Актуальность исследования обусловлена тем, что в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает систему разговорного русского языка. Происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, фонематической, лексической, грамматической (синтаксической и морфологической). Однако, дети с тяжелыми нарушениями речи самостоятельно овладеть системой русского языка не могут. Общее недоразвитие речи – одно из наиболее распространенных нарушений речи у детей в дошкольном возрасте, при котором нарушается развитие всех сторон речи, в особенности синтаксического строя.
Согласно главе II «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», пункту 2.6 требования к образовательной области речевое развитие определяют, что ребенок должен овладеть речью как средством общения и культуры, овладевать связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью, у него должна сформироваться звуковая аналитико-синтетическая активность как предпосылка обучения грамоте [8]. Согласно главе IV «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования», пункту 4.6 ребенок должен владеть активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; кроме того ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка должны складываться предпосылки грамотности [8]. В развитии детской речи большую роль играет предложение, как основная синтаксическая единица.
В связи с этим важно скорректировать нарушения развития синтаксических навыков как можно раньше, чтобы предупредить проблемы с выражением и пониманием мысли, овладением связной речью, а также предупредить нарушения чтения и письма, и в дальнейшем школьную неуспеваемость. Одной из важных задач в современной логопедии является разработка эффективных методов диагностики и коррекции общего недоразвития речи.
Целью исследования является теоретическое обоснование подходов к формированию синтаксических конструкций простых распространенных предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня
Для достижения цели выделены следующие задачи:
1) теоретическое изучение проблемы формирования синтаксических конструкций простых распространенных предложений у старших дошкольников;
2) теоретическое изучение подходов к формированию синтаксических конструкций простых распространенных предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
В исследовательской работе будем опираться на определение синтаксиса, предложенного В. И. Селиверстовым. Синтаксическая сторона речи – «уровень грамматической системы, предполагающий умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении» [7].
Л. С. Выготский, В. В. Гербова, О. Е. Громова, А. А. Леонтьев, В. И. Селиверстов, С. Н. Цейтлин, Г. А. Черемухина, А. М. Шахнарович, как ученые разных областей науки, «выделяют в основе синтаксической стороны речи такие основные языковые единицы, как словосочетание и предложение. Предложение – это главная единица синтаксической стороны речи, служащая для выражения высказывания. Для предложения характерны следующие признаки: выражает семантически законченную мысль, имеет цель высказывания, грамматически организовано, имеет грамматическую основу и оформлено интонационно. Синтаксическая сторона речи регламентирует строение предложения, его грамматические свойства и типы, а также функционирование в речи. Предложение представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. Для достижения цели рассмотрим подробнее предложение» [1].
Простое предложение – основной структурный тип предложения. Простое предложение содержит одну грамматическую основу. На рис. 1 представлена классификация простых предложений, раскрывающая простое предложение с разных точек зрения:
1) «по цели высказывания выделяются повествовательные предложения, побудительные предложения, вопросительные предложения;
2) по эмоциональной окраске выделяются невосклицательные и восклицательные (имеющие эмоциональную окраску) предложения;
Рисунок 1 – Синтаксические единицы. Предложение
3) по характеру выражаемого в предложении отношения к действительности выделяются утвердительные предложения и отрицательные предложения;
4) по структуре простые предложения делятся на двусоставные, в которых грамматическая основа представлена двумя главными членами, и односоставные, в которых грамматическая основа представлена одним главным членом;
5) по наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные;
6) по наличию всех необходимых членов предложения: полные и неполные» [1].
В простом предложении могут сочетаться главные и второстепенные члены.
Кроме простого, также в русском языке выделяют сложное предложение, как предложение, состоящее из двух или более предикативных частей – полипредикативная единица.
Для связи предикативных частей используются союзы, союзные слова и интонация. В классификации сложных предложений выделяют выделяются сложносочиненные (части связываются при помощи сочинительных союзов), сложноподчиненные (части связываются при помощи подчинительных союзов или союзных слов) и бессоюзные (объединяются интонационно)
«Кроме того, выделяют сложные синтаксические конструкции. Сложные синтаксические конструкции (ССК)– это сложные многочленные предложения, в которых используются различные виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная» [1, 5].
Становление синтаксических навыков у детей с развитием, соответствующим возрастной норме в онтогенезе по А. Н. Гвоздеву предполагает 3 периода формирования синтаксической стороны речи: период однословных предложений (1 год 3 месяца – 1 год 10 месяцев), период многословного предложения (до 3 лет), период усвоения синтаксической системы (до 7 лет).
«К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть всеми синтаксическими конструкциями, уметь строить речевые высказывания, осознавать синтаксические закономерности, правильно выстраивать грамматические связи с помощью служебных слов и интонации, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [1].
Так как формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи происходит в той же последовательности, что и у детей с нормальным речевым развитием, но процесс наиболее затруднен и проявляется в дисгармоническом развитии, такие авторы, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и Т. Б. Филичева предлагают пять этапов формирования предложения у обучающихся. Формирование однословного предложения, затем двусоставного простого, простого распространенного, простого с однородными членами и сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [3]. «Задания располагаются в порядке возрастания сложности с постепенным включением наглядности и плана высказывания, что определяет следующий порядок работы: «построение предложения по наглядному действию; высказывание по демонстрационному действию; составление предложений по сюжетным картинкам» [2].
Формирование синтаксических навыков осуществляется посредством большого разнообразия методических приемов и средств: дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, фразовые конструкторы.
Дидактические игры как разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей, направленных на решение конкретных задач обучения детей, в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние, представлены в большом разнообразии в методике Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также в ресурсах сети Интернет. Например, игра «Нужные предметы» направлена на составление простых распространенных предложений по лексической теме «Профессии» посредством ответа на вопрос «Кто чем пользуется?» с использованием игрушек, имитирующих рабочие инструменты специалистов. Помимо непосредственно игрового процесса в образовательный процесс могут вводиться персонажи, поощрения, очки, что получило название геймификации. «Геймификация – это использование игровых элементов в неигровых контекстах, например, в обучении»[9]. Геймификация позволяет заинтересовать ребенка, привить мотивацию к занятию. «Одно из преимуществ работы состоит в том, что ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения» [4]. Примером геймификации может быть доска лидеров: ребенок за каждый правильный ответ получает звезду, набор определенного количества звезд соответствует определенному уровню. Так, обучающиеся мотивированы на выполнение упражнений и нематериальная оценка соответствует оцениванию на этапе дошкольного образования.
Словесные упражнения (многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков) многообразны: ответы на вопросы логопеда, «Нелепицы» - исправление неправильно произнесенных предложений, «Добавь слова» - дети распространяют предложения логопеда, «Составь фразу» - образование предложений из слов. В различных литературных источниках часто представлено упражнение на продолжение предложения, начатого логопедом, в том числе упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений. Например, прием «Размытое письмо», который был разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик, согласно которому логопед читает письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и другие. Словесные упражнения имеют своё преимущество в разнообразии, но дошкольники при выполнении воспринимают информацию на слух и могут потерять интерес к предложенным заданиям.
Составление предложений по сюжетным картинкам (картинки, на которых изображено действие героя иллюстрации) может осуществляться ребенком самостоятельно, или с помощью вопросов логопеда. На каждое предложение необходима новая картинка и детям также может стать неинтересно однообразное действие.
Фразовый конструктор направлен на конструирование предложений с опорой на устойчивую схему предложения, в которой изменяется речевой материал. Например «Фразовый тренажер» Натальи Коняхиной, позволяющий отрабатывать фразы – клише для детей с аутизмом. Или «Фразовый конструктор» Л. Ю. Резвых, который представляет собой «основу с прорезями, куда вставляются полоски со схемами или картинками, необходимыми для построения предложений. В данном конструкторе используются схемы предлогов, стрелки (глаголы), треугольники (прилагательные), а также символы PECS, широко распространенные в работе с аутистами» [6].
Мы рассмотрели основные приемы и средства формирования синтаксических навыков, оптимальными можно выделить фразовые конструкторы и дидактические игры.
Для обучения дошкольников конструкциям предложений необходимо обозначение порядка главных слов (грамматической основы) в предложении и возможного расположения дополнительных членов предложения (второстепенные члены). В русском языке допустимо большое множество расположений главных и второстепенных членов в предложении, однако для обучения детей с общим недоразвитием речи требуется шаблон, стереотип составления предложения для продуктивной коррекционной работы. Данный шаблон предложения можно заимствовать из английского языка, в котором структура предложения строго определена. Члены предложения в английском языке, как и в русском, делятся на главные и второстепенные. В утвердительном предложении подлежащее стоит в начале предложения до сказуемого. К второстепенным членам также относят определение, дополнение и обстоятельство. Определение стоит рядом с подлежащим или дополнением и описывает его свойства. Согласно конструкции предложений в английском языке, дополнение располагается после сказуемого. Обстоятельство связано со сказуемым, однако его можно использовать как в начале, так и в конце предложения.
Таким образом, модель предложения в английском языке с прямым порядком слов (на первом месте стоит подлежащее, на втором — сказуемое, на третьем — дополнение) , корректна для создания шаблона предложения для обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи составлению конструкций простого предложения.
Таким образом, цель исследовательской работы в теоретическом обосновании формирования синтаксических навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи достигнута. Изучены основные единицы синтаксической стороны речи, этапы формирования и нарушения формирования синтаксической стороны речи, авторские подходы к формированию синтаксических навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Список литературы
Большакова АЕ, Градова ГН К постановке проблемы изучения синтаксической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: сборник научных трудов XV Международной студенческой научной конференции. Архангельск, 2023. – С. 20 – 27 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53812950 Дата обращения: 20.12.2023 г
Вишнякова, К. М. К вопросу формирования умений построения предложений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / К. М. Вишнякова, В. В. Якушева // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – С. 73–79. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48453821
Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2014. – 288 с. – URL: https://www.defectologiya.pro/biblioteka/logopediya_osnovyi_teorii_i_praktiki/
Захарова, И. П. Развитие речи от нуля до фразовой у детей с ТНР посредством игр / И. П. Захарова, Н. М. Калужских, О. В. Аверина // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 01 февраля 2023 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.].. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2023. – С. 195-197. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50444930
Основы изучения синтаксиса русского языка : Учебное пособие.– Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. – 155 с.– URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32647390
Резвых, Л. Ю. Использование «фразового конструктора» в развитии связной речи детей подготовительной группы с ТНР / Л. Ю. Резвых. – 9 с. – URL: http://detskysad8.ru/f/rezvykh_lyu_frazovyy_konstruktor_v_razvitii_svyaznoy_rechi_detey_s_tnr.pdf
Селиверстов, В.И. / Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. —— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с. – URL: https://litportal.ru/avtory/v-seliverstov/kniga-ponyatiyno-terminologicheskiy-slovar-logopeda-731369.html
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384 : официальный сайт. – URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html(дата обращения: 13.04.2022).
Фомин, М. А. Применение онлайн-сервисов для геймификации обучения / М. А. Фомин, Н. Е. Садовиков, В. И. Жидков // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 8-2(38). – С. 12-17. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49358014