Формирование полноценной системы защиты детства в последние годы является одним из основных задач социальной политики Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что, Президент России, Владимир Путин, объявил 2024 год в стране годом семьи: «В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в России Год семьи», сообщается в указе президента. Активно ведется борьба с преступлениями против детей, внимание пристально падает на обеспечение их безопасности, организацию своевременного выявления семейного неблагополучия, создание профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, профилактику социального сиротства и обеспечение прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [1].
Согласно федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ, в статье 1 дается определение, что семья, находящаяся в социально опасном положении, - это такая семья, которая имеет детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними [2].
Очень часто родители не могут предоставить достойные условия, пропитание и жилье своим детям из-за низкого уровня жизни и финансовых проблем. Такие семьи часто имеют проблемы в сфере здоровья, у детей отсутствует необходимое образование. Кроме того, такие семьи могут сталкиваться с различными социальными проблемами, такими как наркотическая или алкогольная зависимость, насилие в семье и др. У несовершеннолетних детей часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность или гиперактивность). Дети, воспитывающиеся в таких условиях, могут столкнуться с серьезными трудностями в своем развитии, различными формами детской нервности (нервозы, невропатия, страхи). Они часто испытывают проблемы в школе, имеют ограниченные возможности для получения образования и занятия спортом, а также страдают от недостатка ресурсов и поддержки.
В социально опасном положении могут оказаться как благополучные семьи (родители недостаточно хорошо занимаются воспитанием детей или жестоко относятся к ребенку), так и неблагополучные, это зависит от условий, характеризующих стиль, форму и содержание семейного воспитания, которые положительно или отрицательно влияют на развитие и поведение ребенка.
Выделяют конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов. Можно также встретить такие понятия как: деструктивная семья, дисфункциональная семья, негармоничная семья.
Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы, приёмы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе [3].
Инновационные технологии социальной работы с семьей представляют собой совокупность новых приемов, форм и методов государственных, общественных и частных организаций, специалистов и добровольцев, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты семьи. Они реализуются в двух формах: в форме разработки программ, проектов, содержащих методы, алгоритмы и в форме практической деятельности учреждений социального обслуживания по оказанию помощи семье [4].
Инновации, применяемые в работе с семьями, направлены на пропаганду семейного благополучия. Наиболее часто применяемыми формами инновационных методик и технологий являются: клубы общения, тренинги, интерактивные семинары, семинары-практикумы, творческие мастерские, интерактивные игры, а также телефоны доверия, электронный почтовый ящик (для заочного консультирования граждан по возникающим проблемам). Особо востребованными считаются индивидуальное и семейное консультирование, супружеская терапия, внедрение здорового образа жизни. В качестве инновационных методов и технологий в работе с детьми и их семьями выделяют также методы социокультурной и воспитательной работы (целый спектр социальных арт-терапевтических технологий, канис- и иппотерапия, аромотерапия, библио-и мульттерапия и др.) психотерапии [5]. Эти инновации в социальной работе с семьями СОП направлены на их физическую, психологическую, социальную реабилитацию, на организацию социальной среды, информирование и активное обучение социально-важным навыкам. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Семинары-практикумы помогают родителям приобрести практические навыки воспитания детей. В ходе семинара-практикума предусматривается обсуждение различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Творческие мастерские - проходит социокультурная реабилитация через творческую трудовую деятельность. Выполняя задания, члены семьи расширяют кругозор знаний в области культуры и искусства. На занятиях практической деятельностью развиваются тонко координированные движения – точность, скорость и психологические особенности – усидчивость и терпеливость, происходит развитие и поддержание навыков поведения, общения.
Телефон доверия и электронный почтовый ящик – каждый член семьи имеет возможность высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно обсуждать какие-либо значимые для них проблемы.
Интерактивные игры — способны изменить или улучшить модели поведения детей, развить познавательную сферу, логическое мышление, слуховое внимание, речевую активность.
Технология арт-терапии в социальной работе - одна из популярнейших сегодня технологий современной социальной работы. Арт-терапия в социальной работе выступает в качестве одной из инновационной технологий, демонстрируя широкий диапазон подходов и методов творческого характера. В частности, арт-терапевтические приемы и методы востребованы для решения проблем в эмоциональной сфере.
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Происходит коррекционно-развивающая работа с детьми. В психологической работе со взрослыми игра используется в групповой психотерапии и социально-психологических тренингах в виде специальных упражнений, заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков, разыгрывание проблемных ситуаций и т. п.
Канистерапия — разновидность терапии с животными, метод лечения и реабилитации взрослых и детей с использованием специально отобранных и обученных собак.
Иппотерапия — это метод реабилитации посредством лечебной верховой езды на лошади и в упряжках.
Аромотерапия — это применение эфирных масел с целью укрепления здоровья человека. Она способствует решению речевых, интеллектуальных и эмоциональных проблем у детей. Запахи создают настроение, особую атмосферу вокруг.
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством (лепка, коллажи т.д.), в первую очередь рисованием. В настоящее время изотерапия используется как средство психологической коррекции: клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации; неадаптивных форм семейных отношений, внутрисемейных конфликтов.
Куклотерапия - метод психологической помощи детям и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. С членами семьи разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.
Мульттерапия — это современный инновационный метод, ее основой является совместная деятельность родителей и детей, представляет собой создание анимационного фильма.
Арт-терапевтическим методом оптимизации детско-родительских отношений является песочная терапия. Когда в психокоррекционном процессе складывается игровая атмосфера, в членах семьи раскрывается творческий потенциал, позволяющий успешно решать имеющиеся проблемы.
Другим арт-терапевтическим методом оптимизации детско-родительских отношений являет сказкотерапия. Это сравнительно новая методика, в рамках которой ребенку прививают определенные моральные принципы, учат его верно истолковывать события и правильно относиться к окружающему миру.
Драма-терапия — метод групповой работы, который представляет собой ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что инновационные технологии активно внедряются в деятельности многих служб. Проблематика детско-родительских отношений и в целом вопросов воспитания не перестает быть актуальной и находить свой путь разрешения посредством инновационных технологий в работе с семьями СОП. Это позволяет утверждать о необходимости дальнейшего развития и внедрения в практическую деятельность инновационных технологий в социальной работе с семьями СОП.
Список использованных источников
1. Социальная работа с различными группами населения : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.Ф. Басова. — М. : КНОРУС, 2012. — 528 с. — (Для бакалавров).
2. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ [электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 17.01.2024)
3. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. -—Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 400 с. («Высшее образование»)
4. Инновационные методы практики социальной работы : учебное пособие : [16+] / Г.Х. Мусина-Мазнова, И.А.Потапова, И.В.Тарасова [и др.]. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К°, 2022. – 316 с. : табл. – (Учебные издания для магистров). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=621895 (дата обращения: 20.01.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-04613-1. – Текст : электронный.
5. Босов, Д. В. Технология арт-терапии в социальной работе : учебное пособие для студентов программ бакалавриата и магистратуры : [16+] / Д.В. Босов, Л. Ю. Беленкова. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – 277 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=694795 (дата обращения: 20.01.2024). – Библиогр.: с. 241-268. – ISBN 978-5-4499-3223-5. – DOI 10.23681/694795. – Текст : электронный.