Причины ухудшения осанки у студентов медицинского института - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

Причины ухудшения осанки у студентов медицинского института

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного студента приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов. По официальной статистике на сегодняшний̆ день у 75% студентов наблюдается искривление позвоночника в той или иной степени. Изучение проблемы позволит выявить наиболее распространенные причины ухудшения осанки у студентов.

Целью исследования было выявить причины ухудшения осанки у студентов медицинского института РУДН.

Для достижения цели нами были выделены 2 задачи.

По первой задаче нами был проведен теоретический анализ причин ухудшения осанки у студентов медицинского института.

Осанка – это положение и форма человеческого тела в пространстве. Она включает в себя позу тела, положение головы, плеч, спины, ног и других частей тела человека. Признаками правильной осанки являются: приподнятая голова; развернутая грудная клетка; плечи и лопатки на одном уровне; сзади голова, шея и позвоночник оставляют прямую вертикальную линию.

Нарушениями осанки являются: кифоз; лордоз; сколиоз; остеохондроз.

Лордоз – изгиб позвоночника, обращённый выпуклостью вперёд.

Кифоз – искривление грудного отдела позвоночника.

Сколиоз– это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости.

Остеохондроз – полифакториальное дегенеративное заболевание позвоночно-двигательного сегмента, поражающее преимущественно в первую очередь первично межпозвоночный диск.

Признаками неправильной осанки являются: неравный уровень плеч и лопаток; вогнутая или выпуклая грудная клетка, круглая спина; живот выпячен, таз отставлен назад; излишне увеличен поясничный изгиб; голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова).

Существуют различные виды нарушений осанки, которые включают сутулость, кифотическую, лордотическую и выпрямленную осанки.

Причины приобретенного сколиоза: рахит, неправильное ношение сумок в школьные годы, неправильное стояние таза, поражение мышц в результате детского паралича, ревматические или травматические повреждения позвоночника, а также нарушение нервных корешков.

Ухудшение осанки у студентов является сложной проблемой, обусловленной различными причинами: малоподвижный образ жизни; сидение в неправильном положении; лишний вес; тяжелая сумка и неправильное ношение рюкзака или сумки. Именно эти причины мы изучали в эмпирическом исследовании.

По второй задаче нами было проведено эмпирическое исследование причин ухудшения осанки у студентов медицинского института РУДН по направлению подготовки «Сестринское дело».

ФГБОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» представляет отличные условия для проведения исследования причин ухудшения осанки студентов по нескольким причинам:

Длительные учебные сессии:

Когда студенты проводят долгое время за учебными занятиями или выполнением заданий, это существенно может повлиять и привести к ухудшению осанки.

Продолжительность пары в медицинском институте РУДН составляет от полутра часов до четырех часов.

Дистанционное обучение:

От 16 марта 2020 года вышло распоряжение директора о приказе ректора №426 «О реализации учебного процесса с использованием цифровых образовательных технологий».

В условиях дистанционного обучения студенты могут беспрерывно находиться в сидячем положении, что значительно ухудшает осанку и приводит к проблемам с ней. Также во время обучения дома отмечается значительное снижение физической активности, что также приводит к ухудшению осанки.

Нами была разработана анкета и проведено анкетирование среди студентов РУДН 1-5 курсов медицинского института, обучающихся по направлению сестринское дело. Анкетирование проводилось в январе 2024 года онлайн с помощью Google Forms. Часть вопросов направлена на выявление биографических данных респондентов, другая часть вопросов направлена на уточнение их физической активности, часть вопросов направлена на определение состояния осанки студентов. Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы.

Состав испытуемых: 85,2% женщин и 19,6% мужчин. Возрастной состав испытуемых составил 23,5±6,3 лет. В исследовании приняли участие: студенты 1 курса – 22,9%; студенты 2 курса – 21,7%; студенты 3 курса – 24,1%; студенты 4 курса – 21,7%; студенты 5 курса – 9,6%.

У 60,2% студентов имеются проблемы с осанкой. 22,9% не имеют проблем с осанкой.

67,9% имеют сутулость студентов; 41,5% имеют сколиоз, у 30,2% остеохондроз, 13,2% имеют кифоз, 9,4% имеют лордоз, а 3,8% - плоскую осанку.

Большинство студентов (39,8%) не заметили ухудшение осанки после начала обучения. При этом 33,7% заметили ухудшение осанки.

В качестве причин ухудшения осанки 75,9% студентов отмечают длительное сидение за компьютером, также 63,9% отмечают носку тяжелых и неудобных сумок. 43,4% считают, что причиной ухудшения их осанки является отсутствие физической активности, а 27,7% отмечают избыточный вес.

36,1% респондентов проводят от 4 до 6 часов в сидячем положении, 33,7% более 6 часов, 6% проводят менее 2 часов в сидячем положении. 28,9% делают паузы каждый час, 22,9% делают паузы каждые 2-3 часа, 19,3% предпочитают делать паузы каждые 30 минут. Также 25,3% паузы не делают.

Наибольший процентов студентов (24,1%) занимаются физической активностью 3-5 раз в неделю, 22,9% 1-2 раза в неделю. Также 9,6% студентов вовсе не занимаются физической активностью.

54,2% студентов предпочитают пешие прогулки. 43,4% предпочитают тренировки на тренажерах, 37,3% студентов делают зарядку, 22,9% занимаются любительским спортом, а 12% предпочитают бег.

У большинства студентов (73,5%) избыточного веса нет и у 24,1% избыточный вес имеется. Большинство студентов (48,2%) следят за своей осанкой. При этом 26,5% за ней не следят.

На основе вышеприведенных фактов и результатов исследования, проблема ухудшения осанки среди студентов медицинского института РУДН является распространенной и требует ее профилактики. Также мы выявили распространенные причины ухудшения осанки:

  • длительное сидение за компьютером;

  • носка тяжелых и неудобных сумок;

  • отсутствие физической активности;

  • избыточный вес.

Таким образом, цель исследования: выявить причины ухудшения осанки у студентов медицинского института РУДН - достигнута.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Абдуллаев, К.Ф. Формирование правильной осанки ребенка в семье / К.Ф. Абдуллаев, Б.Т. Жураев // Вестник науки и образования. – 2020. – С. 30-33. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravilnoy-osanki-rebenka-v-semie/viewer (дата обращения 08.11.2023).

  2. Величко, Т.И. Лечебное плавание при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у студентов: учебное пособие / Т. И. Величко. – Самара: Самарский университет, 2015. – 56 с. – URL: https://clck.ru/37oreN (дата обращения 23.11.2023)

  3. Епифанов, В.А. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов, А.Н. Баринов. – Москва: МЕДпресс-информ, 2016. – 376 с. – URL: https://rumedo.ru/uploads/sites/2016/pdf/Восстан%20лечение_забол%20позв.pdf?ysclid=lp2gmgt0h769949595 (дата обращения 20.11.2023).

  4. Кошелева, Л.П. Правильная осанка – залог здоровья человека / Л.П. Кошелева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. - №12 (2). – С. 215-217. – URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6301&ysclid=lr9oonv72787617804 (дата обращения 21.11.2023)

  5. Левин, А.В. Этиология и классификация нарушений осанки / А.В. Левин, А.Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – С. 178-181. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiologiya-i-klassifikatsiya-narusheniy-osanki (дата обращения 16.11.2023).

  6. Палькова, В.М. Нарушение осанки учащихся / В.М. Палькова, К.В. Андриес. // Юный ученый. – 2022. - №6 (58). – С. 110-112. – URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3107/ (дата обращения: 21.10.2023).

  7. Распоряжение директора медицинского института РУДН А.Ю. Абрамова от 16.03.2020 №2019-055 «О реализации учебного процесса с использованием цифровых образовательных технологий». – Москва: РУДН, 2020. – URL: 2019-055-(2).pdf (rudn.ru)(дата обращение 16.01.2024)

  8. Рябенко Е.К. Сколиоз в современной классификации, лечении и профилактике / Е.К. Рябенко, О.Ю. Малозёмов // Форум молодых ученых. – 2021. - №6 (58). – С. 604-609. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skolioz-v-sovremennoy-klassifikatsii-lechenii-i-profilaktike?ysclid=lr9oada04q800458530 (дата обращения 20.11.2023)

Просмотров работы: 95