ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Воспитание гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой» заключается в том, что художественная литература является эффективным средством гуманистического воспитания детей и оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Через художественную литературу ребенок постигает ценность природы, без понимания которой невозможно формирование духовности общества и человека. Приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы стало актуальной проблемой современной педагогики. Художественная литература не только несет радость, но и объясняет ребенку жизнь и взаимодействие общества и природы, погружает в мир гармонии между двумя частями материального мира. Художественная литература является не только основным источником знаний в дошкольном возрасте, но и средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка. Одна из основных ценностей чтения художественной литературы в детском саду – установление эмоционального контакта с воспитанником.
Целью данной работы является проведение опытно-экспериментальной работы по воспитанию гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Объект исследования – воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – воспитание гуманного отношения к природе у дошкольников на основе использования произведений художественной литературы.
Задачи исследования.
Провести первичную диагностику, направленную на выявление уровней сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Внедрить на базе дошкольного образовательного учреждения методику воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Выявить динамику уровней сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование в воспитательном процессе с детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы успешно сформирует у ребенка гуманное отношение к природе.
Методологическая основа исследования: теоретические (гипотетический, системный методы, анализ, обобщение) и эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, описание, измерение).
Научная новизна. Данное научное исследование носит не только теоретический, но и, прежде всего, прикладной характер, поскольку призвано не только выявить возможности художественной литературы как средства воспитания и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, но и предложить эффективную методику воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой на базе дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и практической реализации на базе дошкольного общеобразовательного учреждения системы воспитания гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой. Материалы настоящего исследования могут быть применены в педагогической практике воспитателей, при подготовке студентов педагогических вузов по программе бакалавриата и магистратуры «Дошкольное образование», при прохождении студентами практики на базе ДОО.
1. Диагностическое исследование по выявлению уровней сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
С целью воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к природе нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой исследования выступило ДОУ «Алиса» при гимназии «Лаборатория Салахова» города Сургута. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, их родители (24 человека) и педагоги, работающие с детьми данной группы, в количестве 2 человек.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех последовательных и взаимосвязанных этапов – констатирующего, формирующего и контрольного.
Реализация констатирующего этапа в качестве основной цели предполагала изучение исходного уровня сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Достижение указанной цели осуществлялось посредством решения следующих задач:
выделить критерии и показатели уровня сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
подобрать методики, позволяющие определить уровень сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
оценить уровень сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста;
представить качественный и количественный анализ результатов, полученных при проведении констатирующего этапа.
На основе проведенного нами анализа теоретических исследований С.Н. Николаевой [34] были модифицированы критерии и показатели сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).
В научных трудах С.Н. Николаевой данные критерии и показатели входят в структуру экологической культуры дошкольников и позволяют определить специфику сформированности бережного отношения к природе, тогда как в настоящем исследовании рассматривается гуманное отношение.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности гуманного отношения к природе
у детей старшего дошкольного возраста
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
Средства измерения |
Когнитивный |
Знания детей о природе |
Полнота, доказательность и аргументированность знаний о живой и неживой природе, ее особенностях, свойствах. |
Беседа с детьми (приложение 1) |
Эмоциональный |
Проявление нравственных чувств |
Умение проявлять сопереживание, сочувствие, радость по отношению к природе. |
Задание «Закончи предложение» (приложение 2) |
Поведенческий |
Практическое применение знаний в процессе природоохранной деятельности. |
1) бережное отношение к природе; 2) уход за растениями в уголке природы. |
Наблюдение |
Суммарный анализ всех трех компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) позволяет сделать вывод об уровне сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Высокий уровень – у детей сформированы полные знания о природе, они умело аргументируют свое мнение, доказывают его. Знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. В практической деятельности по уходу за природой дети активны, самостоятельно, без напоминаний взрослого, ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада.
Средний уровень – недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне. В практической деятельности по уходу за природой дети забывчивы; самостоятельно, без напоминаний взрослого не ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада.
Низкий уровень – знания детей о природе неполные, неаргументированные. Дети не знают экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Они не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры. Эти дети не считают нужным заботиться о природе, о животных. В практической деятельности по уходу за природой дети пассивны, не ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада.
Проведение диагностических заданий осуществлялось в индивидуальной форме с каждым ребенком. Первоначально мы провели беседу с детьми, позволяющую выявить знания детей старшего дошкольного возраста о природе, ее особенностях. Результаты исследования уровня сформированности гуманного отношения к природе у дошкольников (по когнитивному компоненту) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (когнитивный компонент)
Уровень |
Количество детей |
Количество детей в % |
Высокий |
3 |
13% |
Средний |
11 |
45% |
Низкий |
10 |
42% |
Данные таблицы показывают, что 3 ребенка (13%) продемонстрировали высокий уровень сформированности представлений о природе. Они смогли правильно определить по картинке время года – осень, объясняя это тем, что на деревьях пожелтели листья, желтеет трава. Смогли правильно перечислить признаки живой природы. Назвали все три состояния воды – жидкое, твердое и газообразное. Смогли перечислить свойства воздуха. Рассказали, как человек использует в жизни песок и глину, указывая не только цель строительства, но и изготовление глиняных игрушек. Дошкольники с данным уровнем правильно объяснили роль человека в природе. Выделили основные причины загрязнения воздуха – выхлопы машин и труб заводов и фабрик. Правильно указали, что распустившиеся листья на деревьях связаны с изменением времени года. Они смогли указать последовательность выращивания лука. Высказали свое мнение о том, что человек является частью живой природы, так как дышит, растет, развивается.
11 детей (45%) имеют средний уровень сформированности представлений о природе. Эти дети смогли определить время года, изображенное на рисунке, перечислили признаки живой природы, однако назвать смогли только два состояния воды – жидкое и твердое. Среди признаков воздуха указали, что он бесцветный. Указали, что песок используют для игры детей в песочнице, а глину, чтобы строить дома. Дети со средним уровнем смогли объяснить роль человека в природе, выделили основные причины загрязнения воздуха. Правильно указали, что распустившиеся листья на деревьях связаны с изменением времени года. Допустили ошибку при определении последовательности выращивания лука. Дети испытали значительные затруднения при объяснении того, что человек является частью живой природы.
7 детей продемонстрировали низкий уровень сформированности представлений о природе. Эти дети смогли назвать время года, изображенное на картинке. Указали только один признак живой природы, назвать смогли только одно состояние – жидкое. Признаков воздуха указать не смогли. Указали, что песок используют для игры детей в песочнице. Дошкольники с данным уровнем не смогли объяснить роль человека в природе. Выделили одну причину загрязнения воздуха – трубы заводов и фабрик. Не смогли указать, что распустившиеся листья на деревьях связаны с изменением времени года. Они не смогли правильно указать последовательность выращивания лука. Не смогли высказать свое мнение о том, что человек является частью живой природы, так как он дышит, растет и т.д.
Возможные причины недостаточной сформированности представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста:
отсутствие систематической и целенаправленной работы с детьми, направленной на формирование представлений о природе в условиях детского сада;
со стороны родителей не организуется работа по формированию представлений о природе у своих детей.
Далее нами проведено обследование эмоционального компонента. Результаты сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста по эмоциональному компоненту представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (эмоциональный компонент)
Уровень |
Количество детей |
Количество детей в % |
Высокий |
4 |
17% |
Средний |
12 |
50% |
Низкий |
8 |
33% |
Данные таблицы показывают, что 4 ребенка (17%) имеют высокий уровень сформированности гуманного отношения к природе. Эти дети рассказали, как они ухаживают за домашними животными. Например, «У меня есть кот Пушок. Он пушистый. Мы с мамой его купаем, а потом расчесываем. Я его кормлю кормом, а еще даем ему молоко». Дети с данным уровнем понимают значимость кормушек для птиц, они правильно ответили, что птиц зимой необходимо подкармливать. Эти дошкольники придерживаются мнения, что цветы на лугу рвать нельзя, ветки деревьев ломать тоже нельзя. Воспитанники знают, что шуметь в лесу нельзя, так как можно испугать обитателей леса.
12 дошкольников (50%) продемонстрировали средний уровень сформированности гуманного отношения к природе. Эти дети рассказали о том, как они ухаживают за домашними животными, но кроме того, что они кормят их, больше примеров приведено не было. Воспитанники понимают, что птиц зимой нужно подкармливать, сыпать им семечки, крошки хлеба, синичкам давать сало. Дети с данным уровнем выражают мнение, согласно которому можно рвать цветы на лугу, потому что «они все равно засохнут», но при этом понимают, что ветки деревьев ломать нельзя. Эти дети считают, что в лесу можно кричать.
8 детей (33%) имеют низкий уровень. Эти дети не смогли дать ответа на вопрос, как они ухаживают за домашними животными. Знают, что птиц зимой нужно кормить, но не делают этого. У дошкольников с данным уровнем сформировано мнение, что рвать цветы и ломать ветки деревьев можно, так как «цветы можно кому-либо подарить, а из сломанной ветки можно сделать пистолет». Для детей с низким уровнем гуманного отношения к природе считается нормальным бросать бумажки из-под конфет в лесу, упаковки от продуктов, а также эти дети придерживаются мнения, что шуметь в лесу можно.
Для того чтобы провести обследование поведенческого компонента сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, нами было организовано наблюдение за детьми в разные режимные моменты – во время прогулки, во время проведения занятий и т.д. Мы наблюдали за детьми, чтобы определить их отношение к природе. Наблюдение помогло нам узнать, какие дети относятся к природе гуманно, а какие наносят вред. Например, во время прогулки некоторые дети пытались отломить ветку с дерева, выбросить мусор во дворе детского сада, вытоптать цветы на клумбе и т.д. Результаты наблюдения представлены в таблице 4.
Таблица 4
Уровень сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (поведенческий компонент)
Уровень |
Количество детей |
Количество детей в % |
Высокий |
3 |
13% |
Средний |
12 |
50% |
Низкий |
9 |
37% |
Данные таблицы показывают, что 3 ребенка (13%) имеют высокий уровень сформированности гуманного отношения к природе. Они поднимают мусор с участка, помогают ухаживать за цветами в уголке растений в группе – протирают пыль, поливают растения, рыхлят почву; на улице дошкольники помогают ухаживать за цветами, которые растут на клумбе. Дети понимают важность помощи птицам, поэтому не забывают о том, что птичкам нужны крошки от хлеба. Во время прогулки в лесу, эти дети ведут себя спокойно, не шумят, не кричат, слушают пение птиц и наслаждаются красотой природы. Эти дети обеспокоены тем, что человек может нанести природе непоправимый вред. Активно вступают в посильный для них детский труд совместно со взрослыми.
12 детей (50%) продемонстрировали средний уровень. Они следят за тем, чтобы на участке было чисто, но в то же время, иногда забывая об этом, бросают мусор во дворе детского сада, в клумбы цветов. Пытаются качаться на ветках деревьях, ломая при этом ветки. На замечания реагируют адекватно, стараются исправить свое поведение. Про уход за комнатными растениями вспоминают только тогда, когда видят, что кто-то поливает цветы или протирает пыль. Прогуливаясь по лесу, дошкольники с данным уровнем допускают громкие крики, беготню по лесу, могут пнуть гриб и т.д.
9 детей старшего дошкольного возраста (37%) имеют низкий уровень сформированности гуманного отношения к природе. Эти дети раскидывают мусор, ломают ветви деревьев, вытаптывают цветы, в лесу ведут себя шумно, кричат, визжат и т.д. Когда прилетают на деревья птички, то эти дети кидают в них камушками, песком, на замечания педагога реагируют остро, могут отказаться от дальнейшего выполнения того или иного вида деятельности, не исправляя при этом своего поведения. Дошкольники с данным уровнем пытаются привлечь других детей к тому, чтобы нанести вред природе – например, предлагают сломать веточку у дерева, бросить в лесу фантик от конфеты.
Таким образом, по результатам проведенных диагностических заданий составим сводную таблицу, отражающую уровень сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе по трем компонентам – когнитивному, эмоциональному и поведенческому (таблица 5).
Таблица 5
Уровень сформированности гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе на констатирующем этапе, %
Уровень |
Когнитив-ный компонент |
Эмоциональ-ный компонент |
Поведенческий компонент |
Уровень сформированности гуманного отношения к природе |
Высокий |
13% |
17% |
13% |
14% |
Средний |
45% |
50% |
50% |
48% |
Низкий |
42% |
33% |
37% |
38% |
По результатам констатирующего этапа выявлено, что высокий уровень сформированности гуманного отношения дошкольников к природе наблюдается у 14% участников эксперимента. У этих детей сформированы достаточные представления о природе, они умело аргументируют свое мнение, доказывают его. Прослеживается знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. В практической деятельности по уходу за природой дети активны, самостоятельно, без напоминаний взрослого ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада.
48% детей имеют средний уровень. Для этих дошкольников характерны недостаточно сформированные представления об экологических взаимосвязях организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. В практической деятельности по уходу за природой дети забывчивы; самостоятельно, без напоминаний взрослого не ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада.
38% дошкольников имеют низкий уровень – знания детей о природе неполные, неаргументированные. Воспитанники не знают экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Эти дети не считают нужным заботиться о природе, о животных. В практической деятельности по уходу за природой дети пассивны, не ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада.
Полученные в ходе констатирующего этапа данные об уровне сформированности гуманного отношения детей к природе представлены графически (рисунок 1).
Рис. 1. Уровень сформированности гуманного отношения детей к природе, %
Исходя из данных диаграммы, можно сказать, что в данной группе детей преобладает средний уровень сформированности гуманного отношения дошкольников к природе, который составил 48%, на втором месте находятся дошкольники с низким уровнем – 38%, дети с высоким уровнем сформированности гуманного отношения к природе составили 14%.
Проведенное диагностическое обследование на констатирующем этапе вызывает необходимость разработки и внедрения методики воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Методика воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление уровня сформированности гуманного отношения к природе, показали необходимость систематической и многоплановой работы в данном аспекте. Для этого нами был проведен формирующий этап, направленный на решение указанной проблемы в процессе ознакомления с художественной литературой.
Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной работы – разработать и реализовать методику воспитания гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.
Задачи формирующего этапа:
разработать и внедрить методику воспитания гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе в процессе ознакомления с художественной литературой;
подобрать методы работы с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами, способствующие воспитанию гуманного отношения к природе;
подобрать картотеку книг с рассказами о природе;
способствовать воспитанию взаимопонимания, взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Воспитание гуманного отношения детей к природе в процессе ознакомления с художественной литературой помогало детям увидеть и познать окружающий мир и самого себя. Дошкольники, слушая художественное произведение, переживают вместе с героями, одним сочувствуют в силу своего возраста, а других осуждают. У воспитанников появляются представления о явлениях природы, о поступках человека в природе.
Произведения художественной литературы помогали нам воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природного мира, чувство любви и бережного отношения к ней, а также позволяли углубить представления детей о природе, о закономерностях и связях в природе. Если изначально некоторые явления природы не вызывают у дошкольников интереса, то после чтения произведений художественной литературы они становятся доступными для понимания, вызывают любопытство, стремление к углублению знаний. Познавая что-то новое, ребенок приобретает представления о том, что необходимо всему живому; воспитывается чувство ответственности за жизнь растений и животных. Тем самым происходит формирование основ экологического образования, осмысления связей и отношений, существующих в природе и важности ее охраны.
В ходе реализации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что чтение художественной литературы значительно воздействует на воспитание ребенка как личности. Именно поэтому в процессе воспитания гуманного отношения к природе мы активно использовали произведения художественной литературы. Яркие образы героев-животных длительное время остаются в памяти воспитанников. Книги, прочитанные в дошкольном возрасте, производят настолько сильное впечатление, что остаются в памяти детей на всю жизнь.
В своей работе мы использовали те художественные произведения, которые рекомендованы программой дошкольного образования, а также литературу о природе, позволяющую дошкольникам как можно ближе ознакомиться с окружающим миром. Выбирая среди всего многообразия художественных произведений те, которые соответствуют пониманию детей, мы учитывали следующие принципы:
доступность произведений художественной литературы для восприятия дошкольников, поскольку произведение может оказывать воспитательное влияние лишь в том случае, если понято ребенком;
реалистичность, особенностью которой является то, что стихи сказки и рассказы описывают реальную жизнь растений и животных в природе, их внешние признаки, особенности поведения, место обитания;
привлекательность для воспитанников, что обуславливало выбор произведений с интересным сюжетом, насыщенным поэтическими образами.
Занятия по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы предполагали реализацию следующих форм работы по воспитанию гуманного отношения к природе:
экскурсии;
организация экологических праздников;
практическая деятельность дошкольников в природе;
проведение природоохранительных акций.
Чтение художественных произведений о природе мы проводили в комплексе с беседами, играми, решением экологических задач, наблюдением. Воспитанники с большим интересом отгадывали предложенные загадки, размышляли над логическими задачами, задачками на удивление, слушали рассказы педагога.
На первых этапах своей работы мы провели с детьми беседу «Нас окружает природа». При проведении беседы мы использовали стихотворение В. Орлова «Дом под крышей голубой», активный анализ которого способствовал формированию у детей представлений о том, что человек является частью природы, что важно бережно относиться к тому, что тебя окружает, беречь природу от загрязнений. Эффективные результаты в процессе формирования гуманного отношения детей к природе были заметны тогда, когда дети учились видеть ее красоту. Произведения художественной литературы помогали нам открыть детям все величие и красоту окружающего мира.
Утром, встречая детей, мы систематически старались обратить внимание воспитанников на ту красоту, которая их окружает: солнце своими лучиками пробуждает природу, согревает землю, отдавая ей все свое тепло, помогая расти всему живому. С целью выработки глубоких эмоций от общения с солнцем, мы читали детям стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики», а затем поиграли в игру с солнечными зайчиками, что вызвало у дошкольников восторг и стремление к познанию большего о солнышке.
При проведении прогулки, мы обращали внимание воспитанников на красоту деревьев, которые растут на участке ДОУ. Мы прочитали детям стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложив после чтения подойти ближе к березке. Дошкольники любовались зеленой листвой, слушали шелест листьев, гладили руками ствол и радовались, что такое красивое дерево растет рядом с ними.
Во время проведения прогулки, подойдя к березке, дети нашли на ветке письмо, в котором березка просила рассказать стихи о ней, спеть песенки. Увлеченные воспитанники с удовольствием водили хоровод вокруг дерева, читали ему короткие стишки.
Играя в тени березки, любуясь ею, некоторые дети могли сорвать листья, сломать веточку, не осознавая того, какой вред это наносит дереву. Для того чтобы объяснить, почему нельзя губить дерево, мы прочитали рассказ С. Воронина «Моя березка». После того, как рассказ был прочитан, мы спросили у детей: «Как вы считаете, а деревья живые?», и попросили их обосновать свое мнение. С учетом имеющихся знаний о строении деревьев, дошкольники отвечали, что каждое дерево имеет ствол, веточки и листочки, а в земле спрятаны корни. Ими деревья пьют воду, с помощью их питаются, следовательно, деревья – живые. Мы рассказали детям о том, что деревья, как и человек, любят свет и тепло, без которых невозможно их существование.
Проведение беседы на тему «Какие деревья растут на нашем участке» обеспечивало формирование знаний детей о видах деревьев, навыков распознания деревьев по внешним признакам, сравнения деревьев между собой. Прогуливаясь по участку ДОУ, мы спрашивали у детей, какое дерево им нравится больше всего, выслушав при этом ответы каждого ребенка. Мы предложили детям понаблюдать за понравившимся деревом, чтобы выявить особенности жизни растения к сезонным изменениям в природе.
При ознакомлении детей с деревьями нами была проведена экскурсия «Деревья, растущие на нашей улице», во время которой мы концентрировали внимание детей на красоту и разнообразие деревьев. С удовольствием дети отгадывали названия дерева, любовались ими, внимательно рассматривали особенности листочков. Вовлекая в эту работу родителей воспитанников, мы предложили им совместно с детьми подобрать стихи и загадки о деревьях. Непосредственное общение дошкольников с природой существенно воздействует на воспитание гуманного отношения к ней.
С целью углубления представлений детей о значении деревьев в жизни человека, мы ввели понятие – лес. Для этого нами использовался рассказ Ю. Дмитриева «Что такое лес», который помог в интересной и доступной для детей форме объяснить, что настоящий лес содержит в себе все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животных. Мы ознакомили детей с тем, что жизнь всех лесных жителей зависит друг от друга, что лес является единым домом для растений и животных, которые находят в нем пищу, места для гнезд, нор.
Мы воспитывали у детей правила поведения в лесу, знакомили их с тем, что в лесу имеется свой строгий порядок, который не нужно нарушать. Для этого мы использовали произведение М. Пришвина «Этажи леса». Все лесные обитатели живут строго «по этажам». Поменяться этажами с соседями, спуститься либо же подняться невозможно. Каждому в этом доме отводится свое место, и каждый занимается своим делом.
В процессе чтения рассказа В. Танасийчука «Цепочки в лесу», мы познакомили детей со связями растений и животных друг с другом. Способствовали формированию представлений о том, что в лесу имеется множество различных цепочек, которыми связаны звери, птицы, насекомые, растения, и отдельно друг от друга они проживать не смогут.
С целью демонстрации связей растений и животных в лесу, их зависимости друг от друга, нами было проведено занятие «Друзья ели». Мы познакомили воспитанников с тем, что ель является одним из самых загадочных, интересных и красивых деревьев, растущих в лесу. С елью связаны многие лесные животные, жизнь которых зависит не только от ели, но и друг от друга. Например, мы рассказали детям, что сорвав шишку ели, клесты выедают лишь часть семян, потом ее бросают, а сброшенные шишки подбирают дятлы, белки. Данный рассказ позволил углубить представления детей об экологических связях в природе.
Приводя разные примеры, мы смогли доказать детям, что вырубка елей пагубно влияет на жизнь лесных обитателей. Мы не просто сказали детям, что уничтожать деревья в лесу – это плохо, а познакомили детей с теми растениями и животными, которые связаны с елью, в результате чего дошкольники сами объясняли, что случится с ними, если дерево исчезнет. Подобный вид деятельности, направленный на воспитание гуманного отношения детей к природе с точки зрения имеющихся в ней взаимосвязей, обеспечивает успешное понимание детьми воздействия человека на окружающую природу. Прочитав детям рассказ С. Михалкова «Елочка», мы обсудили с детьми, какую лучше елку ставить домой во время новогодних праздников – живую или искусственную.
Если на первых занятиях у детей существовало мнение, что человек является хозяином природы, то на последующих занятиях мы сформировали представление дошкольников о том, что человек – это часть природы, существенно зависящая от нее. Для этого нами была использована сказка В.В. Бианки «Сова», способствующая пониманию того, что нельзя нарушать связи, существующие в природе. Исчезновение одного из звеньев лесной цепочки обуславливает гибель большинства животных, растений, то есть природы, частью которой является сам человек. Именно поэтому важно следить за своим поведением по отношению к природе, поскольку нарушение законов природы может нанести ей непоправимый вред. Прочитав детям рассказ «Олени и хищники», мы смогли их убедить, что это действительно так.
С целью закрепления приобретенных детьми знаний, мы активно проводили словесные и дидактические игры, речевые логические задачи. Например, при проведении игры «Пирамидки» мы способствовали развитию умений устанавливать последовательную зависимость, включающую в себя несколько звеньев, экологическую пирамидку, поясняли детям, как влияет негативное воздействие человека на одно из звеньев природы. Проведение игры «Столовая для птиц» обеспечивало уточнение представлений о питании птиц. Дидактическая игра «Угадай правило» помогла нам сформировать, закрепить и проверить полноту и осмысленность усвоения воспитанниками правил поведения в природе.
Мы читали детям рассказы В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка», которые оказали положительное влияние на формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, развивали навыки правильной оценки своих поступков и поступков окружающих по отношению к природе.
Ознакомление детей с рассказами В. Танайсичука «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» позволило нам сформировать у дошкольников представления о том, что человечество в целом, и каждый человек в отдельности, отвечает за свою планету. Для того чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели, каждый должен знать и выполнять строгие экономические правила.
Мы умело использовали произведения художественной литературы в процессе непосредственного наблюдения за природой. Образы природы, представленные в произведениях, длительное время оставались в памяти детей, а вызванные в результате чувства способствовали воспитанию гуманного отношения дошкольников к природе. Например, после того, как мы заучили с воспитанниками стихотворение «Покормите птиц зимой», дети совместно с родителями приняли участие в акции «Птицы – наши друзья». Ими были подготовлены и развешены на участке ДОУ самые разнообразные кормушки, сделанные с любовью и старанием.
В организованной для детей гостиной «Чтение для души» мы читали детям произведения художественной литературы, используя для обсуждения следующие приемы:
игра «Божья коровка» (по принципу игры «Хорошо - плохо»);
прием «Спроси меня», способствующий формированию умений задавать вопросы педагогу и друг другу;
пресс-конференция, в ходе которой дети задавали вопросы главному герою произведения;
пересказывание коротких отрывков от 1,2 и 3 лица;
обыгрывание сценок на экологическую тему;
лепка, рисование сюжетов, героев произведений, создание коллажей.
Проведение итогового занятия с дошкольниками «С природой мы дружны» обеспечивало успешное закрепление знаний о правилах поведения в природе, осознание того, что природу необходимо не просто любить и жалеть, но и хорошо ее знать. Деть начали проявлять активность в оказании помощи животным, оказавшимся в трудных ситуациях. У них было сформировано четкое понимание того, что человек и природа неразрывно между собой связаны, поэтому забота и гуманное отношение к природе – это забота о человеке, его будущем, а то, что пагубно влияет на природу, негативно отражается на жизни человека.
С целью воспитания гуманного отношения дошкольников к природе, мы вовлекали их в посильную для их возраста практическую деятельность. Совместно с детьми мы озеленяли уголок природы, заботились о его обитателях, развивали цветники. Дошкольники не просто научились замечать красоту окружающей природы, но и активно участвовать в ее создании, что вызывало у детей радость, восторг, положительное эмоциональное состояние, которое благополучно сказывается на воспитании чувств сострадания и сопереживания.
Сострадание и сопереживание определяли действенное отношение воспитанников к природе, проявление которого отражается в готовности заботиться о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать оказавшимся в беде. Активная позиция детей способствует формированию навыков и умений по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Умение сопереживать и сочувствовать способствует формированию адекватного, правильного поведения детей в природе.
Большую роль в процессе воспитания гуманного отношения детей к природе играет работа с родителями воспитанников. Именно поэтому мы способствовали приобщению родителей к решению выявленной проблемы. Нами был создан «Уголок для родителей», в котором предоставлена информация о том, как приобщить ребенка к книге, какую пользу дают произведения художественной литературы в процессе воспитания гуманного отношения детей к природе. Были представлены советы о том, как воспитывать детей средствами художественной литературы, был составлен список рекомендованной литературы о природе для прочтения дома с детьми. Мы подготовили для родителей памятки «Природа в глазах ребенка», «Читаем с детьми о природе». Совместно с родителями мы организовали экскурсию в библиотеку, где детям было представлено большое разнообразие книг о природе, доступных для их возраста. Совместно с родителями и детьми проведена игра «Экологическая тропа», где дети рассказывали стихи о природе, выученные дома, большое внимание уделялось пословицам и поговоркам о природе. На данном мероприятии родители и дети представляли выполненные проекты на тему «Природа моего края».
Также реализация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы предусматривала работу с педагогами, работающими с детьми данной группы. Для педагогов были проведены консультации на следующие темы: «Воспитываем детей книгой», «Для чего нужно читать детям о природе», «Какие произведения о природе следует читать детям старшего дошкольного возраста». Была проведена дискуссия на тему «Польза художественной литературы в воспитании гуманного отношения дошкольников к природе». Для педагогов были подготовлены папки-передвижки на темы «Что и как читаем детям о природе», «Природа мой дом родной».
Таким образом, реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе дала следующие положительные результаты:
дети бережно стали относиться к окружающей природе;
сформированы основы экологической культуры дошкольников;
дошкольники принимают участие в деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы;
дети проявляют интерес к общению с природой и отражают свои впечатления в разных видах деятельности.
Таким образом, гуманное отношение к природе у детей появляется в результате осмысления того, что окружающему миру необходима наша забота, и закрепляется в процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы. У детей можно наблюдать интерес к чтению художественных произведений о природе. Со стороны родителей видно, что они стали уделять внимание семейному чтению книг о природе. Итак, на основе практической деятельности по воспитанию гуманного отношения детей к природе мы сделали вывод, что художественная литература оказывает гуманное воздействие на экологическое воспитание дошкольников.
Динамика уровней сформированности гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе вызвала необходимость проверки ее эффективности. Для этого нами был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Цель – определить динамику уровней сформированности гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Данный этап предполагал проведение тех же самых диагностических заданий, что и на констатирующем этапе:
беседа с детьми;
задание «Закончи предложение»;
наблюдение.
По результатам всех проведенных методик, нами была составлена общая таблица, отражающая уровень сформированности гуманного отношения детей к природе на контрольном этапе (таблица 6).
Таблица 6
Уровень сформированности гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе на контрольном этапе, %
Уровень |
Когнитив-ный компонент |
Эмоциональный компонент |
Поведенчес-кий компонент |
Уровень сформированности гуманного отношения к природе |
Высокий |
29% |
33% |
29% |
30% |
Средний |
54% |
50% |
54% |
53% |
Низкий |
17% |
17% |
17% |
17% |
Проанализировав результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, мы установили, что высокий уровень сформированности гуманного отношения дошкольников к природе наблюдается у 30% детей. У них сформированы полные представления о природе, они умело аргументируют свое мнение, доказывают его. Прослеживается знание взаимосвязей и взаимоотношений организмов в природе. Дети имеют четкое представление о том, что человек является частью природы, и, нарушая ее законы, он наносит вред самому себе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Дошкольники наблюдают за природой и пытаются заметить тех, кому необходима их помощь. Достаточно сформированы знания и реализация норм и правил поведения в природе, во время прогулки по лесу дети сохраняют тишину и спокойствие, не ломают ветви деревьев, не причиняют вред грибам. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы в полной мере. В практической деятельности по уходу за природой дети активны; самостоятельно, без напоминаний взрослого ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада.
53% детей имеют средний уровень. Этим дошкольникам характерно недостаточное представление об экологических взаимосвязях организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила в природе. Они знают, что нельзя ломать ветки деревьев, срывать с них листву, ловить насекомых и причинять вред земноводным, но в то же время неосознанно сами наносят вред природе. В практической деятельности по уходу за природой дети забывчивы, самостоятельно, без напоминаний взрослого не ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада. Дошкольники могут рвать цветы на лугу, не предполагая, что портят красоту природы.
17% дошкольников имеют низкий уровень – представления детей о природе неполные, неаргументированные. Воспитанники не знают экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Они считают, что человек является хозяином природы и может делать все, что ему захочется. Воспитанники не контролируют свое поведение, поступки в природе. Во время прогулки в лесу эти дети кричали, пытались повиснуть на ветке дерева, могли кинуть шишкой в птиц, сидящих на ветках деревьев. У них прослеживается низкий уровень экологических знаний и культуры. Эти дети не считают нужным заботиться о природе, о животных. В практической деятельности по уходу за природой дети пассивны, не ухаживают за растениями, находящимися в уголке природы в группе, а также на участке детского сада. Полученные в ходе контрольного этапа данные об уровне сформированности гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе представлены графически (рисунок 2).
Рис.2. Уровень сформированности гуманного отношения детей к природе на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы, %
Анализ уровня сформированности гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе показал, что наибольший процент составляют дети со средним уровнем – 53%. Дети с высоким уровнем сформированности гуманного отношения к природе составляют 33%. Низкий уровень сформированности гуманного отношения к природе составил 17%.
Сравним результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, показывающие уровень сформированности гуманного отношения к природе у дошкольников, и представим их в виде диаграммы (рисунок 3).
Рис. 3. Сравнительная динамика сформированности гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста к природе на констатирующем и контрольном этапах, %
Сравнив результаты сформированности гуманного отношения детей к природе во время констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы сделали вывод, что высокий уровень на контрольном этапе вырос на 16%, средний уровень повысился на 5%, низкий уровень уменьшился на 21%.
Анализ динамики сформированности гуманного отношения детей к природе показал, что проведенная нами работа по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы оказалась эффективной и дала положительные результаты в работе с детьми.
Резюмируя вышеизложенное, можем сделать следующие выводы.
С целью воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к природе нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой исследования выступило ДОУ «Алиса» при гимназии «Лаборатория Салахова» города Сургута. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги, работающие с детьми данной группы.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности гуманного отношения к природе показали необходимость систематической и многоплановой деятельности в данном направлении. Для этого нами был проведен формирующий этап, направленный на решение указанной проблемы в процессе ознакомления с художественной литературой.
Реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе дала положительные результаты:
дети бережно стали относиться к окружающей природе;
сформированы основы экологической культуры дошкольников;
дошкольники принимают участие в деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите растений;
дети проявляют интерес к общению с природой и отражают свои впечатления в разных видах деятельности.
Организация работы по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе вызвала необходимость проверки ее эффективности. Для этого нами был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. Сравнив результаты сформированности гуманного отношения детей к природе во время констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы сделали вывод, что высокий уровень на контрольном этапе увеличился на 16%, средний уровень повысился на 5%, низкий уровень уменьшился на 21%.
Анализ динамики сформированности гуманного отношения детей к природе показал, что проведенная нами работа по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы оказалась эффективной и дала положительные результаты в работе с детьми, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание гуманного отношения детей дошкольного возраста к природе предполагает активное применение разнообразных методов в процессе экологического образования, но воспитатель должен применять их системно, учитывать общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности. Если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка, соблюдает принципы отбора методов и форм работы экологического образования дошкольников, то процесс воспитания гуманного отношения к природе будет успешным.
С целью воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманного отношения к природе нами была проведена опытно-экспериментальная работа. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги, работающие с детьми данной группы.
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость систематической и многоплановой работы. Для этого нами был проведен формирующий этап, направленный на решение данной проблемы в процессе ознакомления детей с художественной литературой.
Реализация работы по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе дала следующие положительные результаты: дети бережно стали относиться к окружающей природе; были сформированы основы экологической культуры дошкольников; дошкольники стали принимать участие в деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы; у детей появился интерес к общению с природой.
Организация работы по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе вызвала необходимость проверки ее эффективности. Для этого нами был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы.
Сравнив результаты сформированности гуманного отношения детей к природе во время констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы сделали вывод, что высокий уровень на контрольном этапе вырос на 16%, средний уровень повысился на 5%, низкий уровень уменьшился на 21%.
Анализ динамики сформированности гуманного отношения детей к природе показал, что проведенная нами работа по воспитанию гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы оказалась эффективной и дала положительные результаты в работе с детьми, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бирючинская, Т.А. О воспитании этичного отношения к животным [Текст] / Т.А. Бирючинская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 3 (226). – С. 6-11.
Бутова, Н.А. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС [Текст] / Н.А. Бутова, А.А. Токарев // Молодой ученый. – 2017. – № 40 (174). – С. 163-165.
Васильева, К.В. Живая природа в нравственном воспитании дошкольников [Электронный ресурс] / К.В. Васильева, Д.А. Гусев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 916.
Галушко, И.Г. Формирование у дошкольников положительного отношения к природе [Текст] / И.Г. Галушко, А.В. Галушко, Е.А. Лопатюк // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 2. – № 1. – С. 16-20.
Гончаренко, О.Ю. Воспитание гуманного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.Ю. Гончарова // Молодежь. Наука. Будущее. Сборник статей международной студенческой научно-практической конференции. – Оренбург: Изд-во ОрГПУ, 2019. – С. 54-56.
Заборина, М.А. О нравственном аспекте экологического воспитания [Текст] / М.А. Заборина // Аллея науки. – 2018. – № 5 (21). – С. 863-866.
Кожевникова, В.Г. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / В.Г. Кожевникова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-2. – С. 120-122.
Нисканен, Л.Г. Формирование у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе [Текст] / Л.Г. Нисканен, А.В. Прокопова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2013. – № 3 (25). – С. 86-93.
Пантелеева, Н.Г. Экологическое образование и воспитание как процесс формирования гуманно-деятельностного отношения к природе [Текст] / Н.Г. Пантелеева, А.Л. Третьяков // Детский сад от А до Я. – 2019. – № 3 (99). – С. 82-90.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа с детьми
Опишите по картинке, какое время года на ней изображено?
Перечисли основные признаки живой природы.
Докажи, что человек играет большую роль в природе.
Перечисли свойства воздуха.
Расскажи, как человек использует песок и глину.
Расскажи, какие состояния воды в природе ты знаешь?
Что является причиной загрязнения воздуха?
С чем связано распускание листьев на деревьях?
Укажи последовательность выращивания лука.
Докажите, что человек – это часть живой природы.
Оценка результатов беседы:
Высокий уровень – 9-10 баллов;
Средний балл – 4-8 баллов;
Низкий уровень – 0-3 балла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание «Закончи предложение»
Представь, что вы прогуливаетесь по лесу и увидели свалку мусора, что вы сделаете?
Можно ли ломать ветки на деревьях?
У тебя дома есть животные? Ты помогаешь взрослым за ними ухаживать? Как?
Я считаю, что рвать цветы на лугу…
С наступлением зимы, птички начинают голодать, так как мало еды. Чтобы птички были сыты, нужно…
Представь, что ты находишься в лесу, где поют птички, шелестят листья. Будешь ли ты там шуметь? Почему?
Оценки полученных результатов:
Высокий уровень – 6 баллов;
Средний уровень – 2-5 баллов;
Низкий уровень – 0-1 балл.