В ходе исследования проведено анонимное анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов лицея Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, а также других образовательных учреждений Пермского края. В опросе участвовало 194 человека, среди которых 60 человек из 11 класса (1 группа), прошедших цикл полового воспитания и 134 ученика из 10 класса (2 группа) без такого курса. Обучающимся был предложен ряд вопросов, характеризующих их уровень знаний в вопросах сексуальной культуры.
Статистический анализ проводился с использованием программы IBM SPSS Statistics 23. В случае отсутствия нормального распределения количественные данные описывались с помощью медианы (Me) и нижнего и верхнего квартилей (Q1 – Q3). Категориальные данные описывались с указанием абсолютных значений и процентных долей. Сравнение процентных долей при анализе четырехпольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (при значениях ожидаемого явления более 10), точного критерия Фишера (при значениях ожидаемого явления менее 10). Систематизация полученных данных осуществлялась в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016 и в текстовом редакторе Microsoft Word 2016.
Медиана возраста у школьников 1 группы составила 17 лет (Q¹ – Qᶾ: 16-19), во второй – 16 (Q¹ – Qᶾ: 15 – 17).
Положить начало своему исследованию мы запланировали с вопросов о начале полого созревания.[1] Нас интересовало, в каких временных рамках относительно других сверстников это произошло. Статистически значимых различий выявить не удалось (р=0,121). В обеих группах респонденты отмечают, что половое созревание у них началось примерно в то же время, что и у большинства сверстников. Лишь у 11,3% из обеих групп половое созревание началось раньше, чем у других. Учитывая данный факт, хотелось бы выяснить, а есть ли взаимосвязь между ранним половым созреванием и началом половой жизни в юном возрасте. С этой целью мы применили метод корреляционного анализа по Пирсону. Получилось, что r=-0,664, следовательно, корреляционная связь средняя, обратная по характеру. То есть, из числа школьников, половое созревание у которых началось раньше, чем у большинства сверстников, 36,6% уже живут половой жизнью.[2]
Начало полового созревания |
Всего |
||||
Раньше, чем у большинства сверстников |
Примерно в том же возрасте, что и у большинства сверстников |
Позже, чем у большинства сверстников |
|||
Был ли половой акт |
0 |
6 |
41 |
4 |
51 |
Да |
8 |
26 |
4 |
38 |
|
Нет |
8 |
91 |
6 |
105 |
|
Всего |
22 |
158 |
14 |
194 |
Таблица 1. Связь начала полового созревания с половой активностью.
Далее мы поставили перед школьниками вопрос, касающийся их информированности относительно здоровья полового партнера на момент вступления в интимную связь. Групповая таблица показывает нам, что 26% среди респондентов из 1 группы, прошедших цикл полового воспитания, не интересовались состоянием здоровья полового партнера. Различия статистически значимы.[3]
Получение информации о состоянии здоровья партнера перед вступлением в половой акт |
Всего |
||||
нет |
да |
не вступал в половые отношения |
|||
Класс респондента |
10 |
2 |
14 |
118 |
134 |
11 |
6 |
17 |
37 |
60 |
|
Всего |
8 |
31 |
155 |
194 |
Таблица 2. Информированность о состоянии здоровья в зависимости от группы.
При оценке показателя «Использование контрацептивов при первом половом акте», в зависимости от класса нам удалось выявить статистически значимые различия (р=0,001). [4] Действительно, учащиеся, ознакомленные ранее с курсом по половому воспитанию чаще использовали средства контрацепции. Среди известных видов контрацептивов школьники перечисляли в среднем по одному методу. Самыми популярными были «презерватив», «КОК», «маточная спираль» и «пластырь».
Отношения перед вступлением в половую связь являлись близкими и доверительными |
Всего |
|||||
нет |
да |
заблуждался относительно доверительности |
не было половых отношений |
|||
Класс респондента |
10 |
3 |
13 |
0 |
118 |
134 |
11 |
1 |
20 |
2 |
37 |
60 |
|
Всего |
4 |
33 |
2 |
155 |
194 |
Таблица 3. Отношения перед вступлением в половую связь
Следующий вопрос касается доверительности отношений перед вступлением в ППА. Корреляционная связь сильная, обратная. 4,7% респондентов из 11 класса, не имели доверительных отношений. Тогда как в 10 классе этот показатель значительно выше 18,7%. Среди приемлемых способов сближения подростки выделяют половой акт в результате романтических отношений. И эта позиция составляет 93%. Вторым по популярности является ответ «запланированный по дружбе». Несколько школьников назвали «принуждение и насилие» как вариант сближения.
С целью понимания школьниками имеющихся путей обращения за помощью мы проанализировали вопрос о том, что же предпримут респонденты случае, если ПА приведет к беременности и заражению ЗППП. Абсолютное большинство отметили, что обратятся за помощью к родителям и специалисту (97%).
Нами установлено, что действительно проведение цикла по половому воспитанию в старших классах имеет свои плоды.[5] Подростки стали разумнее относиться к вопросам, касающимся их здоровья, интимной жизни и манерам поведения в конкретных ситуациях. Радует, что школьники знают, к кому стоит обратиться в сложной ситуации.
Это говорит о том, что просвещение в обсуждаемой области не является лишним, не приводит к раннему началу детьми половой жизни, а наоборот делает их более умными и защищенными.
Списоклитературы.
1) Li Ch., Cheng Z., Wu T., Liang X., Gaoshan J., Li L., Hong P., Tang K. The Relationships of School-Based Sexuality Education, Sexual Knowledge and Sexual Behaviors - a Study of 18,000 Chinese College Students // Reproductive Health. 2017. Vol. 14, iss. 1. Р. 1-9. https://doi.org/10.1186/s12978-017-0368-4.
2) Флотская Н.Ю. Психология половой идентичности: учеб. пособие. Архангельск, 2009. С. 37.
3) Симаходский, А.С. Репродуктивное здоровье подростков: проблемы его сохранения / А.С. Симаходский, М.Ф. Ипполитова // Российский педиатрический журнал. - 2016. - Т.19, №»6. - С. 373-380.
4) Исламов Е.Н. Цой Е.О. Поведенческие факторы риска заражения инфекциями, передающимися половым путём, среди молодых людей.//West Kazakhstan Medical Journal.-Казахстан:2015-стр 2.
5) Духновский С.В. Диагностика социально-психологической дистанции в межличностных отношениях. Описание методик, инструкции по применению: учеб. пособие. — Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2009. — 69 с.