Стратегическое управление образовательной организацией: основные направления и оценка эффективности - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Стратегическое управление образовательной организацией: основные направления и оценка эффективности

Волчкова А.В. 1
1ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Система образования является важнейшим компонентом социально-экономической системы государства, оказывающим воздействие на все стороны его деятельности.

Образовательные организации, на сегодняшний день, вынуждены искать новые способы системы управления, что напрямую связано с внедрением стратегического управления.

Петрук Г. В. определил стратегическое управление в образовательной организации как процесс осуществления его движения к будущему состоянию – инновационному, с внесением изменений (концептуальных, нормативно-правовых, организационных, содержательно-технологических и технических нововведений) в соответствии с вызовами и запросами среды, в которой оно функционирует [3, с. 282].

По мнению Нурманбетова Д. Н., стратегическое управление образовательной организацией – это система управленческих решений, которые призваны обеспечить свободное функционирование организации в сложившихся условиях рыночной среды. А также целенаправленный процесс, продиктованный реальными условиями рынка и позволяющий вузу быть конкурентоспособным [2, с. 21].

Рассматривая мнения на определение данного понятия у зарубежных авторов, были выделены:

– Минцберг Г., выделил стратегическое управление образованием в качестве процесса определения и установления связи системы с ее окружением, состоящего в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать [1, с. 25];

– Сарбах А., по его мнению, стратегическое управление является следующей последовательностью действий: анализ текущего состояния организации в конкурентной среде; выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации; процесс реализации, осуществления выбранной стратегии [4, с. 76].

Исходя из анализа выше представленных понятий, было сформировано авторское понятие «стратегического управления образовательной организации», которое представляет собой сложный многоаспектный и многосубъектный процесс, учитывающий специфику деятельности организаций.

Стратегическое управление образовательными системами имеет свои специфические особенности, которые определяются следующим:

– сфера образования была и является одной из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющей эффективность инновационной деятельности в других отраслях;

– образовательная система представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни и представляет собой единство производственных инноваций в сфере образования (технологий, методов и приемов преподавания и обучения) и управленческих инноваций (новых экономических механизмов в сфере образования, новых организационных структур, институциональных форм);

– управление развитием образовательной системы предполагает организацию системы воздействий по внедрению технологических, педагогических, организационных инноваций так, чтобы обеспечить желаемые тенденции, предвидеть и преодолеть возможные кризисы и противоречия, обеспечивая целостность системы;

– стратегическое управление образовательной системой является инновационным, предусматривающим управление стратегическими рисками, включающим риски, связанные с различными политическими событиями, неожиданными правительственными законами и постановлениями, расхождением между социальными требованиями к образовательной системе и ее реальными ресурсами.

На заседании ученого совета в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» была утверждена стратегия развития до 2030 года «Горизонт». В рамках данной стратегии была определена программа развития образовательной организации на ближайшие 10 лет. Стратегия ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» представляет собой комплекс направлений, мероприятий, механизмов развития данной организации, утвержденный в формате локального документа по различным аспектам деятельности университета в рамках соответствия требованиям, установленных нормативно-правовой системой в области регулирования образования России.

Миссия университета заключается в создании гибкой платформы обучения в сотрудничестве с лидерами экономики региона и страны для формирования новой реальности, в которой каждый отдельный человек может сформировать креативную личность, получить предпринимательское мышление и способствовать социально-экономическому развитию региона и страны.

При этом в стратегии развития университета представлена интегральная цель, в разрезе которой разработаны все программы и проекты развития на период до 2030 года. Таким образом, данная цель развития университета заключается в создании конкурентоспособной образовательной организации, которая будет способствовать созданию новых знаний, формированию новых инновационных продуктов и технологий, формированию предпринимательства, а также решению задач региона и страны в разрезе кадрового обеспечения.

При этом стратегическое развитие университета определяет основы для социально-экономического развития региона, экономических субъектов. Поэтому в достижении стратегии развития ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» заинтересованы региональные власти, представители бизнес-среды, общественность. Сотрудничество школ с ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» определяет основы для подготовки потенциальных абитуриентов к получению профессионального, высшего образования в данном университете.

Структура стратегии развития образовательной организации не регламентирована, однако, в нормативно-правовой среде РФ представлены рекомендации по разработке такой стратегии. ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» в ходе разработки стратегии развития использовало основные положения нормативно-правовых документов, отечественный и зарубежный опыт стратегического управления.

При этом стратегия развития университета включает в себя пять основных разделов, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Содержание стратегии развития ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»

Основными инструментами стратегического управления любой организации, в том числе ВУЗа являются: стратегический анализ, планирование, разработка и реализация стратегии, а также последующие контроль и мониторинг реализации стратегии.

В рамках стратегии управления университетом особая роль отводится качеству кадрового обеспечения, поскольку кадровые ресурсы являются одним из наиболее ценных ресурсов для любой современной организации. Только при высоком уровне качества кадрового обеспечения возможно достижение целей стратегического развития и формирования достаточно высокого уровня конкурентоспособности. Кроме того, следует определить, что для университета кадровое обеспечение является первоочередным аспектом стратегического управления в проекции его развития.

Показатели качества кадрового обеспечения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» представим в таблице 1.

Таблица 1 – Качество кадрового обеспечения ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки эффективности стратегического управления, чел.

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Относительное отклонение 2022 г. к 2018 г.

Штатные преподаватели, всего

1216

1193

1209

1183

1053

86,60

В том числе:

- доктора наук, профессора

196

190

189

183

171

87,24

- кандидаты наук, доценты

799

767

774

742

713

89,24

- без степени

221

236

246

258

169

76,47

Внешние совместители, всего

184

180

190

166

152

82,61

В том числе:

- доктора наук, профессора

41

34

34

25

23

56,10

- кандидаты наук, доценты

91

82

80

80

78

85,71

- без степени

52

64

76

61

51

98,08

Численность штатных преподавателей ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» сократилась с 1216 чел. в 2018 году до 1053 чел. в 2022 году, что определяет сокращение в относительном выражении на 13,4% в 2022 году. Сокращение представлено по всем категориям сотрудников преподавательского состава: преподаватели со степенью докторов наук сократились на 12,76%, со степенью кандидатов на 10,76%, без степени на 23,53%.

Сокращение численности кадрового состава является неблагоприятным фактором, поскольку определяет сокращение возможностей по стратегическому развитию университета. Однако следует отметить, что в университете представлено устаревание кадров, что формируется в исходных параметрах стратегии развития. В этой связи университетом может проводиться политика по привлечению молодых специалистов. Тем не менее, в 2022 году определена проблема стратегического управления кадровым обеспечением ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».

Следующим параметром эффективности стратегического управления университетом является наличие учебной и методической литературы. Данный параметр отражает позиционирование университета на образовательном рынке и отражает заинтересованность сотрудников в развитии образовательной организации. На рисунке 2 представим долю новой учебно-методической литературы (УМЛ) ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки эффективности стратегического управления.

Рисунок 2 – Доля новой учебно-методической литературы (УМЛ) ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки эффективности

стратегического управления

Доля новой УМЛ в 2018 году составляла 8,2%, в 2022 году возросла до 12,77%. Наличие новой УМЛ и ее увеличение определяют параметры развития научно-исследовательской деятельности и являются положительным фактором при оценке эффективности стратегического управления. Иными словами, в рамках стратегического управления определены основы для создания благоприятной среды для осуществления научно-исследовательской деятельности (одно из направлений стратегического развития университета).

Важным аспектом эффективности университета, а также стратегического управления им, является публикационная активность. Наличие публикаций в научных журналах и на иных информационных базах свидетельствует о развитии научно-исследовательской деятельности университета.

Иными словами, публикационная активность говорит о том, что в университете проводятся мероприятия по формированию наиболее благоприятной среды для осуществления научно-исследовательской деятельности. При этом публикационная активность отражает то, что университет реализует принципы мотивации как преподавательского состава, так и студентов на осуществление научно-исследовательской деятельности с последующим опубликованием результатов такой деятельности в научных журналах и на иных платформах.

В таблице 2 представим показатели публикационной активности в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки стратегического управления.

Таблица 2 – Публикационная активность в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» для оценки стратегического управления

Показатель

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Относительное отклонение 2022 г. к 2018 г.

Опубликовано статей

4628

4635

3687

3343

3119

67,39

Публикации в научных журналах

2570

2535

2406

-

1843

71,71

Доля научных публикаций, индексируемых

Webof

Science и Scopus

6,4

25

12

29,42

-

-

Показатель индекса Хирша

69

74

79

86

90

130,43

Средний индекс Хирша НПР

4,25

4,94

-

-

-

-

Количество опубликованных статей сокращается в 2022 году в сравнении с 2018 годом. Так, динамика показателя, следующая: в 2018 году 4628 статей, в 2019 году 4635 статей, в 2020 году 3687 статей, в 2021 году 3343 статей, в 2022 году 3119 статей. При этом половина статей публикуется в научных журналах. В ведущих ВУЗах страны большинство статей публикуется в научных журналах, что определяет недостатки стратегического управления данным аспектом в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».

При этом в университете представлены публикации статей в журналах, которые индексируются международными платформами. Однако следует отметить, что доля таких публикаций незначительна. Это говорит о возможном ориентире развития публикационной деятельности среди преподавательского состава. Показатель индекса Хирша является одним из важнейших среди показателей публикационной активности. Данный показатель определяется интеграционной оценкой количества публикаций и цитирований данных публикаций в научной среде. Чем выше индекс Хирша, тем более высокий уровень публикационной активности автора или университета. Следует отметить, что в представленном университете показатель индекса Хирша возрастает в период с 2018 по 2022 гг. Так, в 2018 году показатель составлял 69, в 2019 году 74, в 2020 году 79, в 2021 году 86, в 2022 году 90. Рост показателя на 30,43% является положительным и отражает благоприятные тенденции в отношении публикационной активности среди преподавательского состава и студентов ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».

Таким образом, в ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева» осуществляется разработка и реализация мероприятий стратегического развития. Однако в рамках стратегического управления сохраняются недостатки, которые рекомендуется устранить для достижения поставленных в стратегии развития целей. В ходе стратегического управления следует уделить большее внимание следующим направлениям: маркетинговое сопровождение стратегического развития университета, формирование механизмов мотивации преподавательского состава в стратегическом развитии университета, повышение конкурентоспособности университета за счет более активного определения основ инновационного обучения.

Библиографические ссылки

  1. Минцберг Г. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. Серия: Теория и практика менеджмента. Издательство : СПб: Питер.– 2001. – 688 с. – ISBN: 5-272-00021-8. – Текст : непосредственный.

  2. Нурманбетова Д. Н. Научные подходы к определению стратегического управления сферой высшего образования / Д. Н. Нурманбетова. – Текст : непосредственный // Znanstvena Misel. – 2021. – № 53(53). – С. 20-23.

  3. Петрук Г. В. Концептуальная модель системы стратегического управления организациями дополнительного образования школьников в условиях цифровизации / Г. В. Петрук. – Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 4(33). – С. 281-285.

  4. Сарбах А. Обзор школы дизайна стратегического управления (Формулирование стратегии как процесс концепции) / А. Сарбах, Д. Оту-Ньярко. – Текст : непосредственный // Open Journal of Business and Management. – 2014. – №3. – С. 75-79.

Просмотров работы: 20