Современное общество регулярно вынуждено адаптировать имеющиеся ресурсы к изменяющимся требованиям, чтобы сохранить свою актуальность и конкурентоспособность. Это напрямую связано с индивидуальной креативностью и творческой инициативой. В таком контексте творчество способствует пересмотру общепринятых представлений о ситуации и осмыслению мира, помогает найти новые интерпретации и приоритеты, двигая общество по пути прогресса.
Развитое общество стремится к обнаружению талантливых личностей и результатов их деятельности. Уровень зрелости и прогрессивности общества все чаще оценивается по отношению к талантам и одаренным людям. В стране, где таланты остаются в обособленном положении, сложно говорить о значимых перспективах в экономическом, социальном или культурном развитии.
Следует отметить, что для всех профессий в области гуманитарных наук социальное творчество и сопутствующая ему социальная креативность - важные профессиональные качества, необходимые специалисту для решения быстро меняющихся условий профессионального взаимодействия. Безусловно, будущие специалисты в социальной сфере должны обладать социальной креативности, направляя свои профессиональные усилия на создание условий для изменения жизни клиента. Чем раньше студенты приобретут указанные качества в процессе профессиональной подготовки, тем более эффективной будет их профессиональная деятельность в будущем.
Становится очевидным, что изучение социальной креативности имеет большое значение не только для общества в целом, но и для профессиональных сообществ, и создание условий для развития социальной креативности может стать одним из приоритетов развития высшего профессионального социального образования. Для точной постановки задач обучения будущих специалистов в социальной сфере имеет смысл уточнить теоретическое содержание необходимой им компетенции - социальной креативности.
Креативность, по определению Э.П. Торренса, заключается в способности формулировать гипотезы относительно отсутствующих элементов явления или ситуации, а также в умении осознавать пробелы и противоречия. Дж. Гилфорд приравнивал креативность к дивергентному мышлению, которое заключается в создании множества решений на основе конкретных данных [2, с. 162].
Дивергентное мышление позволяет варьировать пути решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам. Некоторые исследователи интерпретируют креативность как способность получать ценные результаты нестандартным способом [1, с. 35].
Одним из направлений развития креативности является научное пространство. Поиск какого-либо результата, обработка информации, научный эксперимент является катализатором для развития креативных навыков. Открытия в одной области могут стать источником вдохновения и новых подходов к решению задач в других областях. Также коллективные научные проекты, оценка научных трудов, оснащение интересующей проблемы способствуют усилению интереса к развитию креативных идей и методов в научном пространстве. Развитие креативности в научном пространстве требует поддержки и стимулирования с помощью образования, научной деятельности, коллективных проектов и взаимодействия в научных сообществах.
Особенности развития креативности именно в профессиональной подготовке рассматривали в своих трудах С.О. Авчинникова, Т.Ю. Андрущенко, В.В. Бондарева, З.Д. Заболотских, И.А. Колобутина, Е.Н. Мажар, Н.Р. Милютина, А.В. Морозов, Е.В. Нехорошева, Т.Е. Стародубцева, Л.А. Степанова, Г.А. Фомченкова и др.
Авторами различных учебных пособий по социальной работе для студентов вузов (Г.П. Медведева, Е.И. Холостова, Л.В. Топчий и др.) также определено, что помимо знаний в различных областях психологии, физиологии, педагогики, экономики и законодательства, и личностно-нравственных качеств, необходимых социальному работнику, неотъемлемой характеристикой является творческое мышление. Отсутствие творческого мышления может снизить мобильность решений, эффективность работы и отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применяемых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует.
Научное творчество играет важную роль в подготовке будущих специалистов по социальной работе. О научном творчестве можно говорить в широком и узком смысле слова В широком смысле вся научная деятельность может быть представлена как творчество поскольку она направлена на получение нового. В узком смысле под творчеством понимается определенная научная деятельность выступающая новой по сравнению с повседневной научной практикой научной работы [4, с. 51].
Для профессиональной деятельности будущих специалистов по социальной работе креативность является важным аспектом в работе с получателями социальных услуг. Часто возникают нестандартные ситуации, для решения которых требуется креативный и инновационный подход. Будущий специалист должен быть способен видеть проблемы с разных сторон и находить нетрадиционные решения. Хороший социальный работник способен не только реагировать на проблемы, но и создавать инициативы для изменений. Креативность позволяет создавать и реализовывать новые программы и методики работы, способствующие улучшению качества жизни людей. Это позволяют будущему специалисту быть более активным в разработке и участии в творческих проектах, направленных на социальное развитие, образование и благосостояние сообществ. Креативные подходы могут помочь специалисту в проектировании мероприятий и программ, способствующих развитию инноваций в сфере социальной работы, а также в разработке новых методов поддержки и помощи клиентам [5, с. 47].
Способность создавать и находить новаторские решения в области социальной реальности определяется учеными как социальная креативность.
Социальная креативность - это сложная комбинация личностных качеств, которые уникальным образом взаимодействуют с различными аспектами когнитивной активности. Особую роль играют мотивационные факторы, такие как система ценностей, иерархия потребностей, а также характеристики личности и мышления. Так как специалисты в области социальной работы постоянно применяют социально-психологические, педагогические и управленческие методы и технологии, они всегда сталкиваются с необходимостью эффективного общения и вмешательства. Поскольку клиентами социальных работников могут быть люди из различных социальных групп и слоев населения, коммуникативный процесс часто противоречив и неопределен. Поэтому особое внимание следует уделить социальной креативности, когда речь идет о профессионально значимых качествах и компетенциях социального работника.
Социальная креативность представляет собой важный ресурс личности, способной к инновационной деятельности, критическому мышлению, работе в команде и самостоятельному принятию ответственных решений в усложняющихся ситуациях социального взаимодействия [3, с. 37].
Эффективным методом стимулирования креативности у личности является метод «Мозговой штурм» - это оперативный метод решения проблемы, при котором участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. После этого выбираются наиболее удачные идеи для практического применения. В практике также применяется Метод «Карикатура», который используется в проектировании для поиска образного представления проблемной ситуации и нахождения новых неожиданных решений. Метод «Наводящая задача-аналог» основан на заимствовании опыта путем поиска и анализа чужих идей в научной и методической литературе. Часто используются в командной работе методы: «Перечень недостатков», «Свободное выражение функции», инверсии, ментальных карт, шести шляп. Эти методы помогают стимулировать креативность и находить новые подходы к решению проблем.
В заключение, можно сказать, что креативность играет важную роль в научном творчестве будущих специалистов социальной сферы. Современные вызовы требуют новаторских подходов к решению проблем, и креативность позволяет исследователям находить нестандартные решения и улучшать существующие методики работы. Кроме того, креативность помогает развивать умение анализа, критического мышления и способность к инновациям, что является необходимым для успешной карьеры в социальной сфере. Поэтому важно развивать креативность у студентов и молодых специалистов, чтобы они могли внести свой вклад в развитие социальных наук и практику социальной работы. Стоит обратить внимание на то, что креативные подходы к решению проблем социальной сферы могут привести к новым и эффективным методам работы с людьми и улучшению их жизненных условий. Таким образом, развитие креативности среди будущих специалистов социальной сферы является важной задачейпрофессиональной подготовки.
Список литературы
Книги, монографии, учебники
1. Гейвин, Х. Когнитивная психология / Х. Гейвин // - СПБ: Питер, 2003. - 272 с.
2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин // - СПБ: Питер, 2009. - 434 с.
Статьи из журналов
3. Дворникова, Е.В., Зарубина, Ю.Н Социальная креативность личности студентов направления "социальная работа" как необходимое условие их профессиональной компетентности /Е.В Дворников, Ю.Н Зарубина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №3. - С. 142-146.
4. Кочергин, А.Н. Научное творчество как объект исследования / А.Н. Кочергин // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2009. - №142. - С. 47-55.
Материалы конференций
5. Бибикова, Н.В. Развитие креативности личности социального работника / Н. В. Бибикова // Современное образование: приоритетные направления в теории и практике : Материалы VI международной научно-практической конференции, Ульяновск, 09–10 апреля 2014 года. – Ульяновск: Московский педагогический государственный университет, 2014. – С. 45-49.