Транспорт является важнейшей частью экономической инфраструктуры России. Его функционирование необходимо для перевозки пассажиров и грузов, стабилизации экономики, повышения уровня жизни населения, обеспечения обороны и безопасности страны. Вопросы социальных отношений в транспортной сфере актуальны для любой отрасли, в том числе и для преступности. Наибольший удельный вес в правовом регулировании транспортной безопасности занимают нормы административного права. Безопасность, безусловно, имеет приоритет перед всеми другими критериями транспортных средств. Законодатель, по возможности, регулирует все ситуации, возникающие в ходе реализации транспортной безопасности.
Развитие общества неизбежно привело к развитию транспорта и, соответственно, транспортной инфраструктуры. Сегодня мы не можем представить себе жизнь без автомобилей. За рулем автомобиля находятся люди разных возрастов, профессий, полов и способностей. Все давно согласились, что вождение автомобиля – это не роскошь, а возможность решить многие жизненные проблемы. Однако динамичное и планомерное распространение транспортных средств (как автомобилей, так и автобусов) принесло в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные моменты. Поэтому вопрос об общественных отношениях в транспортной сфере, в том числе о правонарушениях, является актуальным для любого человека.
Ранее административные правонарушения на транспорте предусматривались главой 10 КоАП РСФСР "Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи". С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, одной из задач которого является борьба с правонарушениями на транспорте.
Для административных правонарушений на транспорте характерен единый родовой объект, общие признаки объективной и субъективной сторон. Все они являются результатом взаимодействия человека и транспортного средства.
Административная ответственность за нарушение норм и правил на железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском, а также транспортной безопасности установлена главой 11 КоАП РФ:
- на железнодорожном транспорте (ч. 1-5 с. 11.1, ч. 1- 3 ст. 11.17 КоАП);
- на воздушном транспорте (ч. 1-4 ст. 11.3, ч. 1-4 ст. 11.3.1, ч. 1-2 ст. 11.4, ст. 11.5, ч. 1 ст. 11.14, ч. 4 ст. 11.17, ч. 2 ст. 11.18 КоАП);
- на внутреннем водном и морском транспорте (ч. 1-2 ст. 11.6, ч. 1-2 ст. 11.7, ч. 1-2 ст. 11.8, ч. 1-2 ст. 118.1, ч. 1-2 ст. 11.9, ст. 11.10-11.11, ч. 1,2 ст. 11.3, ч. 2 ст. 11.14, п. 3,4 ч. 1 ст. 11.18 КоАП);
- транспортной безопасности (ст. 11.15.1 и 11.15.2 КоАП)
Под административной ответственностью за транспортные правонарушения следует понимать средство правовой защиты общественных отношений в области дорожного движения, способствующее стабильности данных отношений, защищенности участников дорожного движения, а также предупреждению административных правонарушений и преступлений в данной области на основе норм, установленных действующим законодательством об административных правонарушениях. Административная ответственность является одной из составляющих системы сдерживания нарушений, эффективность которой зависит, в том числе, от грамотного и рационального применения административных наказаний. С помощью административной ответственности осуществляется как защита общественных отношений в области дорожного движения, заключающаяся в применении административных наказаний к виновным, так и их охрана, сущность которой состоит в предупреждении правонарушений посредством правовых норм, запрещающих совершение противоправных деяний.
В качестве объектов административных правонарушений в рассматриваемой области правового регулирования выступают общественные отношения по обеспечению правил безопасности движения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. То есть видовым объектом транспортного правонарушения является установленный порядок управления, безопасность движения и эксплуатации определенного вида транспорта.
С объективной стороны транспортные правонарушения могут выражаться как в форме действий (например, нарушение правил плавания (ст. 11.7 КоАП РФ), нарушение правил погрузки и разгрузки судов (ст. 11.11 КоАП РФ и др.), так и в форме бездействия, то есть в виде пассивного поведения (например, невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, судне морского или внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана (командира) судна (ч. 5 ст. 11.17 КоАП РФ).
Также следует учесть, что объективная сторона административных правонарушений характеризуется рядом квалифицирующих признаков: место, средство и способ совершения деяния.
Субъектами административных правонарушений, совершаемых на транспорте, могут быть:
- должностные лица, к которым относятся только те должностные лица, которые совершили противоправные деяния в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в сфере транспорта (например, ч. 2 ст. 11.1, ст. 11.3, ст. 11.12, ст. 11.24 КоАП РФ и др);
- юридические лица, которые по общему правилу ст. 2.10 КоАП РФ подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела второго КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (например, ст. 11.4 КоАП РФ);
- граждане, то есть лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (например, ст. 11.14, ст. 11.17 КоАП РФ)
Меры профилактики правонарушений на транспорте в Российской Федерации являются одним из механизмов реализации национального законодательства в части, касающейся предупреждения правонарушений, установления административной ответственности за правонарушения на транспорте, а также совершенствование единой государственной системы профилактики правонарушений.
С учетом нормативно-правового анализа перечисленных выше законодательных актов, можно сделать вывод, что к основным - общим мерам профилактики административных правонарушений, можно отнести:
- осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением технических норм, стандартов, правил и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
− регулирование дорожного движения;
− надлежащее оформление документов о дорожно-транспортном происшествии;
− осуществление государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения; − регистрацию в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортных средств и выдача в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов;
− реализацию по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств;
− согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях – тяжеловесных грузов.
Тема проведенного исследования является достаточно уникальной и актуальной, не имеющей единого правоприменения. Таким образом, можно констатировать, что законодатель, ставя своей целью урегулировать как можно большее количество всевозможных ситуаций, возникающих в процессе осуществления транспортной деятельности, уместно выделил административные правонарушения на транспорте в обособленную однородную группу статьей, направленных на обеспечение соблюдения безопасности перевозки пассажиров и грузов. Глава 11 КоАП РФ содержит в себе перечень статьей о запрете определенных действий и выступает важнейшим способом соблюдения правопорядка на объектах транспорта, а равно несет ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, пользующихся различными видами транспортного комплекса страны.
Список литературы:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Агапов А.Б. «Административная ответственность», учебник, 7-ое издание, Москва «Юрайт» 2017, 356 с.
Страхов А.И., П.И. Кононов «Административное право России», учебник, 2-ое издание, Москва «Юрай» 2016, 534 с.
Майоров В.И. Понятие дорожно-транспортных правонарушений и вопросы их классификации // Проблемы права. 2014 .№ 2. С. 173-178.
Мукабенов М.В. Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения: дис. …канд. юрид. наук. М., 2015. 205 с.
Семенов А.Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 694-697.