Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время буллинг является серьезной проблемой, которая может иметь негативные последствия для здоровья и благополучия подростков. Ежегодно совершаются самоубийства из-за травли в школе, а насилие в коллективе провоцирует риск возникновения психологических травм. Понимание индивидуально-личностных особенностей подростков и их стратегий поведения у участников буллинга может помочь в разработке эффективных стратегий предотвращения буллинга и поддержки жертв и буллеров, также может помочь в создании безопасной и поддерживающей среды для всех подростков. Проведение исследований в этой области может также способствовать повышению осведомленности общественности о проблеме буллинга и помочь в более эффективной борьбе с этой проблемой. Важно понимать мотивы и причины возникновения ситуации буллинга для его дальнейшего анализа и работы с ним, для выбора техник и методов регулирования и разрешения конфликта.
Понятие «буллинг» происходит от английского слова «bully», которое означает хулиган, человек, использующий свою силу и власть, чтобы испугать, или причинить вред более слабым людям. Слово «буллинг» (bullying) означает агрессивное поведение одного человека в отношении другого человека с целью причинить ему моральный или физический вред, унизить его и таким образом утвердить свою власть.
На сегодняшний день довольно распространены различные формы противостояния, агрессии среди школьников-подростков, а буллинг становится все более серьезной проблемой. Почти в каждом классе есть ученики, которые занимают позицию жертв или обидчиков в силу определенных индивидуально-личностных особенностей. В этом возрасте воздействие одного или нескольких видов насилия накладывает отпечаток на подрастающую личность, усвоив определенные паттерны поведения, например, по такой модели как «жертва», подросток может следовать всю жизнь. Это влияет не только на жертв, но и на «обидчиков» в силу того, что у них возникают большие проблемы в развитии эмпатии к другим людям, что впоследствии может привести к девиантному, и даже преступному поведению.
На рисунке 1 представлена интеллект-карта понятия «буллинг», которая отражает вовлеченность сторон (субъектов), формы проявления, проблемы регулирования и последствия буллинга.
Рисунок 1. Интеллект-карта понятия «буллинг».
Суть буллинга заключается не в самой агрессии или злобе обидчика, а в презрении – сильном чувстве отвращения к беспомощному, тому, кто будто не заслуживает уважения. Это позволяет обидчикам вредить без чувства вины, сочувствия или эмпатии. Обидчик предоставляет себе привилегии доминантности, контроля, права исключения и изоляции жертв. В понятие «буллинг» не входит дружеское соперничество среди сверстников или импульсивные агрессивные действия ответных пострадавших на приступ обидчика, которые, по сути, являются спонтанными и недискриминационными. С другой стороны, буллинг не включает криминальные действия, начинавшиеся как конфликт: серьезное физическое насилие, угрозы такого насилия, нападения с оружием, вандализм и другое не является буллингом (рис 2).
Рисунок 2. Аффинная диаграмма проблемной области буллинга.
Важным для понимания явления буллинга среди детей есть определение их социальных целей. Исследования обнаружили, что для мальчиков приоритетны мотивы физической доминантности, поэтому они применяют физические и вербальные нападки, что напрямую вредит чувству достоинства другого человека. Девочки вместо доминантности больше фокусируются на отношениях, для них важны достижения и неуспехи, интимные взаимоотношения других, распространение сплетен, слухов основной инструмент их воздействия, далеко не всегда жертва осознает, что она является объектом буллинга. Буллинговое поведение может быть признаком, лежащим в основе психопатологии, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности, биполярное расстройство, расстройство поведения, посттравматическое стрессовое расстройство, синдром нарциссизма.
Кампалейнен и его коллеги в 2001 г. обнаружили, что среди жертв буллинга поведенческие расстройства наблюдались в два раза чаще, чем среди хулиганов. Также если подросток являлся жертвой агрессора и одновременно агрессором для другого ребёнка – он приобретает последствия, описанные для жертв. В ходе анализа в группе обследуемых с расстройствами выявлены значимые сдвиги по следующим переменным: степень когнитивных нарушений, уровень конфликтности, положительная переоценка, состояние одиночества. Потенциальные жертвы также могут иметь определенные выделяющиеся личностные особенности, из-за чего эти дети становятся легкими «мишенями» для обидчиков. Среди них физические недостатки или внешность, особенности поведения (замкнутость или назойливость), низкие показатели социальных навыков, болезни, низкий уровень интеллекта и трудности в обучении, а также вышеперечисленные расстройства поведения [4].
Самооценка является структурной составляющей самосознания, которая влияет на все сферы жизни. В психологических словарях самооценка имеет определение как оценка человеком самого себя, где преимущество отдается критерию собственного внутреннего мира, обусловленное своим Я. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, т. е. эмоциональное самочувствие, развитие творческих способностей, развитие уровня коммуникации. Различия между уровнем притязаний и реальными результатами приводит к неправильной оценке собственных возможностей и способностей [2].
Для понимания механизма буллинга составим карту эмпатии потенциального буллера-агрессора (рис.3). Карта эмпаии включает различные аспекты, такие как эмоции, мотивации, цели, проблемы, интересы и предпочтения, связанные с личностью буллера, тем самым, упрощая понимание данного феномена. Физическое насилие наиболее заметно, однако составляет менее трети случаев буллинга (толкания, подножки, зацепки, драки, повреждение и уничтожение одежды и личных вещей жертвы, а также взгляды, жесты, оскорбительные телодвижения и мимики лица). Сложнее всего внешне заметить эмоциональное (социальное) издевательство – систематическое принижение чувства достоинства потерпевшего путем игнорирования, изоляции, избегание, исключение. Жертвы могут и не знать о слухах, что ходят о них, однако будут страдать от их последствий. Такие методы, как говорилось ранее, чаще используются девушками для умышленного отчуждения жертвы или разрушение дружеских отношений. Манипуляции, запугивание, шантаж – это оружие, которое применяют к жертве в целях ее социального исключения. Обидчик тратит много энергии для поддержки своей позиции, статуса, власти, контроля и никак не для построения дружеских отношений.
Существует много причин, почему дети становятся участниками буллинга, чаще выделяют следующие причины:
Рисунок 3. Карта эмпатии буллера-агрессора.
ошибочное представление о том, что агрессивное поведение социально одобряемо и допустимо;
желание завоевать авторитет в глазах друзей и сверстников;
желание привлечь внимание влиятельных взрослых;
скука, вымогательство, компенсация за неудачи в обучении или общественной жизни;
из-за давления родителей, жестокое обращение и отсутствие их внимания к ребенку.
Важную роль также среди данного феномена играют следующие факторы:
индивидуальные (врожденные предпосылки);
педагогические (стиль воспитания в семье и школе);
социально-психологические (отрицательные последствия взаимодействия подростка со своим ближайшим окружением, классом, и свойственными данному возрасту социальными группами);
личностные (выражаются в отношении подростка к окружающей его ситуации и собственного круга общения, к его нормам и ценностям, особенностям влияния, а также в личной способности к саморегулированию своего поведения);
социальные (включает социальные и социально-экономические условия жизни и развития общества) [1].
Далее составим эскиз персоны потенциального агрессора (рис. 4 ):
Характеристики/черты Имя: Илья Возраст: 15 лет Статус: школьник |
Поведение
|
Задачи 1. Научиться самоконтролю, эмпатии 2. Приобрести навыки эффективной коммуникации 3. Обучиться методам поднятия самооценки 4. Расширить осведомленность о последствиях буллинга для жертв
|
Цели
|
Рисунок 4. Эскиз персоны типичного буллера-агрессора
Из рисунка 4 видно, что эскиз персоны дает следующую информацию о личности буллера: характерные черты, паттерны поведения, что позволяет глубже взглянуть на представленную проблему. Часто дети считают издевательство способом стать популярными, управлять и иметь влияние на других, привлечь внимание, заставить других их бояться. Другие просто завидуют тем, кто прибегает к буллингу, а некоторые даже не осознают чувств жертвы и объем вреда от их поведения [5].
Однако отмечается, что дети обучаются такой модели поведения как буллинг, то есть не видели бы они моделей жестокого поведения среди взрослых, сверстников, в кинокартинах, в видеороликах в интернете, то таких угрожающих масштабов буллинга можно было избежать. Исследователи выделяют личностные факторы, которые приводят ребенка к проявлениям буллинга: разный темперамент, уровень самооценки, импульсивность характера, уровень эмпатии, эгоистический учет исключительно властных потребностей, желания достичь контроля и внимания [3].
Профилактическая программа по предотвращению школьного буллинга должна осуществляться на протяжении всего периода обучения. Профилактика буллинга в школе включает мероприятия самого разного характера. При этом каждое из них должно быть подчинено цели искоренить травлю как явление вообще. План мероприятий по профилактике буллинга в школе должен включать в себя:
cовместную с детьми разработку и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам;
классные часы;
беседы психолога с детьми;
cоздание кружков, клубов или студий, где могли бы реализовать себя дети с самыми разными склонностями;
мероприятия, способствующие сплочению детей;
чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли;
просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему;
психологические тренинги, ролевые игры.
Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе.
Таким образом, буллинг имеет форму агрессивного поведения, при котором подростки направляют агрессию против других, при этом нередко существует неравенство сил между агрессором и жертвой, результатам которой является причинение физического или психологического вреда жертве. Буллинг – это не просто конфликт между людьми, а форма насилия, которая происходит в ситуации дисбаланса власти и контроля между участниками. Профилактика буллинга является коллективной ответственностью общества, включая школы, родителей, педагогов, законов, и даже государства. Эффективные программы профилактики буллинга помогают предотвратить насилие, защитить уязвимых людей и создать безопасное и поддерживающее окружение для всех.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.А. Бодалева и др. – М.: Педагогика, Москва, 1980. – 288 с.
Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / ред. Г.М. Бреслав. – Москва: Педагогика, 1990. – 144 с.
Глебова, М.М. Влияние виртуальной среды на агрессивность нормотипичных подростков и подростков с ЗПР: сравнительный анализ / М.М. Глебова// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. - №58. - С. 185–189.
Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. - № 1. - С. 81–87.
Anne Garrett. Bullying in American Schools: Causes, Preventions, Interventions. London: Prevention, 2010. 184 p.