Обучение базовым ударам у тхэквондистов 12-14 лет с учетом введения новых правил - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Обучение базовым ударам у тхэквондистов 12-14 лет с учетом введения новых правил

Рябов Г.А. 1, Семенова Г.И. 2
1Уральский Федеральный Университет
2Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Базовые удары – это основной элемент изучения для обучающихся тхэквондо. Несомненно, сама техника боя тхэквондо не претерпевает изменения регулярно, поэтому и сами базовые удары остаются прежними.

Тем не менее, обучение тхэквондо привязано не только к технике боя, спортивной подготовке или даже философии этого боевого искусства. Во многом целью обучения является достижение определенных результатов в спортивных соревнованиях. Поэтому, безусловно, в процессе подготовки должны учитываться и правила проведения таких соревнований, в том числе и изменения в них.

Базовые удары в тхэквондо – это удары, которые относятся к базовой технике. В нее также входят стойки, перемещения, другие составные технические элементы. Удары являются основным техническим действием в тхэквондо.1 Успешность удара зависит от следующих элементов подготовки:

- общая физическая подготовка

- специальная физическая подготовка

- владение технико-тактическим мастерством

- освоение специальных подготовительных упражнений

- теоретическая подготовка2

Одной из главных задач в подготовке спортсменов 12-14 лет является обеспечение вариативности движений и ударов. Помимо их освоения, необходимо умение применять их стабильно и в ограниченных условиях боя, таких как невыгодная позиция.3

Наиболее значимыми для всего тхэквондо (ВТФ) в последнее время были изменения, коснувшиеся правил проведения соревнований и внедренные в 2022 году. Перечислим, что к ним относится.

Во-первых, в новой редакции правил победитель определяется не по сумме счета в раундах, а только по количеству выигранных раундов. В этой системе получается, во-первых, что третий раунд может не играть роли, если первые два были выиграны одним соревнующимся. Во-вторых, убирается вариант «добавочного» раунда, который может решить результат в случае равенства очков после трех раундов. Также за раунд нельзя получить более 5 замечаний за раунд – иначе победившим определят противника.4

Если система оценивания в меньшей мере влияет на подготовку, то вот система камджонов (замечаний за нарушения) в большей степени связана с ней. Камджон могут дать, например, за «уход от поединка» или «пассивное ведение поединка». Поэтому в любом случае оба противника должны постоянно наносить удары в зависимости от своей позиции.

Другие исследователи техники обучения тхэквондо замечают, что одним из ударов, которые можно использовать в качестве постоянных атакующих действий является базовый удар мира-чаги – это прямой удар ногой вбок.5 Помимо того, что этот удар позволяет производить частые атаки, он также блокирует атаки соперника – это позволяет получить преимущество в «счете нарушений».

Таким образом, предполагается, что в обучение базовым ударам сразу должно быть заложено освоение техники как последовательных ударов, которые не дадут повода для применения камджона, так и техник блокировки удара соперника.

Также отмечается, что наибольшего успеха достигают спортсмены, применяющие вариативность ударов и приемов, а не сохраняющие неизменный набор действий на протяжении боя.6 Изучение базовых ударов ложится в основу применения разных техник боя. Из этого следует, что отработка базовых ударов должна охватывать все возможные применения, а также давать возможность проработать применение каждого удара спортсменом.

Следующим изменением является возможность видеоповтора для определения удара в голову. Ранее они должны были фиксированаться специальным шлемом на соревнующихся, но теперь по запросы могут предоставить видеоповтор.7

Напомним, что в тхэквондо запрещены удары по затылку, а также удары в голову руками. Несмотря на то, что предыдущая редакция правил уже предполагала запрет на удары в голову, после принятия новой редакции правил они будут отслеживаться серьезнее.

В соревнованиях возрастной группы 12-14 лет не так часто используются видеоповторы как элемент электронного судейства в тхэквондо. Тем не менее, спортсмены, планирующие продолжать карьеру в этой области, должны изначально готовиться к строгим способам оценивания. В данный момент на «взрослых» соревнованиях для отслеживания ударов используют датчики, которые могут зафиксировать как мощность удара, так и его точность, а видеоповтор используется в особых спорных случаях.8

В-третьих, на соревнованиях теперь запрещено ударить больше трех раз за одно поднятие ноги. Этот запрет касается уже напрямую стиля боя, поэтому он в большей степени влияет на тренировочный процесс. Несмотря на то, что сама по себе «фехтовка» (так называют такой прием) не относится к базовым ударам, он используется многими спортсменами и, соответственно, может стать причиной дисквалификации.9

В качестве проблемы можно отметить тот факт, что процесс спортивной подготовки учеников 12-14 лет включает отработку множественных ударов ногами. Так, например, один из приводимых вариантов упражнений в группе на отработку ударов ногами включает следующие: попарная работа, в которой двое учеников по очереди отрабатывают друга на друге удары ногами; коллективная работа с одновременным выполнением махов ногами; тренировка техники ударов при движении по прямой линии, со сменой ног или без.10

Можно заметить, что некоторые из упражнений (парные и групповые) включают в себя отработки именно серии махов. Предположительно, для стремления к соблюдению правил необходимо исключить использование множественных ударов («фехтовки») в тренировочных спаррингах, также для спортсменов, нацеленных на участие в соревнованиях, исключить или ограничить направленную тренировку «фехтовки», включающую более трех ударов.

Последнее серьезное изменение в тхэквондо касается также техники – оно связано с запретом на удары в затылок из позиции клинча.11 Клинч – это прием, в котором спортсмен производит захват соперника, плотно прижимаясь в нему и фиксируя его руками.12

Клинч является одной из ошибкоопасных позиций в тхэквондо. Так, отмечают в качестве тактической ошибки преждевременный вход в клинч без нанесения удара, тогда как можно было продолжать бой. Еще одной частотной ошибкой является как раз нарушение правил в клинче – еще согласно базовым правилам, к ним могут относиться прихваты рук соперника и его защиты, также удары вне протектора считаются нарушением.13

Также редакция правил 2022 года закрепляет изменения, внесенные ранее и связанные с круговой системой отбора. Она подразумевает, что в каждой подгруппе проводятся встречи «всех со всеми». Несмотря на то, что эта система считается наиболее справедливой, она также требует наибольшего числа игр для определения победителей и правильного распределения мест.

Исследователи в области подготовки спортсменов тхэквондо отмечают, что зачастую это подразумевает проведение до 5-6 поединков в день. Безусловно, помимо высоких скоростно-силовых характеристик это требует от спортсмена и повышенной выносливости.14

Соревнования среди детей 12-14 лет, с одной стороны, могут учитывать способности, в том числе и характеристики выносливости юных спортсменов, с другой стороны – также требуют от них значительной подготовки. Таким образом, подготовка должна включать не просто боевые приемы, а оттачивания мастерства в способности выдержать длительные соревнования.

Выделяются следующие методы выработки выносливости в работе с подростками возрастом около 11-13 лет при обучении тхэквондо:

- круговая тренировка, которая заключается в повторе «кругов», состоящих из различных упражнений, чаще всего направленных на отработку разных навыков или на развитие разных групп мышц

- педагогическая работа (исследователь, опираясь на другие научные работы, указывает, что в этом возрасте на результативность ученика может повлиять внушение тренера)

- «степы» для тхэквондо – особые комбинации позиций, которые часто подбираются для ученика индивидуально после анализа его техники и проведенных им спаррингов15

Таким образом, тренировка может включать в себя часть с элементами подготовки конкретных технических приемов и часть, заточенную на выработку общей физической подготовленности, в том числе тренировку выносливости и специальной выносливости.

Подводя итог, можно сказать, что изменения правил частично влияет на тренировку, в частности такой элемент, как освоение базовой техники, но тренеру стоит ввести некоторые коррективы в подготовку или усилить акцент на элементах, позволяющих избежать нарушения правил.

Список литературы:

  1. Вершинин, М. А. Сравнительный анализ соотношения количественных показателей ударов и их результативности в поединке квалифицированных тхэквондистов / М. А. Вершинин, А. А. Ильченко, А. Ю. Воронцов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2021. – № 3(37). – С. 12-22.

  2. Дюкина, Л. А. Техническая подготовка юных тхэквондистов / Л. А. Дюкина, С. В. Игнатьев, О. А. Черноярова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-3. – С. 255-258.

  3. Елецкий С. Н. Обоснование технической подготовки тхэквондистов на этапе предварительной базовой подготовки // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-tehnicheskoy-podgotovki-thekvondistov-na-etape-predvaritelnoy-bazovoy-podgotovki (дата обращения: 11.12.2023).

  4. Мавлеткулова А. С. Методика развития специальных физических качеств юношей в тхэквондо // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-spetsialnyh-fizicheskih-kachestv-yunoshey-v-thekvondo (дата обращения: 12.12.2023).

  5. Попов В. А. Современные электронные технологии в спортивном судействе (на примере тхэквондо) //Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития. – 2016. – С. 184-187.

  6. Симаков А. М. О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ТХЭКВОНДО ИТФ // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-razvitiya-spetsialnoy-vynoslivosti-u-vysokokvalifitsirovannyh-sportsmenov-v-thekvondo-itf (дата обращения: 10.12.2023).

  7. Сироткина Ю. А., Эпов О. Г. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТХЭКВОНДО ВТФ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ В ТОКИО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-udarov-na-osnove-analiza-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-v-thekvondo-vtf-na-olimpiyskih-igrah-v-tokio (дата обращения: 10.12.2023).

  8. Тактическая подготовка квалифицированных тхэквондистов на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства / С. С. Сандраков, Е. О. Аббассова, Н. А. Мартынов, А. З. Тоиров // Олимпизм: истоки, традиции и современность : Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Воронеж, 30 ноября 2021 года / Под редакцией А.В. Сысоева [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2021. – С. 301-308.

  9. Токмачёв Д. В. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ УДАРОВ НОГАМИ В ТХЭКВОНДО. ПОДВОДЯЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

  10. Электронный ресурс: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=461628&demo=1

1 Дюкина, Л. А. Техническая подготовка юных тхэквондистов / Л. А. Дюкина, С. В. Игнатьев, О. А. Черноярова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-3. – С. 255-258.

2 Там же

3 Елецкий С. Н. Обоснование технической подготовки тхэквондистов на этапе предварительной базовой подготовки // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-tehnicheskoy-podgotovki-thekvondistov-na-etape-predvaritelnoy-bazovoy-podgotovki (дата обращения: 11.12.2023).

4 Электронный ресурс: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=461628&demo=1

5 Сироткина Ю. А., Эпов О. Г. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРОВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТХЭКВОНДО ВТФ НА ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ В ТОКИО // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-udarov-na-osnove-analiza-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-v-thekvondo-vtf-na-olimpiyskih-igrah-v-tokio (дата обращения: 10.12.2023).

6

7 Электронный ресурс: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=461628&demo=1

8 Попов В. А. Современные электронные технологии в спортивном судействе (на примере тхэквондо) //Технологии XXI века: проблемы и перспективы развития. – 2016. – С. 184-187.

9 Электронный ресурс: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=461628&demo=1

10 Токмачёв Д. В. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ УДАРОВ НОГАМИ В ТХЭКВОНДО. ПОДВОДЯЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

11 Электронный ресурс: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=461628&demo=1

12 Вершинин, М. А. Сравнительный анализ соотношения количественных показателей ударов и их результативности в поединке квалифицированных тхэквондистов / М. А. Вершинин, А. А. Ильченко, А. Ю. Воронцов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2021. – № 3(37). – С. 12-22.

13 Тактическая подготовка квалифицированных тхэквондистов на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства / С. С. Сандраков, Е. О. Аббассова, Н. А. Мартынов, А. З. Тоиров // Олимпизм: истоки, традиции и современность : Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Воронеж, 30 ноября 2021 года / Под редакцией А.В. Сысоева [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2021. – С. 301-308.

14 Симаков А. М. О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ТХЭКВОНДО ИТФ // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-neobhodimosti-razvitiya-spetsialnoy-vynoslivosti-u-vysokokvalifitsirovannyh-sportsmenov-v-thekvondo-itf (дата обращения: 10.12.2023).

15 Мавлеткулова А. С. Методика развития специальных физических качеств юношей в тхэквондо // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-spetsialnyh-fizicheskih-kachestv-yunoshey-v-thekvondo (дата обращения: 12.12.2023).

Просмотров работы: 40