ПЛАВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПЛАВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время плавание является важной составной частью дисциплины "Прикладная физическая культура и спорт". Оно предоставляет множество физических, психологических и социальных выгод, делая его ключевым элементом комплексного физического развития.

История плавания как спорта насчитывает тысячелетия, начиная с первобытного обитателя, который столкнулся с необходимостью передвижения в водной среде. В древности плавание часто использовалось для рыболовства, торговли, а также военных целей. Особое внимание к плаванию как виду спорта началось проявляться в Древней Греции и Риме, где плавание стало неотъемлемой частью олимпийских состязаний. В течение веков плавание развивалось, приобретая новые техники и стили, и в конечном итоге стало одним из наиболее популярных видов спорта.

Развитие плавания в рамках дисциплины "Прикладная физическая культура и спорт" происходит параллельно с развитием самой дисциплины. Университеты и высшие учебные заведения стремятся предоставить студентам знания и навыки по плаванию, включая технику плавания, физическую подготовку, безопасность и спасательные приемы. Это позволяет студентам приобрести фундаментальные знания о плавании, его влиянии на здоровье и физическую форму, а также развить умения, которые могут быть применены как в спорте, так и в повседневной жизни.

Цель - изучить роль плавания в рамках дисциплины "Прикладная физическая культура и спорт" с целью определения его влияния на развитие физической подготовки, укрепление здоровья, формирование дисциплины у студентов.

Задачи:

1. Изучить все виды упражнений, которые выполняются в ходе занятий.

2. Демонстрация пользы плавания для здоровья.

3. Узнать значимость плавания студентов для их дальнейшей жизни.

В Северном Арктическом федеральном университете им. М. В. Ломоносова плавание является неотъемлемой частью дисциплины "Прикладная физическая культура и спорт". На занятиях по плаванию студенты приобретают не только навыки владения техникой плавания, но и повышают свою физическую подготовку и общую выносливость, при помощи множества упражнений в воде.

1. Обучающие упражнения:

- Дыхательные упражнения.

- Упражнения на развитие гибкости и координации движений.

2. Подготовительные упражнения с водой:

- Упражнения для развития правильной техники всплывания.

- Занятия, нацеленные на освоение плавания техникой кроля.

3. Упражнения для изучения техник спортивных стилей.

- Проработка каждого элемента техники кроль, баттерфляи, брасса и на спине.

- Упражнения на создание правильного ритма дыхания для каждого стиля плавания.

4. Учебные прыжки в воду:

- Прыжки с различных элементов бассейна (стартовая площадка, трамплин и др.).

- Овладение техникой прыжков различной сложности.

5. Игры на воде:

- Водные игры, направленные на развитие силы, выносливости и координации движений.

- Элементы игровых упражнений, развивающих ловкость и скорость.[2]

Для того чтобы усовершенствовать свои навыки плавания студенты активно используют упражнения для совершенствования и оттачивания необходимых физических навыков, которых требует конкретная техника, и для быстрого и продолжительного их использования:

1. Активность, нацеленную на изучение и освоение правильных навыков гребков.

2. Повторяемость, для улучшения и совершенствования техники гребков.

3. Способ выделения части из целого комплекса движений - для ее изучения и правильного выполнения.

Также изучается методика преподавания плавания, включая специфику обучения различных возрастных и физических групп. В университете акцентируют внимание на значимости плавания для развития здорового образа жизни. Ведь все знают, что плавание очень полезно для организма, потому что оно является одной из самых эффективных физических нагрузок, которая тренирует почти все группы мышц. Вода создает сопротивление, это позволяет развивать силу и выносливость. Также плавание способствует улучшению сердечнососудистой системы. Регулярные тренировки в бассейне укрепляют сердце, улучшают кровообращение, способствуют снижению риска развития сердечнососудистых заболеваний. Кроме того, плавание является отличным способом сжигания калорий и поддержания нормального веса. Из-за сопротивления воды, организм требует большего энергетических затрат. Благодаря этому, плавание помогает сжигать лишние калории и поддерживать оптимальный вес. Ещё очень важным фактором является то, что плавание доступно практически всем. Этот вид спорта не оказывает сильную нагрузку на суставы и позвоночник, поэтому врачи-физиотерапевты рекомендуют его тем, у кого есть проблемы со здоровьем или травмы.[1,3]

Для студентов с различными заболеваниями рекомендуют оздоровительно-лечебное плавание – это незаменимый вид физи­ческих упражнений для людей, имеющих существенные ограниче­ния для занятий физической культурой на суше варикозное рас­ширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, ги­пертония. В связи с этим плавание применяется в лечебных учреждениях как форма физической реабилитации. Физическая реабилитация – это лечебно-педагогический процесс восстановления здоровья и трудоспособности с помощью физиче­ских факторов физическая культура, массаж, физиотерапия, при­родные факторы. Основное средство физической реабилитации лечебная физическая культура, одной из форм которой является оз­доровительное плавание. Оздоровительное плавание применяется во всех лечебно-профилактических, реабилита­ционных учреждениях практически на всех этапах лечения.[4]

Кроме того, на занятиях Студенты также осваивают навыки безопасного поведения в воде и элементы спасательной подготовки, что является важным аспектом в условиях активного отдыха на водоемах и пляжах. Приобретение таких навыков помогает студентам не только обезопасить себя, но и быть готовыми к предоставлению помощи другим людям в экстренных ситуациях, связанных с водной деятельностью. Таким образом, плавание в университете представляет собой не только физическую активность, но и целостную подготовку студентов к безопасной и ответственной деятельности в водной среде.[5]

Эта глубокая программа позволяет студентам получить знания и навыки в области плавания, что важно для их дальнейшей профессиональной и личной жизни, для участия в водных видах спорта и различных мероприятиях. Плавание не только способствует укреплению здоровья, но и развивает дисциплинированность, выносливость и командный дух, что является важным аспектом в профессиональной и личной жизни. Полученные навыки и знания также могут быть использованы при занятиях спортом на пляже, в походах или просто для поддержания хорошей физической формы и здорового образа жизни.

Учебные заведения стремятся предоставить студентам всеобъемлющие знания и навыки в области плавания, их воздействия на здоровье, а также подготовить их к безопасной и ответственной деятельности в водной среде.

Плавание, как часть дисциплины "Прикладная физическая культура и спорт", представляет собой важную и неотъемлемую составляющую современного образования и спортивной подготовки. Оно способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья, а также формированию дисциплины и усилий в достижении целей. Плавание также оказывает положительное воздействие на психическое состояние. Важно отметить, что плавание может быть доступно и интересно для широкого круга лиц, вне зависимости от их возраста, пола или уровня физической подготовки.

Вывод: Изучение всех видов упражнений, проводимых в ходе занятий, позволяет студентам приобретать разносторонние навыки и понимание различных техник плавания, что способствует их всестороннему развитию и подготовке в этой области. Демонстрация пользы плавания для здоровья позволяет студентам осознать важность этого вида физической активности для поддержания физической формы, укрепления мышц, улучшения кровообращения и общей выносливости. Ознакомление с правилами безопасного нахождения в воде является важной составляющей обучения, поскольку обучение безопасному поведению в водных средах способствует предотвращению несчастных случаев и созданию условий для безопасного проведения времени на водоемах. Понимание значимости плавания для дальнейшей жизни студентов подчеркивает его роль не только как спортивной дисциплины, но и как инструмента для поддержания здорового образа жизни, формирования дисциплинированности, а также возможности для занятий спортом и отдыха на воде в будущем.

Список литературы

1. Барсукова, И. В. "Влияние плавания на осанку школьников". Молодой ученый, 2023, № 49 (496), с. 504-505. [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/496/108831/ (Дата обращения: 11.01.2024)

2. Блайт Люсеро. Плавание: 100 лучших упражнений. Москва: Эксмо, 2011. 280 с. (Спорт в деталях). [Электронный ресурс] https://reallib.org/reader?file=1499137&pg=3 (Дата обращения: 11.01.2024)

3. Гармонова, В.Е., Борейко, О.Н. "Оздоровительное значение плавания". [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnoe-znachenie-plavaniya (Дата обращения: 11.01.2024)

4. Муратова Н.Н. Оздоровительное и лечебное плавание [Электронный ресурс] / Н. Н. Муратова // Вестник науки и образования. 2017. № 7 (31). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnoe-i-lechebnoe-plavanie (Дата обращения: 11.01.2024).

5. Хорьков, В.В. "Изучение влияния занятий плаванием на физическую подготовленность студентов-первокурсников". [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vliyaniya-zanyatiy-plavaniem-na-fizicheskuyu-podgotovlennost-studentov-pervokursnikov (Дата обращения: 11.01.2024)

Просмотров работы: 9