Согласно статистике, более 50% выпускников детских домов сталкиваются с трудностями в адаптации к жизни после выпуска из этих учреждений. Одной из причин такой неудачной адаптации является отсутствие понимания своих целей и жизненных задач со стороны воспитанников детских домов. Эти дети лишены возможности приобретения навыков самостоятельной жизни, знакомства с социальными и культурными ценностями, что приводит к недостаточной готовности к взрослой жизни.
Именно поэтому изучение представлений подростков о своем будущем важно - оно открывает проблему становления адекватной временной перспективы личности.
В современном мире существует множество подходов к определению понятия «адекватная временная жизненная перспектива». Это понятие означает, что человек находится в состоянии осознать и оценить время как одну из главных категорий своей жизни, а также научиться эффективно и результативно использовать время, чтобы достичь поставленных целей. Т.В. Пантилеева определяет временную жизненную перспективу как «способность человека видеть свою жизнь в долгосрочной перспективе и планировать свои действия на основе этого видения». В подростковом возрасте формирование временной жизненной перспективы является важным этапом развития личности.
Исследования показывают, что у подростков, проживающих в детских домах, уровень формирования временной жизненной перспективы может быть ниже, чем у сверстников, проживающих в семьях. Это может быть связано с отсутствием стабильности и постоянства в их жизни, а также с недостатком позитивного опыта, который мог бы помочь им видеть свою жизнь в более широкой перспективе.
Научно-исследовательская работа проводилась в областном государственном казённом учреждении «Васильевский детский дом». Общий объем выборки составляет 16 детей среднего подросткового возраста (от 13 до 16 лет). В качестве основных методов исследования подростков, воспитывающихся в детском нами использовались методики: «Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности» автор С.С. Бубнова, «Опросник временной перспективы» автор Ф. Зимбардо, «Диагностика мотивационной структуры личности» автор В.Э. Мильман и «Методика изучения образа возможного будущего» автор В.Н. Петрова.
В процессе нашего исследования осуществлялось выявление признаков формирования адекватной временной жизненной перспективы воспитанников подросткового возраста. В результате исследования мы пришли к выводу, что временная жизненная перспектива воспитанников детских домов не является адекватной. Для них более характерно фаталистическое отношение к своему настоящему: высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, эмоционального дискомфорта и тревожной оценки перспективы.
Корреляционный анализ показал, что высокие показатели тревожности связаны с негативным отношением к своему прошлому. По отношению к настоящему для подростков, лишенных родительского попечительства, характерны агрессивность, депрессия и ощущение зависимости от окружающих людей и обстоятельств. Образ цели у подростков из детских домов связан с потребностью в любви и принятии, подростки из детских домов склонны ставить перед собой незначимые цели, считая и их труднодостижимыми.
Перспективой исследования станет реализация комплексной программы психолого-педагогического сопровождения подростков из детского дома, включающая в себя индивидуальные и групповые формы работы, педагогическую поддержку, творческие и спортивные мероприятия для развития различных аспектов личности подростков.
Программа психолого-педагогического сопровождения имеет ключевые этапы:
1. Самоопределение и осознание личных ценностей.
2. Развитие навыков общения и социальной адаптации.
3. Постановка целей и планирование будущего.
4. Управление стрессом и развитие ресурсов.
Таким образом, данная программа основывается на комплексном подходе к формированию адекватной временной жизненной перспективы воспитанников, учитывая индивидуальные потребности и особенности подрстков.
Список литературы
Квасова О. Г. К современному состоянию проблемы временной перспективы личности / О.Г. Квасова // Историческая и социальнообразовательная мысль. – 2012. - № 5. – С. 137-141.
Махиева Л. Х. Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования/ Л.Х. Махиева // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 6. – С. 254-267.
Орсаг Ю.В. Стимулирование профессионально – личностного роста воспитанников детского дома // Школа и производство. – 2007. – №3. – С. 18–24.
Левицкая А.А. Подходы к определению понятия «адекватная временная жизненная перспектива» подростков / Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области: сб. материалов науч. конф. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2023.- с. 81-83