Цель работы: концептуальный анализ знаний учащихся старших классов с курсом полового воспитания и без такового.
Материалы и методы. В ходе исследования нами было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов лицея Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, а также других образовательных учреждений Пермского края. В опросе участвовало 194 человек, среди которых 60 старшеклассников из 11 класса (30,93%), прошедших цикл полового воспитания (1 группа) и 134учеников из 10 класса (69,07%), не сталкивающихся с данной образовательной программой (2 группа). Обучающимся был предложен ряд вопросов, характеризующих их уровень знаний в вопросах полового воспитания.
Статистический анализ проводился с использованием программы IBM SPSS Statistics 23. Сравнение процентных долей при анализе четырехпольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (при значениях ожидаемого явления более 10), точного критерия Фишера (при значениях ожидаемого явления менее 10), коэффициент корреляции Пирсона. Систематизация полученных данных осуществлялась в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016 и в текстовом редакторе Microsoft Word 2016.
Результаты исследования.
Оценку полового воспитания среди учеников следует начать с вопроса о знании данной терминологии. В ходе изучения этого аспекта было определено, что из 1 группы, которая прошла цикл полового воспитания, 59 школьников (98,33%) знают понятие, и 1 человек (1,67%) ответил скорее да, чем нет. Во 2 группе только 110 ученика (82,09%) знают, что такое половое воспитание, 3 школьника(2,24%) с этой терминологией не знакомы, и 21 человек (15,67%) выбрали скорее да, чем нет.Таким образом, различия между группами значимы (p<0,05).(Табл. 1)[1]
Знаете, что такое половое воспитание |
Всего |
||||
нет |
да |
скорее да, чем нет |
|||
Класс респондента |
10 |
3 |
110 |
21 |
134 |
11 |
0 |
59 |
1 |
60 |
|
Всего |
3 |
169 |
22 |
194 |
Таблица 1. Осведомленность о понятии «половое воспитание»
Далее перед школьниками был поставлен вопрос, касающийся обсуждения данной темы на уроках, в интернете и с окружающими их людьми. По результатам анкетирования ответы учащихся 10 и 11 классов не отличались, так, из 194 опрошенных учеников 18 из них (9,28%) ни с кем не обсуждали данную тему, 47 школьников (24,23%) разбиралипроблему на уроках, 41 человек (21, 13%) затрагивали вопрос с родителями, 60 учеников (30,93%) – с друзьями, 28 людей (14,43%) разговаривали об этом в интернете. (Табл. 2)
Обсуждали ли эту тему с кем-нибудь |
Всего |
||||||
нет |
на уроках |
с родителями |
с друзьями |
в интернете |
|||
Класс респондента |
10 |
17 |
18 |
31 |
47 |
21 |
134 |
11 |
1 |
29 |
10 |
13 |
7 |
60 |
|
Всего |
18 |
47 |
41 |
60 |
28 |
194 |
Таблица 2. «Обсуждение темы «половое воспитание» на уроках, в интернете, с окружающими людьми»
Следующий вопрос, который был задан анкетирующим, звучал следующим образом: «Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?». Больше половины опрошенных (104 ученика (53,61%)) ответили, что это необходимо, при этом 9 человека (4,64%) не нуждаются в данном цикле. Корреляционный анализ показал, что 10 класс, непрошедший цикл полового воспитания, не могут дать точного ответа о его необходимости, при этом в 11 классе большинство ответили, что в школе данный курс нужно включить в учебный план (p<0,05). (Табл. 3)
Нужен ли в школе специальный курс по данной теме |
Всего |
|||||||
не нужен |
да |
Наверно нужен |
затрудняюсь ответить |
Наверно не нужен |
5 |
|||
Класс респондента |
10 |
6 |
59 |
44 |
18 |
6 |
1 |
134 |
11 |
3 |
45 |
9 |
1 |
2 |
0 |
60 |
|
Всего |
9 |
104 |
53 |
19 |
8 |
1 |
194 |
Таблица 3. «Необходимость в школе специального курса по половому воспитанию»
Возрасты, в которых школьники чаще всего узнавали о контрацепции, составили 12 лет (24, 74%) в обеих группах, во 2 группе вторым наиболее частый ответ был 14 лет (24,63%), и 10 лет (18,33%) в 1 группе.
Рис.1 – Столбиковая диаграмма «Возраст получения информации о контрацепции»
Следующий вопрос касается возраста, с которого следует начинать половую жизнь. При анализе полученных данных различия в возрасте вступления в половой акт отсутствуют (p>0,05).46,91% респондентов из 10 и 11 класса считают, что только с 18 лет и старше можно вступать в половую жизнь, и 45,88% лучшим возрастом считают 16-17.
Рис. 2 – Столбиковая диаграмма «Возраст, с которого следует вступать в половую жизнь»
При оценке показателя «Причины раннего начала половой жизни», в зависимости от класса нам удалось выявить статистически незначимые различия (р>0,05). Действительно, учащиеся 10 и 11 классов основной причиной считают любопытство (52,58%) и проблему казаться взрослее (26,29%).(Табл. 4)
Причины раннего начала половой жизни |
Всего |
|||||||
из любопытства |
от безделья |
случайно |
быть как другие |
казаться взрослее |
под воздействием алкоголя |
|||
Класс респондента |
10 |
65 |
6 |
4 |
8 |
41 |
10 |
134 |
11 |
37 |
2 |
5 |
1 |
10 |
5 |
60 |
|
Всего |
102 |
8 |
9 |
9 |
51 |
15 |
194 |
Таблица 4. «Причины раннего начала половой жизни»
Также был задан вопрос об отношении родителей и сверстников к началу половой жизни, в котором большинство анкетированных 1 и 2 групп ответили, что не вступали в половую жизнь (79,90%), второй наиболее часты ответ – никто не знал об этом (9,79%). При анализе полученных данных можно выявить различие в ответах между двумя группами (p<0,05), так в 10 классе, кто начал половую жизнь, окружающие люди либо не знали, либо осуждали за это, в 11 же классе – поддержали. (Табл. 5)
Отношение родителей и сверстников к началу вашей половой жизни |
Всего |
||||||||
Не начал |
Под-держка |
Одобре-ние |
Безразли-чие |
Осужде-ние |
Насмешка |
не знали об этом |
|||
Класс респондента |
10 |
118 |
3 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
134 |
11 |
37 |
5 |
1 |
1 |
0 |
1 |
15 |
60 |
|
Всего |
155 |
8 |
3 |
3 |
4 |
2 |
19 |
194 |
Таблица 5. «Отношение родителей и сверстников к началу половой жизни»
Далее мы решили узнать отношение определенных людей, которые окружают школьников, к началу половой жизни. В ходе изучения этого аспекта было определено, что к тем, кто вступал в половую жизнь, положительные эмоции испытывали близкие друзья и сверстники (18,28%), а отрицательные – родители (9,68%).
Помимо этого, мы задали школьникам вопрос на понимание последствий незащищенного полового акта. 98,45% из опрошенных выбрали все варианты ответов: беременность, заболевания, передающиеся половым путем, ВИЧ/СПИД. (Табл. 6) [2]
Последствия незащищенного полового акта |
Всего |
|||||
Бер-ть |
ЗППП |
ВИЧ/СПИД |
Все |
|||
Класс респондента |
10 |
1 |
1 |
1 |
131 |
134 |
11 |
0 |
0 |
0 |
60 |
60 |
|
Всего |
1 |
1 |
1 |
191 |
194 |
Таблица 6. «Последствия незащищенного полового акта»
На вопрос о возможности забеременеть при первом половом акте были получены следующие результаты: в обеих группах около 90% опрошенных обеих групп считают, что может наступить беременность. Исходя из статистического анализа можно сделать вывод, что ученики 10 и 11 классов знают о последствиях начала половой жизни (p>0,05).
Рис. 3. Столбиковая диаграмма «Можно ли забеременеть при первом половом акте?»
При этом, применяя корреляционный анализ по методу Пирсона, во всех вышеуказанных вопросах о половом воспитании имеется слабая (неполная) обратная связь, что свидетельствует о том, что между задаваемыми вопросами и группами нет взаимосвязи.
Заключение. По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод, что проведение цикла по половому воспитанию в старших классах дало положительные результаты. Школьники начали понимать значение данной темы, необходимость проведения его в младших классах. Также необходимо отметить, что подростки сознательно относятся к проблеме раннего начала половой жизни,к ее последствиям не только в виде беременности, но и виде заболеваниях репродуктивной системы. Но стоит отметить, чтоеще остаются проблемы в открытости школьников по данной теме.
Таким образом, курсы полового воспитания желательно включить в учебные планы для того, чтобы наше подрастающее поколение было информировано об этой проблеме, знало о последствиях, о необходимости обсуждения со специалистами. [2], [3]
Список литературы.
Толмачев Д.А. Половое воспитание подростков и роль семьи на современном этапе / Д.А. Толмачев, Е.А. Зимина, М.К. Исхакова, Е.В. Димакова // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов – 2015. – № 1. – С. 13-16
Бехало, О.К. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков /О.К. Бехало, О.К. Лосева, Е.В. Сысолятина //Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2007. - № 5. - С. 73-79.
Петрова Л.В. Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования / Л.В. Петрова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 124-127
Руководство пользования по базовой системе IMB SPSS Statistics 27
Бююль А., Цеффель П. SPSS: искусство обработки информации. – М., 2005