Для большинства людей здоровье является важной составляющей качественной жизни. Здоровье человека формируется с момента зачатия и продолжает формироваться после рождения. Здоровье человека – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [1]. К наукам, изучающим здоровье, относятся: гигиена, диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие. Факторы, влияющие на здоровье, можно разделить на биологические, социально-гигиенические, экологические. Наука, изучающая закономерности влияния различных факторов окружающей среды на растущий организм, и разрабатывающая на этой основе гигиенические требования, способствующие нормальному росту и развитию, и укреплению здоровья детей и подростков называется гигиеной детей и подростков. Основоположники гигиены детей и подростков Эрисман Фридрих Фридрихович, Лесгафт Петр Францевич, Гундобин Николай Петрович, Мольков Альфред Владиславович и другие.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная среда создает риски для здоровья обучающихся. По исследованиям педагогов и психологов выделены следующие факторы риска здоровья детей: психогенный фактор (школьный стресс), педагогический фактор (функциональная неграмотность педагога, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся и т.д.), не соответствие учебного заведения санитарно-гигиеническим нормам.
Разберем отдельно педагогический фактор, который оказывает огромное влияние на здоровье учащихся, ведь благодаря педагогу выстраивается учебный процесс школьников. Педагогический фактор включает стиль педагогического общения педагога с обучающимися; степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся; личные, психологические особенности педагога, его характера; соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий; возможности инновационной деятельности учителя и т.д.
Выделим некоторые из перечисленных [3]:
1) Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям школьников. Этот подход предусматривает знание уровня учебной подготовки школьников в «школьной анатомии», личного психологического развития, воспитанности, социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если учебная программа не соответствует подготовки учащихся, отстает или обгоняет ее.
2) Стиль педагогического общения, также вносит влияние на учебный процесс. Умение педагога быть дружелюбным по отношению к учащимся, создать определенную благоприятную атмосферу в классе; быть увлеченным своим предметом, в данном случае анатомией, для большей заинтересованности учеников в школьной анатомии; и соблюдение определенного нейтралитета, что тоже немаловажно.
3) Функциональная неграмотность педагога. В таком случае, если педагог некомпетентен в знаниях по школьной анатомии, то он не сможет преподать грамотно материал для учащихся, объяснить как применять различные приборы, школьные лаборатории для практической работы с детьми.
4) Степень реализации индивидуального подхода. По статистике анатомия является сложным предметом для понимания, поэтому необходимо подобрать индивидуальный подход к каждому учащемуся.
5) Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Учитель школьной анатомии должен обязательно применять здоровьесберегающие образовательные технологии. Например, можно провести познавательную викторину на закрепление знаний; игру с различными интересными и подвижными заданиями; увлекательный квест; интерактивную игру, направленную на проверку знаний и многое другое. Благодаря необычной структуре урока, утомляемость снизится, а работоспособность повысится.
Поскольку школьная анатомия охватывает обучающихся подросткового возраста, необходимо учитывать физиологические особенности данной возрастной группы.
У обучающихся в процессе изучения анатомии происходит большая нагрузка на зрительный аппарат. Следует на уроке выделить время на небольшую разминку для глаз, чтобы снять с них напряжение. Например, провести такие упражнения, как «Фокусирование», в котором необходимо вытянуть указательный палец перед лицом, зрительно сфокусироваться на нем и сначала отдалять палец, затем приближать, не отрываясь от него. Упражнение «Восьмерка», нужно зрительно представить цифру восемь и затем попытаться взглядом нарисовать эту цифру, можно менять направление и даже саму фигуру. Есть упражнение «Движение», в котором нужно двигать глазами в определенном направлении: вверх – направо, вверх – налево, вниз – направо, вниз – налево и так проделать это упражнение несколько раз. Такие упражнения помогут снизить напряжение с глаз.
Ученики среднего и старшего звена часто подвергаются стрессовым ситуациями, поэтому следует дать несколько минут на отдых, чтобы учащийся смог снять психологическое напряжение. Например, релаксация: дыхательные упражнения, мышечная релаксация, медитация. Дышать следует глубоко, задержать дыхание на пару секунд, а затем выдохнуть. Можно повторить цикл вдохов и выдохов несколько раз. Это упражнение поможет избавиться от тревоги и снять ощущение скованности в теле [2].
Почти все уроки учеников среднего и старшего звена, проходят в сидячем положении, что негативно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Для того, чтобы этого избежать нужно сделать физкультминутку. Физкультминутка проводится в течение трех- пяти минут и должна включать в себя упражнения для разных групп мышц. Например, упражнение для группы мышц «Прыжки»: исходное положение – стоя, руки на пояс, ноги вместе. Выполнение прыжков на месте на обеих ногах. Физические упражнения благотворно влияют на умственную деятельность ребенка, снимают мышечное напряжение, а также улучшает настроение учащихся [3].
На данный момент, статистика показывает, то, что у многих детей школьного возраста, а точнее от 7 и до 18 лет, есть проблемы со здоровьем, только 10-12% детей являются абсолютно здоровыми.
По данным Института возрастной физиологии РАО за период обучения в школе число здоровых детей снижается в 4 раза. Так, число детей с близорукостью возрастает с 3% до 30%, с нервно-психическими расстройствами с 15 до 40%, число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями в 3 раза.
По требованиям САНПиН социально-гигиенические факторы, благотворно влияющие на состояние здоровья детей – это соответствие условий окружающей среды (в образовательных учреждениях и дома) гигиеническим нормативам; оптимальный двигательный режим; закаливание; сбалансированное питание; рациональный суточный режим; здоровый образ жизни [1]. Для поддержания здоровьесберегающей среды в школе предусмотрены здоровьесберегающие технологии, в которые входят медицинские, педагогические и психические воздействия, направленные на защиту здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении – это система мер для защиты здоровья детей и педагогов. На современном этапе разработкой самостоятельных программ по здоровьесбережению и внедрению их в учебные учреждения заниматются ученые А.В. Левченко, Л.Ф. Тихомирова, М.М. Безруких, Н.К. Смирнов, В.Ф. Базарный и др.
Существует определенная классификация видов здоровьесберегающих технологий. Наиболее общая классификация выглядит так: технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения; технологии обучения здоровому образу жизни; психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности;
коррекционные технологии.
Можно выделить технологии личностно-ориентировочного обучения, то есть учитывать особенности каждого ученика для раскрытия его потенциала. Необходимо обеспечить мотивацию образовательной деятельности. Ребенок должен быть эмоционально вовлечен в процесс обучения, для этого необходим творческий подход к организации урока. Обучение без творческого заряда становится скучным и неинтересным для ребенка. Организация двигательной активности во время урока, а также смена видов деятельности позволяет избежать переутомления детей. Кроме всего перечисленного важны различные психолого-педагогические технологии, которые будут применяться педагогами на уроках и внеурочной деятельности.
В среднем и старшем звене очень много однотипной умственной деятельности, которая ведет к сильной утомляемости и падению работоспособности, поэтому следует сменять род деятельности, то есть проводить уроки в игровой или иной форме. Например, можно провести познавательную викторину на закрепление знаний; игру с различными интересными и подвижными заданиями; увлекательный квест; интерактивную игру, направленную на проверку знаний и многое другое. Благодаря необычной структуре урока, утомляемость снизится, а работоспособность повысится.
У учащихся среднего и старшего школьного звена идет большая нагрузка на зрительный аппарат. Следует на уроке выделить время на небольшую разминку для глаз, чтобы снять с них напряжение. Например, провести такие упражнения, как «Фокусирование», в котором необходимо вытянуть указательный палец перед лицом, зрительно сфокусироваться на нем и сначала отдалять палец, затем приближать, не отрываясь от него. Упражнение «Восьмерка», нужно зрительно представить цифру восемь и затем попытаться взглядом нарисовать эту цифру, можно менять направление и даже саму фигуру. Есть упражнение «Движение», в котором нужно двигать глазами в определенном направлении: вверх – направо, вверх – налево, вниз – направо, вниз – налево и так проделать это упражнение несколько раз. Такие упражнения помогут снизить напряжение с глаз.
Ученики среднего и старшего звена часто подвергаются стрессовым ситуациями, поэтому следует дать несколько минут на отдых, чтобы учащийся немного смог снять психологическое напряжение. Например, релаксация: дыхательные упражнения, мышечная релаксация, медитация. Дышать следует глубоко, задержать дыхание на пару секунд, а затем выдохнуть. Можно повторить цикл вдохов и выдохов несколько раз. Это упражнение поможет избавиться от тревоги и снять ощущение скованности в теле.
Почти все уроки учеников среднего и старшего звена, проходят в сидячем положении, что негативно сказывается на опорно-двигательном аппарате. Для того, чтобы этого избежать нужно сделать физкультминутку. Физкультминутка проводится в течение трех- пяти минут и должна включать в себя упражнения для разных групп мышц. Например, упражнение для группы мышц «Прыжки»: исходное положение – стоя, руки на пояс, ноги вместе. Выполнение прыжков на месте на обеих ногах. Физические упражнения благотворно влияют на умственную деятельность ребенка, снимают мышечное напряжение, а также улучшает настроение учащихся.
Применение здоровьесберегающих технологий – это залог успешности учебно-воспитательного процесса. Необходимо его осуществлять во время учебного процесса, чтобы не навредить здоровью учеников, а также воспитать бережное отношение к своему здоровью.
Список использованных источников
1. Абдуллина, С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков – Текст : непосредственный // Вестник ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. -2003. - № 16. - С. 123 -127.
2. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе. Педагогические стратегии и технологии / В.А. Вишневский. – Текст : непосредственный // Педагогические стратегии и технологии. – 2002. - С. 23-25.
3. Казакова, Т.Н., Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении / Т.Н. Казакова. – Текст : непосредственный // Методическое пособие. – 2007. – С. 32.
4. Андреева, И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России / И.Г. Андреева. – Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг. – 2018. - №3. - С.15-19.