Биология является одним из важнейших предметов в образовательной системе, так как позволяет ученикам расширить свои знания о живой природе. Микроскопические исследования — это особая группа практических занятий по биологии, которые позволяют ученикам изучать микромир и наблюдать за мельчайшими организмами и клетками.
Проведение микроскопических исследований на учебных занятиях по биологии в 5-6 классах имеет огромную актуальность. Эти исследования позволяют ученикам лучше понять структуру и функции живых организмов на микроуровне, находить взаимосвязи между организмами разных видов, а также исследовать микроорганизмы и другие элементы природы, которые не видны невооруженным глазом.
Микроскопические исследования имеют значимость для общества, так как позволяют развивать научный подход и интерес к наукам природы у учеников. Результаты таких исследований могут способствовать развитию медицинской науки, экологии и других областей, связанных с биологией. Кроме того, всесторонние познания о живой природе являются важной составляющей грамотной и объективной жизни.
Проведение микроскопических исследований на учебных занятиях по биологии в 5-6 классах начинается со знакомства учащихся с оборудованием. На первом лабораторном занятии они изучают устройство микроскопа, технику безопасности при работе с ним, правила успешного микроскопического исследования, алгоритм действий при работе с микроскопом, а также необходимое для проведения исследований оборудование: предметные и покровные стекла, чашки Петри, препаровальные иглы, пинцеты, пипетки и т.п. После изучения информации проводится контроль знаний обучающихся, результаты которого являются допуском к самостоятельной работе с оборудованием. Каждое последующее лабораторное занятие должно начинаться с повторения техники безопасности.
На втором лабораторном занятии учащиеся знакомятся с понятиями «постоянный микропрепарат», «временный микропрепарат», алгоритмом приготовления временного микропрепарата и приступают непосредственно к исследовательской деятельности. Они самостоятельно изготавливают временный микропрепарат кожицы чешуи лука и на его примере изучают клеточное строение живых организмов.
На последующих занятиях школьники путем микроскопических исследований могут изучать отдельные органеллы растительных клеток, например, пластиды и их виды, а также физиологические процессы, происходящие в растениях (дыхание, полупроницаемость клеточных мембран).
Проведение микроскопических исследований на учебных занятиях по биологии в 5-6 классах позволяет ученикам получить следующие результаты:
Увидеть и изучить структуру клеток разных организмов, таких как растения, животные, грибы и микроорганизмы.
Изучить различные типы клеток, такие как живые и мертвые клетки, клетки различных органов и тканей.
Наблюдать за клеточными процессами, такими как деление клеток, движение органелл, проникновение вредителей и другие.
Примеры и графики могут использоваться для визуализации результатов исследования. Например, можно представить снимки микроскопических препаратов и объяснить, что видно на каждом изображении.
Проведение микроскопических исследований на учебных занятиях по биологии в 5-6 классах является эффективным инструментом обучения, позволяющим ученикам получить представление о микроорганизмах и клетках. Такие исследования помогают развивать научный подход и интерес к биологии, что важно для общества.
Подводя итог, можно сделать вывод, что проведение микроскопических исследований влияет на качество образования и вырабатывает основные навыки наблюдения и анализа. Однако для достижения полноценных результатов требуется повышение квалификации педагогов и приобретение современного оборудования.
Список использованных источников
Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Л.Н. Сухорукова. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
Кожемякина, И.Г. Биологические исследования с использованием цифрового микроскопа // 1 сентября: Биология. – 2011. – № 18. – C. 3–4.
Ярцева, С.В. Увеличительные приборы и приготовление микропрепаратов // 1 сентября: Биология. – 2008. – № 18. – C. 6.
Сведения об авторах: Останина Екатерина Александровна, студентка 3 курса института информационных технологий, точных и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия.
Научный руководитель: Павлова Наталья Владимировна, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия.