В настоящее время, по данным ВОЗ, молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет составляют 30 % населения земного шара. Состояние здоровья студентов – это не только показатель существующего социально-экономического и общественного развития страны, но и важный индикатор будущего трудового, экономического, культурного, оборонного развития общества.
Физическое воспитание в ВУЗе призвано постепенно и последовательно формировать у студентов мотивацию на здоровье, повышать защитные функции организма, устранять функциональные отклонения в физическом развитии для поддержания высокой работоспособности [11].
Дисциплина «Физическая культура» в настоящее время является обязательной в образовательных программах студентов не физкультурных ВУЗов, в том числе обучающихся по заочной, дистанционной и вечерней форме образования [9].
По данным разных исследователей, количество студентов, имеющих различного рода заболевания, составляет 56,0-76,0 %, из них хронические заболевания составляют около 60,0 %. Почти 30,0 % студентов имеют избыточный вес, а 50,0 % - проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Кроме этого, за период обучения в вузе число студентов, имеющих заболевания, увеличивается от курса к курсу. В сравнении с первым курсом, выпускники имеют показатель состояния здоровья в три раза ниже. У 25 % обнаруживаются ослабленное здоровье и низкий уровень физической подготовленности [6]. Поэтому с каждым годом все большее количество студентов направляется врачами для занятий физической культурой в специальные медицинские группы [2].
Цель исследования – анализ особенностей проведения занятий по физической культуре для студентов, имеющих ограничения в здоровье.
Задачи:
Обозначить положительные эффекты физической культуры и его значение в оздоровительном процессе студентов;
Обозначить основные принципы организации и методики физкультурных занятий для студентов с ограничениями в здоровье;
Рассмотреть структуру заболеваемости и варианты оздоровительных физических занятий для студентов, имеющих ограничения в здоровье.
Занятия физической культурой оказывают положительное влияние на организм человека, а именно:
Улучшение работы центральной нервной системы, что приводит к образованию новых и совершенствованию старых двигательных навыков;
Улучшение работы скелетно-мышечной системы, увеличение подвижности суставов, повышение механической прочности костной системы, связочного аппарата и сухожилий мышц;
Улучшение работы сердечно-сосудистой системы, снижение риска развития патологии сердца и сосудов;
Улучшение работы дыхательной системы, позволяет увеличить жизненную емкость легких;
Улучшение работы пищеварительной системы, стимулирование выделения пищеварительных соков, активизируют перистальтику кишечника, повышают эффективность пищеварения;
Улучшение работы эндокринной системы, повышение обмена веществ, увеличение работоспособности, замедление процесса утомления и ускорение восстановления организма [10].
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что регулярные занятия физической культурой оказывают положительный эффект на основные органы и системы организма человека, что имеет важное значение в оздоровительном процессе для студентов с ограничениями в здоровье.
При организации и проведении физических занятий для обучающихся данной группы следует соблюдать следующие принципы:
доступность, выражающаяся в необходимости строить физическое обучение в соответствии с функциональными возможностями организма занимающегося;
индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния организма;
системность воздействий с обеспечением подбора упражнений и последовательности их применения;
регулярность воздействия, т.к. только регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма;
длительность применения физических упражнений, так как восстановление нарушенных функций возможно при условии длительного и упорного повторения упражнения;
нарастание физической нагрузки в процессе занятий;
разнообразие и новизна в подборе физических упражнений;
умеренность воздействия физических упражнений, продолжительная и дробная физическая нагрузка более оправдана, чем ускоренная и концентрированная;
соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки, физические упражнения чередуются с отдыхом;
всестороннее воздействие с целью совершенствования механизма регуляции и развития адаптации всего организма;
учет возрастных особенностей;
осуществление в процессе занятий врачебно-педагогического контроля [1, 3, 5].
Таким образом, организация и методика проведения занятий по физической культуре студентам, имеющим те или иные отклонения в состоянии здоровья, требует особого внимания. Эффективность применения физических упражнений во многом зависит от организации занятий, подбора адекватных и методов физического воспитания, а также соблюдения вышеизложенных принципов [8].
Согласно методическим рекомендациям по контролю за организацией занятий физкультурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья Министерства образования и науки, для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная «А» (оздоровительная) и специальная «Б» (реабилитационная). Студенты с выраженными отклонениями в здоровье функционального и органического генеза в стадии компенсации относят к специальной медицинской группе «А», в случае субкомпенсации заболевания обучающихся определяют в специальную медицинскую группу «Б». Занятия физической культурой для лиц, отнесенных к четвертой подгруппе, должны проводится в медицинском учреждении [5].
Рассмотрим структуру заболеваний студентов специальной медицинской группы:
заболевания органов кровообращения;
заболевания органов дыхания;
заболевания костно-мышечной системы;
заболевания нервной системы;
заболевания органов зрения;
заболевания органов пищеварения;
заболевания органов мочевыделительной системы.
Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с показаниями и противопоказаниями при конкретном заболевании, при этом они должны быть направлены на укрепление здоровья, повышение физической работоспособности и функциональных возможностей организма [11].
В Таблице 1 рассмотрены физические упражнений и физкультурные занятия, показанные и противопоказанные в зависимости от имеющейся патологии [5].
Заболевание |
Противопоказанные упражнения |
Показанные упражнения |
Заболевания органов кровообращения |
Физические нагрузки высокой интенсивности; акробатические упражнения; упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания и натуживанием |
Аэробные упражнения циклического характера (ходьба, медленный бег, плавание) |
Заболевания органов дыхания |
Физические нагрузки высокой интенсивности; упражнения, связанные с длительной задержкой дыхания |
Аэробные упражнения циклического характера (ходьба, медленный бег, плавание); дыхательные упражнения |
Заболевания костно-мышечной системы |
Высокоамплитудные движения (наклоны, прогибы, скручивания), кувырки через голову, стойки на голове, прыжки в быстром темпе |
Аэробные упражнения циклического характера (ходьба, медленный бег, плавание); упражнения на развитие силы мышц, гибкости суставов и растяжку связок |
Заболевания нервной системы |
Упражнения, связанные с длительной задержкой, натуживанием, запрокидыванием головы |
Аэробные упражнения циклического характера (ходьба, медленный бег, плавание); дыхательные упражнения |
Заболевания органов зрения |
Упражнения, связанные с натуживанием, запрокидыванием головы, точным определением расстояния до спортивного предмета (игра с мячом) или снаряда (прыжок через «козла») |
Общеразвивающие и дыхательные упражнения |
Заболевания органов пищеварения |
Упражнения со значительным повышением внутрибрюшного давления, натуживанием |
Аэробные упражнения циклического характера (ходьба, медленный бег, плавание) |
Заболевания органов мочевыделительной системы |
Упражнения со значительным повышением внутрибрюшного давления; упражнения, вызывающие сотрясения тела (прыжки, подскоки, кувырки, быстрый бег) |
Аэробные упражнения циклического характера (ходьба, медленный бег) |
Таблица 1
Таким образом, оздоровительная направленность физического воспитания студентов, имеющих ограничения в здоровье, должна обеспечить улучшение функционального состояния и резистентность организма, постепенную адаптацию к физическим нагрузкам, повышение уровня проявления двигательных качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков, формировать культуру здоровья [6].
Изучение исследуемой проблемы позволило сделать следующие выводы:
Физические упражнения оказывают положительные эффекты на организм человека, что имеет особое значение в оздоровительном процессе для студентов с ограничениями в здоровье;
Важной особенностью проведения занятия для студентов с ограничениями в здоровье является соблюдение принципов организации и методики занятий;
Варианты оздоровительных физических занятий зависят от имеющихся отклонений в здоровье студентов, уровня физической подготовленности и работоспособности, при этом они должны быть направлены на улучшение функционального состояния организма, повышение уровня проявления двигательных качеств, способствовать правильному физическому развитию занимающихся.
Список литературы:
Алексеюк С. Н. Об особенностях организации занятий по физической культуре студентов вузов отнесенных к специальной медицинской группе // Вестник Брестского государственного технического университета. №6. 2009 – С. 74-77;
Вяткина, А.А. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья / А.А. Вяткина. // NovaInfo, 2019. — № 111 — С. 60-61;
Власова, Т. С. Особенности физического воспитания студентов, имеющих отклонения в здоровье. Проблемы мотивации физкультурной, активности студентов в вузе / Т. С. Власова, Р. И. Сунгатуллин, Н. М. Закирова. // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 441-443.;
Детков Ю.Л., Зефирова Е.В., Платонова В.А. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем: Учебное пособие – Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2008. – 98 с.;
Загревская А. И., Игнатова А.Д., Жукова Н.И., Чуйко Л.Н.. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 104 с.;
Неботова, И.И. Физическое воспитание студентов в условиях повышенной учебной нагрузки, детерминированной интеграцией разноуровневых непрофильных образовательных программ: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.И. Неботова. - Краснодар, 2013. - 185 с.;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 года №МД–583/19 о методических рекомендациях «Методико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения / Мир науки, культуры, образования — Горно-Алтайск: Уральский государственный университет, 2014 — № 3 — с.46;
Сухоцкий И.В. Физическое воспитание студентов: учебное пособие. – М.:Финансовый Университет, 2014. – 104 с.;
Хисматулин Р. Р. Физическая культура для студентов с ослабленным здоровьем / Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013;
Яцун С.М., Князева Н.А., Соколова И.А., Лунева Н.В. Анализ динамики заболеваемости и состояния здоровья студентов Курского Государственного Университета // Научный результат. Медицина и фармация. – Т.3. №3, 2017.