Введение
Как и многие другие соревновательные виды спорта, волейбол является сугубо командной игрой, в которой навыки каждого отдельного спортсмена не могут стоять выше, чем слаженность и организованность всей команды.
Начиная со школы, наш жизненный путь переплетается с огромным множеством людей, которые, вне зависимости от отношений, так или иначе влияют на становление нас как личностей.
Человек - исключительно социальное существо, и навыки коммуникации и общения со своими сородичами появляются у нас ещё до того, как мы делаем свои первые шаги.
С раннего возраста, когда только ребёнок вступает в своё первое общество, появляется необходимость правильно вести себя рядом с другими людьми. Именно тогда закладываются первые командные навыки, такие как участие в общем процессе и соблюдение групповых правил.
Заканчивая обучение в школе, будущий полноправный участник нашего общества уже обладает некоторыми командными навыками. Таковые приобретались на уроках физкультуры, в командных проектах, во время социализации с одноклассниками. И чтобы дальше в жизни не возникало трудностей с другими людьми - очень важно развивать и поддерживать то, чему ты обучился до этого.
В данной работе будут рассмотрены основные навыки командной работы, которые задействованы при игре в волейбол.
Структура работы:
Выявление основных навыков работы в команде, которые освоил человек до наших дней.
Как навыки работы в команде помогают человеку развиваться в современном обществе.
Анализ основных командных взаимодействий при игре в волейбол.
История работы в команде
Издревле люди для выживания разбивались на небольшие группы, каждая из которых занималась своим промыслом. Такие группы образовывали первые племена. Давайте поговорим про то, какие командные навыки древний человек использовал для выживания.
Следование общей цели.
Общая цель – это то, что лежит в основе групповой деятельности. Первая такая цель – это выживание. Данный термин обозначает добычу первостепенных благ, необходимых для жизни человека – пропитание и безопасное место. В то время общество разделялось на охотников, собирателей и хранителей очага. Каждая роль в свою очередь являлась важной частью в механизме, и, если в нём отсутствовала хоть одна составляющая – возникали проблемы у всей группы. Чтобы не возникало таких проблем – людям необходимо было четко понимать кто какую роль в команде будет занимать, исходя от личных навыков и возможностей. Таким образом мы переходим к следующему пункту.
Распределение обязанностей.
Каждый человек уникален, и всем необходимо быть там, где он чувствует себя наиболее комфортно. И именно эта необходимость напрямую влияла кто какую роль будет занимать на пути к общей цели. Женщины, дети и слабые физически люди занимались поддержанием огня, собирательством и снятием шкур. Сильные мужчины же в свою очередь охотились и защищали свой дом от различных угроз. На охоте также были свои значимые позиции: загонщики, строители ловушек, рыбаки. Таким образом каждый занимал своё место исходя от своих навыков, что укрепляло древнее общество и помогало перейти в следующую эпоху, где все друг друга слышат.
Общение.
Появление первых языков и средств коммуникации ознаменовало для общества время, когда организованность группы перешла на новый уровень. Теперь все знали друг друга чуть лучше и понимали, как развиваться дальше, начали планировать и думать. Появились новые занятия, которые напрямую зависели от социальных навыков. Возможность слышать друг друга напрямую влияло на все аспекты быта того времени, возможность обсудить то или иное занятие стало началом следующего этапа в общественной деятельности.
Сотрудничество.
Идеального мира, в котором каждый на своём месте, к сожалению, не существует. Решением данной проблемы стало сотрудничество. Самое крепкое общество — это то, в котором каждый конфликт направлен на укрепление и улучшение взаимодействия между участниками. Ключевую важность в организации крепкого объединения является умение в нужный момент договариваться и поддерживать друг друга. Также на совместном пути необходимо обсуждать ошибки и искать их решение.
Командная работа в наше время.
Сегодня трудно представить тот или иной аспект жизни, в котором нам не приходилось бы взаимодействовать с другими людьми. Целью современного общества является развитие технологий и духовное обогащение. На пути к этой цели нам необходимо использовать и закреплять навыки, приобретённые целыми поколениями. Обучение же новым навыкам напрямую зависит от того, умеем ли мы правильно договариваться между собой.
Если рассматривать актуальные виды деятельности, то все, даже незначительные взаимодействия происходят в пределах распределения ролей и обязанностей. Преподаватель обучает учеников, продавец предоставляет товары, созданные определёнными людьми, строители строят инфраструктуру для бесконечного множества занятий и увлечений.
Понимание общей цели неминуемо приведёт нас к новым знакомствам, которые обеспечат комфортную среду для нашей работы и увлечений.
Чтобы быть там, где нам комфортно, нужно четко понимать какими навыками ты обладаешь. Распределение обязанностей позволит заниматься тем, что действительно подходит тебе как к личности, и при этом оградит от той деятельности, которая подходит другим людям лучше.
Общение и сотрудничество на новом месте облегчит существование в коллективе и приведёт тебя и всё общество к той цели, которая перед вами поставлена.
Таким образом в наше время невозможно вести какую-либо деятельность, не обладая при этом основными навыками работы в команде. Существует много способов развивать данные умения, но самыми эффективными являются те, где на практике и в интересной, активной форме совмещены и физические нагрузки, и командное взаимодействие. Одним из таких является волейбол.
Волейбол как способ развить навыки работы в команде.
Первым, что хочется затронуть в данном разделе – это распределение игроков в команде. Стоит отметить, что в волейболе каждый раз, когда мяч передаётся от одной команды к другой, игроки меняют позиции, двигаясь по часовой стрелке. Таким образом необходимо слаженно играть с каждым участником команды .
В волейболе существует две основные стадии игры – нападение и защита. В каждой из них задействованы те или иные роли игроков и личные умения каждого. И поскольку стадии плавно или резко перетекают друг в друга, правильная работа в команде является ключевым фактором успеха.
Функции игроков в команде следующие:
Нападающие (первого или второго темпа)
Связующие
Либеро (защищающий)
Нападающий должен обладать навыком резкого и четкого удара, отслеживать ситуацию на обоих полях, блокировать удары и при необходимости заменять центрального блокирующего.
Связующий игрок – организатор командного взаимодействия. Эта роль – своеобразный лидер команды, который должен быть хладнокровным, спокойным, обладать навыками защиты и атаки. Своими действиями связующий игрок должен направлять свою команду к выгодным для ситуации на поле комбинациям.
Либеро — это обычно один из самых опытных игроков в команде, поскольку на него накладываются ограничение в виде запрета на подачу, блок и атаку. Это полностью защитная роль, которая должна обеспечивать правильную реализацию атаки.
После того, как мы разобрались с основными ролями игроков, давайте проанализируем как навыки работы в команде влияют на саму игру.
Первое, что хотелось бы отметить – четкую структуру команды. При игре в волейбол человек в первую очередь развивает своё мышление таким образом, чтобы не мешать своим сокомандникам. В стадии защиты он должен четко понимать зону своей ответственности, не нарушать границы своего влияния, принимать взвешенные решения для дальнейшей атаки и доверять своим напарникам исходя из игровой ситуации. Даже на профессиональном уровне нередки ситуации, когда в защите два игрока сталкиваются друг с другом при попытке принять мяч для передачи. Таким образом игрок в волейбол учится находиться там, где он должен быть в определённый момент, и предпринимать те действия, которые возлагаются на его роль.
Нападение же – это разыгрывание мяча двумя или тремя участниками. Принявший мяч игрок должен направить его в сторону команды для того, чтобы обеспечить правильную атаку. Анализируя действия принимающего, игроки на поле должны сориентироваться для передачи мяча нападающему. В данном примере участники игры оттачивают командные умения, и навыки работы в паре, следуя своим функциям и общей ситуации. При нападении игрок учится тому, как действовать в команде для достижения успеха в атаке. Игрок при передаче должен понимать какой участник его команды реализует свои навыки лучше всего исходя от ситуации на поле. Нападающий же учится правильно оценивать действия своего напарника, и должен провести тот приём, который выгоднее всего для своей стороны. Каждый игрок должен учитывать тот момент, что команда противника попытается своими действиями подорвать слаженность действий вашей команды. Таким образом ключевым навыком является слаженное преодоление трудностей, поступающих извне, и правильная реакция на такого рода проблемы.
Данные взаимодействия заранее согласуются и оттачиваются на тренировках, что напрямую влияет на умение общаться и сотрудничать с напарниками.
Вывод
В данной работе бы ли рассмотрены основные навыки командного взаимодействия, которые развиваются при игре в волейбол. Таковыми являются: понимание своей роли в команде, умение общаться и договариваться о тактиках во время тренировок, знание сильных и слабых сторон своих напарников, четкое осознание своей зоны ответственности, правильное реагирование на внешние угрозы, навыки работы в парах.
Резюмируя написанное выше, отмечу, что на протяжении всего своего существования, человек прошёл огромный путь к моменту становления современного общества. Хоть мы и научились говорить и договариваться друг с другом, не стоит забывать о том, что видение о достижении общей цели у каждого разное. Именно поэтому стоит налаживать связи и оттачивать социальные навыки. Игра в такую игру как волейбол — это всего лишь один шаг на пути к мастерству командной работы.
Список использованных источников
Быт древнего человека [Электронный ресурс] // Планета динозавнов. URL : https://dinohistory.ru/byt-drevnego-cheloveka.html (Дата обращение 21.12.23)
Рамис Ганиев. Как древние люди охотились на зверей [Электронный ресурс] // Hi-News. URL : https://hi-news.ru/eto-interesno/kak-drevnie-lyudi-oxotilis-na-zverej-4-xitryx-sposoba.html (Дата обращения 23.12.23)
В.О. Ксендзов, В.И. Колесников, В.П. Соснин, М.А. Прищепа. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОЛЕЙБОЛА [Электронный ресурс] // Рубцовский индустриальный институт. URL : https://edu.rubinst.ru/resources/books/Teoriya_i_praktika_voleybola_2021.pdf (дата обращения: 22.12.23)