В современном обществе наблюдается тенденция увеличения количества детей с эмоциональными нарушениями, часто проявляющимися в виде тревожности. В связи с этим возникает вопрос о необходимости коррекционной работы для снижения и устранения психоэмоциональных проблем в дошкольном возрасте. Именно в этот период наиболее эффективна коррекционная работа.
Немов Р.С. дает следующее определение тревожности: «тревожность – постоянное или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойство, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [5].
Также, в психологическом словаре под редакцией Дaвыдовa В.В. дается такое определение тревожности: «особенность человека к очень частым переживаниям» [2]. Как указывается в учебнике Н.В. Репиной, «тревожность и страх обладают общим свойством – они базируются на эмоциях. Только лишь страх возникает тогда, когда угроза действительно имеет место быть. А тревожность появляется у человека, как предчувствие. Если хотите, как «шестое чувство». Сопровождаясь при этом физиологическими изменениями в организме: потоотделением, расширением зрачков и другими проявлениями» [8].
Прихожан А.М. выделяет следующие «виды тревожности: – устойчивая тревожность, возникающая в какой-либо сфере, которую можно обозначить как частную или специфическую (например, тестовая); – общая, генерализованная тревожность, которая может меняться в зависимости от значимости для человека вызывающей ее причины» [6].
Над проблемой тревожности трудилось не мало представителей неофрейдизма, среди которых стоит упомянуть теорию Хорни К. Она выделяет 11 невротических потребностей:
– потребность в привязанности и одобрении или желание нравиться другим;
– потребность в партнере, боязнь одиночества;
– потребность ограничить свою жизнь и оставаться незамеченным;
– потребность власти над другими людьми посредством ума;
– потребность использовать других людей в своих целях, получать от них выгоду;
– потребность в общественном признании;
– потребность личного обожания, раздутое эго;
– притязания на личные достижения, превосходство над другими;
– потребность в самодостаточности и независимости;
– потребность в любви;
– потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости» [10].
Важно отметить, что тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана неблагоприятными формами воспитания (недостаточное или избыточное внимание со стороны родителей, непоследовательное воспитание и слишком строгий контроль) и конфликтами внутриличностного характера (родительские противоречивые и негативные требования, а также ситуации, вызывающие сильный испуг, такие как неожиданные, травмирующие ситуации) [4]. Становление ребенка сопровождается рядом кризисных этапов, особенно характерных для дошкольного возраста. В одном из таких этапов кризиса, а именно в трехлетнем возрасте, особенно ярко выражается состояние тревожности, связанное с разрывом связи между ребенком и матерью при посещении детского сада. В более старшем дошкольном возрасте тревожность у детей может быть вызвана различными причинами: низкой самооценкой, переходом к новым видам деятельности (например, начало образовательной подготовки к школе). Как правило, можно определить наличие тревожного состояния у ребенка по ряду характерных признаков: беспокойное поведение, нарушение сна, раздражительность, мышечное напряжение, снижение концентрации внимания и рассеянность, эмоциональная отстраненность и снижение аппетита.
Таким образом, разработка проекта психологической практики, направленной на оценку и коррекцию у детей старшего дошкольного возраста, будет отличаться актуальностью и иметь научную и практическую значимость.
Целью данной психологической практики является анализ уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста и подбор способов и подходов к ее коррекции.
Задачи:
1). Провести теоретический анализ состояния проблемы тревожности и основных методологических подходов к коррекции тревожности;
2). Разработать проектный инструментарий, включающий в себя афинную диаграмму, интеллект-карту понятия, эскиз персоны клиента;
3). Подобрать инструменты психологической диагностики;
4). Составить план-график консультационных встреч и определить их тематику;
5). Определить организационно-управленческие условия реализации психологической практики.
Для погружения в проблемное поле психологической практики используется афинная диаграмма – инструмент, который служит для организации идей и данных путем сортировки идей по группам на основе их связей между собой (рисунок 1).
Рисунок 1. Афинная диаграмма проблемного поля феномена тревожности.
Из рисунка 1 видно, что аффинная диаграмма дает ответы на вопросы:
1. Кто находится в проблемном поле практики?
2. Что нам нужно знать, понять, уметь для того, чтобы реализовать практику как проект?
3. Почему это проблемное поле обладает важностью для нас (и других людей)?
4. Где наша ситуация разворачивается?
5. Как мы достигнем понимания нашей проблемы? Что нам для этого нужно сделать?
Для понимания феномена тревожности составим интеллект-карту понятия «тревожность». При разработке психологической практика интеллект-карта служит методом визуализации понятий и позволяет связывать большое число идей, объектов и событий таким образом, что они включаются в конкретную область. На основе интеллект-карты понятия «тревожность» можно увидеть специфику данного феномена, сферы его исследования и изучения, уровни и типы тревожности, методы и технологии оценки и коррекции тревожности.
На рисунке 2 представлена интеллект-карта понятия «тревожность».
Рисунок 2. Интеллект-карта понятия «тревожность».
В качестве инструментов психологической диагностики будут использованы:
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человека тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Опросник (тест) тревожности Филлипса. Изучение уровня и характера тревожности.
Далее составим эскиз персоны потенциального клиента (рисунок 3). Эскиз персоны представляет собой набросок характеристик потенциального клиента, на удовлетворение нужд которого направлена психологическая практика. Данный инструмент позволяет увидеть поведение, эмоциональное состояние, повседневную деятельность, демографические характеристики, нужды и цели клиента.
ФИО: Леонид Д. Возраст: 6 лет Гражданство: Россия Пол: Мужской Род занятий: Дошкольник |
Поведение 1. Занимается в детском саду (выпускная группа). 2. Ведет активный образ жизни. 3. Имеет проблемы в общении со сверстниками. 4. Не хочет идти в школу. |
Задачи (выражены родителями): 1. Определить уровень тревожности. 2. Повысить интерес к школе. 3. Получить консультацию детского психолога. 4. Найти подходящий способ коррекции тревожности перед школой. |
Цели: 1. Снизить уровень тревожности. 2. Улучшить процесс обучения. 3. Поддерживать здоровье психики. 4. Обрести новых друзей и научиться новому. |
Рисунок 3. Эскиз персоны потенциального клиента
После того, как определены ключевые цели и задачи практики, составим ориентировочный тематический план-график тематических консультационных встреч. Пример плана показан в таблице 1.
Таблица 1 – График проведения индивидуальных консультаций
№ |
Название |
Цель |
Методы и приемы работы |
Результат |
1 |
Вводное занятие |
Знакомство с клиентом (клиентами) |
Беседа, опрос, анализ информации |
Заполнение листа участников |
2 |
Поиск факторов тревожности |
Выявление факторов, вызывающих тревожность |
Беседа с родителями, изучение характеристики от воспитателя |
Анализ результатов опроса |
3 |
Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан |
Выявить действительные области тревожности |
Индивидуальное тестирование с помощью шкалы «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» |
Анализ результатов шкал, выявляющих область тревожности |
4 |
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) |
Выявить уровень эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям |
Индивидуальное тестирование с помощью теста «Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)» |
Анализ результатов теста, выявляющего уровень эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям |
5 |
Опросник (тест) тревожности Филлипса |
Изучить уровень и характер тревожности |
Индивидуальное тестирование с помощью опросника «Опросник (тест) тревожности Филлипса» |
Анализ результатов опросника, выявляющего уровень и характер тревожности |
6 |
Коррекция рекомендаций, полученных на прошлых встречах |
Нахождение наиболее оптимальных вариантов решений ситуаций тревожности |
Беседа, игротерапия, групповые и индивидуальные дошкольные развивающие кружки в игровой форме |
Индивидуальный комплекс психологических рекомендаций |
7 |
Повторная встреча через 20 дней |
Оценка полученных результатов |
Беседа, опрос, анализ информации |
Выявление динамики в снижении тревожности, коррекция практических заданий |
8 |
Беседа с родителями |
Коррекция их действий для наилучшего результата |
Беседа |
Лучшее взаимодействие родителей и ребенка, снижение тревожности |
9 |
Повторная встреча с целью проведения тестирования методиками 3,4,5 встречи |
Выявление изменений в реакции на факторы, провоцирующие тревожность |
Индивидуальное тестирование с помощью тестов «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан», «Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)», «Опросник (тест) тревожности Филлипса» |
Выявление взаимосвязи между проведением игротерапии и изменений реакций на факторы, провоцирующие тревожность |
10 |
Рефлексия |
Анализ психологом и клиентом своего пройденного пути |
Рефлексивный анализ, статистический анализ |
Рефлексивные дневники, итоги встреч (аналитический отчет) |
В заключение определим организационно-управленческие условия воспроизводства психологической практики:
1. Клиент и наличие запроса клиента.
2. Проектный инструментарий (интеллект-карта понятия, глоссарий, эскиз персоны клиента, план-график тематических консультационных встреч).
3. Наличие компетенций и опыта психолога
4. Комплекс практических методик: «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан», «Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)», «Опросник (тест) тревожности Филлипса».
5. Организация среды взаимодействия в кабинете (требуются: удобное помещение с комфортной температурой, диван, стулья, чистая бумага формат А4, ручка или простой карандаш, персональный компьютер или ноутбук, мягкие игрушки, кубики).
6. Длительность одного сеанса – 1 час.
7. Длительность выполнения заданий для отслеживания результатов – не менее 1 месяца.
Предложенный проект психологической практики, направленной на оценку и коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста, может быть рекомендован к использованию и внедрению в лечебно-профилактических организациях.
Список использованных источников
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 2018. – 800 с.
Давыдов В.В. Психологический словарь. – М. : Просвещение, 2018. – 353 с.
Кочетова Ю.А. Психологическая коррекция детских страхов // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 1. – С. 1-14.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. : Международная педагогическая академия, 2014. 368 с.
Немов Р.С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 639 c.
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 304 c.
Психологические тесты для профессионалов/ авт. сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2020 – 496с.
Репина Н. В. Основы клинической психологии. – М.: Просвещение, 2013. – 480 с.
Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1997. – 552 c
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013. – 288 с.