ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Кунакбаева Т.В. 1, Госс Л.Р. 1, Курбатова С.П. 1, Уточкин Ю.А. 1
1ПГМУ им ак.Е.А.Вагнера
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель работы: концептуальный анализ знаний учащихся старших классов с курсом полового воспитания и без такового.

Материалы и методы. В ходе исследования нами было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 10 и 11 классов лицея Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, а также других образовательных учреждений Пермского края. В опросе участвовало 194 человек, среди которых 60 старшеклассников из 11 класса (30,93%), прошедших цикл полового воспитания (1 группа) и 134учеников из 10 класса (69,07%), не сталкивающихся с данной образовательной программой (2 группа). Обучающимся был предложен ряд вопросов, характеризующих их уровень знаний в вопросах полового воспитания.

Статистический анализ проводился с использованием программы IBM SPSS Statistics 23. Сравнение процентных долей при анализе четырехпольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (при значениях ожидаемого явления более 10), точного критерия Фишера (при значениях ожидаемого явления менее 10), коэффициент корреляции Пирсона. Систематизация полученных данных осуществлялась в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016 и в текстовом редакторе Microsoft Word 2016.

Результаты исследования.

Оценку полового воспитания среди учеников следует начать с вопроса о знании данной терминологии. В ходе изучения этого аспекта было определено, что из 1 группы, которая прошла цикл полового воспитания, 59 школьников (98,33%) знают понятие, и 1 человек (1,67%) ответил скорее да, чем нет. Во 2 группе только 110 ученика (82,09%) знают, что такое половое воспитание, 3 школьника(2,24%) с этой терминологией не знакомы, и 21 человек (15,67%) выбрали скорее да, чем нет.Таким образом, различия между группами значимы (p<0,05).(Табл. 1)[1]

 

Знаете, что такое половое воспитание

Всего

нет

да

скорее да, чем нет

Класс респондента

10

3

110

21

134

11

0

59

1

60

Всего

3

169

22

194

Таблица 1. Осведомленность о понятии «половое воспитание»

Далее перед школьниками был поставлен вопрос, касающийся обсуждения данной темы на уроках, в интернете и с окружающими их людьми. По результатам анкетирования ответы учащихся 10 и 11 классов не отличались, так, из 194 опрошенных учеников 18 из них (9,28%) ни с кем не обсуждали данную тему, 47 школьников (24,23%) разбиралипроблему на уроках, 41 человек (21, 13%) затрагивали вопрос с родителями, 60 учеников (30,93%) – с друзьями, 28 людей (14,43%) разговаривали об этом в интернете. (Табл. 2)

 

Обсуждали ли эту тему с кем-нибудь

Всего

нет

на уроках

с родителями

с друзьями

в интернете

Класс респондента

10

17

18

31

47

21

134

11

1

29

10

13

7

60

Всего

18

47

41

60

28

194

Таблица 2. «Обсуждение темы «половое воспитание» на уроках, в интернете, с окружающими людьми»

Следующий вопрос, который был задан анкетирующим, звучал следующим образом: «Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?». Больше половины опрошенных (104 ученика (53,61%)) ответили, что это необходимо, при этом 9 человека (4,64%) не нуждаются в данном цикле. Корреляционный анализ показал, что 10 класс, непрошедший цикл полового воспитания, не могут дать точного ответа о его необходимости, при этом в 11 классе большинство ответили, что в школе данный курс нужно включить в учебный план (p<0,05). (Табл. 3)

 

Нужен ли в школе специальный курс по данной теме

Всего

не нужен

да

Наверно нужен

затрудняюсь ответить

Наверно не нужен

5

Класс респондента

10

6

59

44

18

6

1

134

11

3

45

9

1

2

0

60

Всего

9

104

53

19

8

1

194

Таблица 3. «Необходимость в школе специального курса по половому воспитанию»

Возрасты, в которых школьники чаще всего узнавали о контрацепции, составили 12 лет (24, 74%) в обеих группах, во 2 группе вторым наиболее частый ответ был 14 лет (24,63%), и 10 лет (18,33%) в 1 группе.

Рис.1 – Столбиковая диаграмма «Возраст получения информации о контрацепции»

Следующий вопрос касается возраста, с которого следует начинать половую жизнь. При анализе полученных данных различия в возрасте вступления в половой акт отсутствуют (p>0,05).46,91% респондентов из 10 и 11 класса считают, что только с 18 лет и старше можно вступать в половую жизнь, и 45,88% лучшим возрастом считают 16-17.

Рис. 2 – Столбиковая диаграмма «Возраст, с которого следует вступать в половую жизнь»

При оценке показателя «Причины раннего начала половой жизни», в зависимости от класса нам удалось выявить статистически незначимые различия (р>0,05). Действительно, учащиеся 10 и 11 классов основной причиной считают любопытство (52,58%) и проблему казаться взрослее (26,29%).(Табл. 4)

 

Причины раннего начала половой жизни

Всего

из любопытства

от безделья

случайно

быть как другие

казаться взрослее

под воздействием алкоголя

Класс респондента

10

65

6

4

8

41

10

134

11

37

2

5

1

10

5

60

Всего

102

8

9

9

51

15

194

Таблица 4. «Причины раннего начала половой жизни»

Также был задан вопрос об отношении родителей и сверстников к началу половой жизни, в котором большинство анкетированных 1 и 2 групп ответили, что не вступали в половую жизнь (79,90%), второй наиболее часты ответ – никто не знал об этом (9,79%). При анализе полученных данных можно выявить различие в ответах между двумя группами (p<0,05), так в 10 классе, кто начал половую жизнь, окружающие люди либо не знали, либо осуждали за это, в 11 же классе – поддержали. (Табл. 5)

 

Отношение родителей и сверстников к началу вашей половой жизни

Всего

Не начал

Под-держка

Одобре-ние

Безразли-чие

Осужде-ние

Насмешка

не знали об этом

Класс респондента

10

118

3

2

2

4

1

4

134

11

37

5

1

1

0

1

15

60

Всего

155

8

3

3

4

2

19

194

Таблица 5. «Отношение родителей и сверстников к началу половой жизни»

Далее мы решили узнать отношение определенных людей, которые окружают школьников, к началу половой жизни. В ходе изучения этого аспекта было определено, что к тем, кто вступал в половую жизнь, положительные эмоции испытывали близкие друзья и сверстники (18,28%), а отрицательные – родители (9,68%).

Помимо этого, мы задали школьникам вопрос на понимание последствий незащищенного полового акта. 98,45% из опрошенных выбрали все варианты ответов: беременность, заболевания, передающиеся половым путем, ВИЧ/СПИД. (Табл. 6) [2]

 

Последствия незащищенного полового акта

Всего

Бер-ть

ЗППП

ВИЧ/СПИД

Все

Класс респондента

10

1

1

1

131

134

11

0

0

0

60

60

Всего

1

1

1

191

194

Таблица 6. «Последствия незащищенного полового акта»

На вопрос о возможности забеременеть при первом половом акте были получены следующие результаты: в обеих группах около 90% опрошенных обеих групп считают, что может наступить беременность. Исходя из статистического анализа можно сделать вывод, что ученики 10 и 11 классов знают о последствиях начала половой жизни (p>0,05).

Рис. 3. Столбиковая диаграмма «Можно ли забеременеть при первом половом акте?»

При этом, применяя корреляционный анализ по методу Пирсона, во всех вышеуказанных вопросах о половом воспитании имеется слабая (неполная) обратная связь, что свидетельствует о том, что между задаваемыми вопросами и группами нет взаимосвязи.

Заключение. По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод, что проведение цикла по половому воспитанию в старших классах дало положительные результаты. Школьники начали понимать значение данной темы, необходимость проведения его в младших классах. Также необходимо отметить, что подростки сознательно относятся к проблеме раннего начала половой жизни,к ее последствиям не только в виде беременности, но и виде заболеваниях репродуктивной системы. Но стоит отметить, чтоеще остаются проблемы в открытости школьников по данной теме.

Таким образом, курсы полового воспитания желательно включить в учебные планы для того, чтобы наше подрастающее поколение было информировано об этой проблеме, знало о последствиях, о необходимости обсуждения со специалистами. [2], [3]

Список литературы.

  1. Толмачев Д.А. Половое воспитание подростков и роль семьи на современном этапе / Д.А. Толмачев, Е.А. Зимина, М.К. Исхакова, Е.В. Димакова // Здоровье, демография, экология финно-угорских народов – 2015. – № 1. – С. 13-16

  2. Бехало, О.К. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков /О.К. Бехало, О.К. Лосева, Е.В. Сысолятина //Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2007. - № 5. - С. 73-79.

  3. Петрова Л.В. Половое воспитание старших школьников в контексте системы образования / Л.В. Петрова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 3. – С. 124-127

  4. Руководство пользования по базовой системе IMB SPSS Statistics 27

  5. Бююль А., Цеффель П. SPSS: искусство обработки информации. – М., 2005

Просмотров работы: 67