В последние десятилетия школьники все чаще стали задаваться вопросом о репродуктивном здоровье и его анатомо-физиологических аспектах. К сожалению, в современном обществе данной проблеме уделяется мало внимания, в связи с чем каждый год уменьшается возраст вступления в половую жизнь, наступления беременности и идет тенденция к увеличению числа заболеваний, передающихся половым путем, абортов, нежелательных беременностей и последствий, связанных с этим. Подростки узнают о репродуктивном здоровье в школе, изучая анатомию и физиологию половой системы на уроках биологии. Для старшеклассников важно знать и понимать, как функционирует наш организм в плане деторождения, изучать научную литературу по данной теме, обсуждать с родителями и сверстниками. Но с современном социуме существует ограниченное количество специальных курсов по теме, в школах подобные вопросы не изучаются или же им уделяется малое количество времени. Таким образом, следует изучить уровень знаний школьников старших классов в вопросе репродуктивного воспитания [3].
Цель работы: оценить уровень осведомленности учащихся 10 и 11 классов в вопросах анатомии и физиологии репродуктивной системы и ЗППП.
Материалы и методы
В рамках нашего исследования было проведено анонимное анкетирование среди учащихся старших классов лицея Национального исследовательского университета Высшей школы экономики и других образовательных учреждений Пермского края. В опросе участвовало 194 ученика, которые были разделены на две группы по гендерному признаку: 1 группа – 52 юноши (26,8%), 2 группа – 142 девушки (73,2%). В анкете было представлено несколько вопросов, касающихся анатомо-физиологических аспектов репродуктивного здоровья, а также вопросы личной гигиены и ЗППП, ответив на которые можно проследить уровень знаний школьников по этим темам [1].
Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы IBM SPSS Statistics 23 [5]. Сравнение процентных долей при анализе четырехпольных таблиц сопряженности выполнялось с помощью критерия хи-квадрат Пирсона (при значениях ожидаемого явления более 10), точного критерия Фишера (при значениях ожидаемого явления менее 10), коэффициента корреляции Пирсона [2]. Систематизация полученных результатов осуществлялись в электронных таблицах Microsoft Office Excel 2016 и в текстовом редакторе Microsoft Word 2016.
Результаты исследования
В первой части статистического анализа будут рассмотрены вопросы ознакомленности старшеклассников с анатомией и физиологией мужской и женской половых систем, и сделаны соответствующие выводы.
В результате корреляционного анализа по методу Пирсона было выявлено, что уровень изучения старшеклассниками половой системы в школе среди девушек и юношей имеет слабую отрицательную связь (r = -0,017). Это говорит об отсутствии зависимости между уровнем изучения репродуктивной системы и гендерным признаком. Различия между юношами и девушками в конкретном вопросе отсутствуют (p> 0,05), следовательно, уровень знаний в данном вопросе у них одинаков. Так, 19,23% юношей и 19,7% девушек не изучали тему анатомии половой системы; 71,1% юношей и 70,4% девушек – изучали; и было дано на самостоятельное изучение лишь 9,6% и 9,9% ученикам соответственно (табл.1).
Количество |
Изучение анатомии женской и мужской половой системы в школе |
|||||
не изучали |
да, подробно |
было дано на самостоятельное изучение |
Всего |
|||
Пол респондента |
мужской |
10 |
37 |
5 |
52 |
|
женский |
28 |
100 |
14 |
142 |
||
Всего |
38 |
137 |
19 |
194 |
Групповая таблица 1– Изучение анатомии женской и мужской половой системы в школе.
Ознакомленность с анатомическими понятиями женской половой системы («матка», «яичники», «влагалище», «малые и большие половые губы», «клитор») у девушек и юношей одинакова (p>0,05), корреляционная связь слабая, обратная (r = -0,073), что говорит об отсутствии взаимосвязи между полом и знанием анатомии женской половой системы. Иная ситуация обстоит с знаниями анатомии мужской половой системой («яички», «половой член», «предстательная железа», «семенной канатик»). Юноши более осведомлены в данном вопросе, чем девушки (71,1% против 50%) (табл.3). Исходя из статистического анализа, можно сказать, что ученики разного пола неодинаково знакомы с анатомией мужской половой системы (p<0,05), корреляционный анализ говорит о средней положительной связи (r=0,413), что доказывает зависимость знаний мужской половой системы от пола старшеклассников.
Количество |
Осведомленность о понятиях "матка", "яичники", "влагалище", "малые и большие половые губы", "клитор" |
Всего |
|||
ни одно из понятий не знакомо |
да, все понятия |
да, но не все понятия |
|||
Пол респондента |
мужской |
0 |
43 |
9 |
52 |
женский |
2 |
122 |
18 |
142 |
|
Всего |
2 |
165 |
27 |
194 |
Групповая таблица 2 – Осведомленность о понятиях "матка", "яичники", "влагалище", "малые и большие половые губы", "клитор".
Количество |
Осведомленность о понятиях "яички", "половой член", "предстательная железа", семенной канатик" |
Всего |
|||
ни одно из понятий не знакомо |
да, все понятия |
да, но не все понятия |
|||
Пол респондента |
мужской |
0 |
37 |
15 |
52 |
женский |
3 |
71 |
68 |
142 |
|
Всего |
3 |
108 |
83 |
194 |
Групповая таблица 3 – Осведомленность о понятиях "яички", "половой член", "предстательная железа", семенной канатик".
Средний возраст, в котором старшеклассники узнавали о таких физиологических понятиях как «менструация» и «семяизвержение», составил среди девушек 11 лет и 12 лет соответственно, среди юношей – 12 лет для каждого понятия (рис.1, 2). Корреляционных анализ показал, что возраст, в котором ученики узнали о термине «менструация», у юношей и девушек различен (p<0,05) и по характеру корреляционная связь прямая, средняя (r=0,386). Ознакомленность с понятием «семяизвержение» у учеников разных полов одинакова (p>0,05), корреляционная связь слабая, обратная по характеру (r= -0,03). Таким образом, девушки в более раннем возрасте знакомятся с понятием «менструация», нежели юноши; а о термине «семяизвержение» узнают в одном и том же возрасте.
Рис.1 – Столбиковая диаграмма «Возраст получения информации о менструации».
Рис.2 – Столбиковая диаграмма «Возраст получения информации о семяизвержении».
Таким образом, в образовательных организациях следует должным образом относиться к изучению репродуктивной системы, как среди девушек, так и среди юношей. Подробно изучать как анатомию, так и физиологию половой системы, чтобы подростки были грамотными в данном вопросе, а также для снижения риска неблагоприятных последствий в юном возрасте.
Вторая часть статистического анализа посвящена вопросам, связанным с личной гигиеной и заболеваниями, передающимися половым путем.
В ходе опроса было выявлено, что личная гигиена половых органов соблюдается старшеклассниками ежедневно (80,7% юношами и 85,9% девушками) или же через день (19,3% юношами и 12,7% девушками) и лишь 1 девушка соблюдает личную гигиену раз в неделю, и 1 – не соблюдает (по 0,7% соответственно) (табл.4).
Количество |
Соблюдение личной гигиены половых органов |
||||||
не соблюдаю |
да, ежедневно |
да, через день |
да, раз в неделю |
Всего |
|||
Пол респондента |
мужской |
0 |
42 |
10 |
0 |
52 |
|
женский |
1 |
122 |
18 |
1 |
142 |
||
Всего |
1 |
164 |
27 |
1 |
194 |
Групповая таблица 4 – Соблюдение личной гигиены половых органов.
Ответив на вопрос, касающийся расшифровки аббревиатуры ЗППП, ученики разных полов показали одинаковый уровень знаний. Так, 65,5% девушек и 61,5% юношей знают расшифровку, отметив соответствующий вариант ответа («заболевания, передающиеся половым путем»). И лишь 34,5% девушек и 38,5% юношей не знают данного термина.
Средний возраст, в котором старшеклассники узнавали о ЗППП, составил среди девушек 13 лет, так же, как и среди юношей (рис.3). Статистический анализ показал, что возраст, в котором ученики узнали о ЗППП, у юношей и девушек не отличается (p>0,05), характеристика корреляции следующая: связь обратная, слабая (r= –0,042). Ознакомленность с понятием ЗППП у подростков обоих полов происходит в одном и том же возрасте.
Рис.3 – Столбиковая диаграмма «Возраст получения информации о ЗППП».
Предложив ученикам выбрать из представленных заболеваний те, которые относятся к ЗППП, было выявлено, что 69,2% юношей и 74% девушек отметили 3 и более верных ответа. Остальные – 30,8% и 26% соответственно – выбирали неправильные ответы или же менее 3 верных (табл.6). Проведя статистический анализ, мы сделали вывод, что нет гендерных различий между старшеклассниками в данном вопросе (p>0,05). Корреляционный анализ показал слабую, прямую связь по характеристике (r=0,047), что говорит об отсутствии взаимосвязи между полом и знанием заболеваний, предающихся половым путем.
Количество |
Заболевания относящиеся к ЗППП |
Всего |
||
не назвал все правильно |
назвал правильно |
|||
Пол респондента |
мужской |
16 |
36 |
52 |
женский |
37 |
105 |
142 |
|
Всего |
53 |
141 |
194 |
Групповая таблица 6 – Заболевания, относящиеся к ЗППП.
Старшеклассники, дав развернутый ответ на вопрос: как уберечь себя от ЗППП, в 84,6% (юноши) и 94,4% (девушки) случаев ответили верно. Среди ответов было использование разных способов контрацепции, заинтересованность в здоровье партнера и другие. 15,4% ученика мужского пола и 5,6% – женского, дали неверные варианты ответа (табл.7). таким образом, девушки более осведомлены в данном вопросе, нежели юноши.
Количество |
Как уберечь себя от ЗППП |
Всего |
||
ответил не правильно |
ответил правильно |
|||
Пол респондента |
мужской |
8 |
44 |
52 |
женский |
8 |
134 |
142 |
|
Всего |
16 |
178 |
194 |
Групповая таблица 7 –Как уберечь себя от ЗППП.
Мы узнали у респондентов о действиях, которые они предпримут при заражении ЗППП [4]. Большинство старшеклассников обратятся к специалисту, это 56% юношей и 44,7% девушек, или же расскажут родителям: 41,3% юношей и 43,9% девушек. 2,2% старшеклассника мужского пола и 3,1% - женского сохранят в тайне. С друзьями поделятся только девушки – 8,3%.
Заключение
Проанализировав полученные данные, можно сделать общие выводы, касающиеся знаний школьников старшего звена в анатомо-физиологических аспектах репродуктивной системы и заболеваний, передающихся половым путем. Знания, полученные на уроках в школах, недостаточны для полного усвоения материала по теме анатомия и физиология половой системы и ЗППП. Необходимо более качественно и должным образом преподносить материал, делать в виде схем, рисунков, таблиц, создавать буклеты, информационные стенды, социальные ролики, благодаря которым тема будет усваиваться гораздо лучше. Введение дополнительных курсов в образовательных учреждениях повысит осведомленность школьников в данном вопросе. Выяснив, что большинство учеников узнали о различных физиологических понятиях и о ЗППП в раннем возрасте (11-13 лет), необходимо именно с этого возраста обсуждать данную тему в школах, со специалистами и дома с родителями. Вопрос личной гигиены также необходимо затрагивать на уроках и дома, делать интересные доклады и в доступной форме объяснять о важности данного аспекта гигиены.
Список литературы
Бехало, О.К. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение подростков /О.К. Бехало, О.К. Лосева, Е.В. Сысолятина //Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2007. - № 5. - С. 73-79.
Бююль А., Цеффель П. SPSS: искусство обработки информации. – М., 2005
Ларичева Е.Г., Саламатова Т.В., Мещеряков В.В. Инновационный проект «Школа репродуктивного здоровья» для подростков: эффективность реализации и гендерные особенности. Профилактическая медицина. 2020;23(1):43‑50.
Рахматулина М.Р., Шашкова А.А. Инфекции, передаваемые половым путем, и их влияние на репродуктивное здоровье детей и подростков // Вестник дерматологии и венерологии. -2013.-№ 4.-С.30-37.
Руководство пользования по базовой системе IMB SPSS Statistics 23.