Рефлексия – это, неотъемлемая часть профессионализма будущего педагога-психолога. Она представляет собой способность осознанного анализа собственного опыта, эмоций, мыслей и действий с целью улучшения своей профессиональной деятельности.
В социальной психологии термин «рефлексия» принимается условно, как пишет Г. М. Андреева «в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению». Рефлексия – это, не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Рефлексия здесь - процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг другом, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга [1].
В своей работе мы рассматриваем рефлексию как профессионально важное качество будущего педагога-психолога, т.е. способен ли он анализировать свою профессиональную деятельность и к чему могут привести те или иные действия в образовательной среде. Ведь отсутствие рефлексии является одной из проблем, заключающихся в неспособности педагога - психолога вести свою деятельность, выстраивать благоприятные продуктивные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса, донести свои мысли участникам, отобрать правильные упражнения, выполнение, которых приведет к положительным изменениям.
Значение рефлексии для педагога-психолога:
1. Профессиональное самосовершенствование: Рефлексия важна для постоянного развития исследовательского подхода к педагогической практике. Педагог-психолог, обладающий рефлексивной компетентностью, способен критически оценивать свои действия, видеть свои сильные стороны, а также улучшать свою работу на основе прошлого опыта.
2. Улучшение взаимодействия: Рефлексия помогает понять индивидуальные потребности каждого ученика и составить индивидуальный подход к каждому. Педагог-психолог, осознающий собственные мысли, эмоции и поведение, более внимателен к потребностям детей и умеет создавать более поддерживающую среду обучения.
3. Профессиональная адаптация: Рефлексия позволяет адаптироваться к изменениям в педагогической среде и эффективно реагировать на разнообразные вызовы, с которыми может столкнуться педагог-психолог в своей работе.
Рассматривая рефлексию в психолого-педагогической профессии, можно сказать о ней как о рефлексивной компетентности. Развитие рефлексивной компетентности важно для всех видов человеческой деятельности, но в ряде профессий, например, педагог, психолог, она является одним из условий эффективности деятельности, превращаясь в категорию кардинальную, профессионально значимую. На это обращает внимание и один из основоположников рефлексивной педагогики – британский ученый М. Уоллес. По определению С. Ю. Степанова, рефлексивная компетентность - это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности [3].
Будущий педагог-психолог, развивая рефлексивное мышление, формирует особую гуманистическую ориентацию, которая включает в себя поиск смысла в своей профессии и выбор профессиональной позиции. Выпускники, завершающие обучение, обладают обширными теоретическими знаниями в области педагогики и психологии, полученными в вузе, но всё ещё испытывают затруднения в применении этих знаний и навыков в своей будущей профессиональной деятельности. Это позволяет организовать обучение таким образом, чтобы оно помогало студентам устранить эти трудности и, таким образом, удовлетворяло их потребность в самопознании, саморазвитии и самоорганизации. При таком рефлексивном обучении студент становится субъектом, а не объектом образовательного процесса. [2].
Исходя из вышесказанного развитие рефлексии необходимо людям, получающим профессию вида человек-человек. Будущий педагог-психолог способный рассуждать над совей деятельностью и оценивать её результаты, применять творческий подход, идти в ногу со временем в развитии не только педагогических и психологических инноваций, но и технологических новшеств, способен дать гораздо больше будущему поколению. Рефлексия играет ключевую роль в формировании профессиональной компетентности будущего педагога-психолога. Этот процесс помогает понять себя, свои действия и мысли, улучшить педагогическую практику и развивать более эффективные методики работы с учащимися.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. // Г.М.Андреева, М.: Наука, 2004.
БиктагироваГ.Ф О необходимости развития педагогической рефлексии будущего педагога-психолога// Педагогика Вестник ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)
Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 35-38