико – деонтологического образования будущего специалиста по социальной работе;

8. Принцип индивидуально – личностной ориентации и профессионального воспитания студентов, комплексное воздействие на все сферы деятельности его личности;

9. Принцип регионализации (подготовка студентов к профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей).

Комплекс условий, которые обеспечивают эффективность процесса формирования в вузе этических качеств будущего специалиста по социальной работе:

1) административно-организационные условия (соответствие организации учебно – воспитательного процесса в университете требованиям рынка труда к уровню этической культуры специалиста по социальной работе; привлечение к реализации специальных курсов по этике социальной работы высококвалифицированных специалистов-практиков по социальной работе; усовершенствование индивидуальной работы кураторов групп со своими студентами);

2) образовательно-технологические условия (приоритетность реализации профессионально-образовательных технологий с учетом возрастных особенностей студентов; реализация межпредметных связей в обучении; активизация различных видов ознакомительных, учебных практик и волонтерской деятельности);

3) индивидуально-профессиональные условия (высокий уровень профессионализма преподавателей в университете и наличие готовности к деятельности по формированию этических качеств будущих специалистов по социальной работе; мотивированность и активность студентов в овладении этическими компетенциями в учебной деятельности).

В заключении можно сказать, что этические качества специалиста по социальной работе представляют собой отдельный личностный ресурс, который формируется в период профессиональной подготовки и развивающийся в дальнейшей своей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Агронина Н. И., Никитина Н.И. К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих специалистов по социальной работе // Вестник ТГУ. 2012 № 4 С. 149-153

  2. Гурьянова Т. Н. Профессиональная этика: учебное пособие / Т. Н. Гурьянова, М. И. Надеева; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2020. – 156 с.

  3. Коныгина, М. Н. Этические основы социальной работы: учебное пособие / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2014. – 154 с.

  4. Конвисарь А.А. Этические основы поведения социального работника: учебное пособие / А.А. Конвисарь. – Костанай: Костанайская академия МВД РК им. Ш. Кабылбаева, 2018. – 104 с.

  5. Приказ Министерства Труда России от 18.06.2020 № 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" (Зарегистрировано в Министерстве Юстиции России 15.07.2020 № 58959). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357716/

  6. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г, В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.18 №76. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71789368/

Просмотров работы: 34