Современная картина российского образования характеризуется серьезными изменениями, связанными с внешнеполитической ситуацией, с одной стороны, и с объективными изменениями самого общества, с другой. В данной ситуации развитие организаций, осуществляющих образовательный процесс подвергается множеству корректировок и многочисленным инновациям как на законодательном уровне, так и на культурно-ценностном.
Последнее особенно влияет на образование как особую сферу социальной жизни, в которой происходит формирование будущего поколения и передача традиционных смыслов, ориентиров и ценностей, с учетом современных трансформаций. Данные изменения необходимо учитывать для построения актуальной и эффективной системы работы всех участников образовательных отношений.
Одним из процессов перестройки идеологии общества в начале 90 - х годов ХХ в. стал плюрализм установок и свобода в самом широком смысле этого слова.
Это обстоятельство повлияло на стремительное развитие законодательства в сфере образования, в частности - возможность создания негосударственных общеобразовательных школ, в том числе учрежденных религиозными организациями.
В настоящее время возникла необходимость в осмыслении организационно-управленческих условий развития епархиальной общеобразовательной школы (возможно выделение более широкого понятия православной общеобразовательной школы) как особого компонента, встроенного в систему образования современной России.
Сама идея православной школы возникла давно, обращаясь к дореволюционной истории можно увидеть систему церковно-приходских школ, однако политическая и культурная система общества кардинально изменилась и нет возможности полностью восстановить, повторить в современной ситуации предыдущий опыт. Сегодня изменилась законодательная база, содержание образования и роль всех участников образовательных отношений.
Современная система православных школ развивается на нескольких уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. В основе федерального уровня лежит реестр школ, имеющих лицензию и прошедших аккредитацию, идет работа по созданию ассоциации православных школ России, под управлением Синодального отдела РПЦ. Основными уровнями развития новых школ становятся епархии - канонические структуры РПЦ в регионах, где создаются епархиальные школы (гимназии). Немалое количество православных ОО созданы на местном, приходском уровне, когда отдельная религиозная организация учреждает в своей структуре школу.
На данном этапе православные школы постоянно развиваются, наблюдается их количественный и качественный рост, однако существует множество нерешенных вопросов - статус данных учреждений и возможность получения бюджетных субвенций, процесс лицензирования и аккредитации школ, расположенных в исторических зданиях - памятниках культурного значения, получение конфессионального представления и другие.
Несмотря на большое количество православных школ и более чем тридцатилетний путь их развития в современной науке практически отсутствует научный анализ форм, этапов, проблем, особенностей развития данных учреждений. Некоторые аспекты содержания православного компонента образования изучены, но сама частная православная ОО и механизмы ее управления не проанализированы.
Кроме того, мы имеем ряд противоречий. Первое - это наличие светского характера государства в России, согласно ст. 14 Конституции РФ [1] и как следствие светского характера образования в стране согласно ФЗ №273, ст. 3 ч.1 п. 6 [4], которые запрещают религиозное образование в государственных и муниципальных ОО, с одной стороны, а с другой, стремление государства сохранить и приумножить традиционные ценности, обеспечить их передачу от поколения к поколению [3], в том числе с помощью РПЦ.
Еще одним противоречием является существующий социальный заказ части общества на получение образования с религиозным компонентом и невозможностью такового согласно общим принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, зафиксированным в ст. 3 ФЗ №273 [4].
Условия развития православной школы лежат в лоне сохранения культурно-исторического наследия России, обеспечения преемственности традиции и инновации при соблюдении паритета духовного и материального начал, что согласуется с п.5 общего положения основ государственной политики [3].
Все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования. Сегодня в России действует свыше 200 православных ОО [2], которые реализуют программы трех уровней общего образования, имеют статус юридического лица, находятся в каноническом поле РПЦ, выполняют особую миссию передачи духовно-нравственных и религиозных традиций православия и российского народа.
Данные факты актуализировали проблему деятельности и развития частных общеобразовательных организаций, созданных религиозными организациями. На современном этапе мало изучены вопросы связанные с группой проблем касающихся деятельности епархиальных школ: нормативные, организационные, образовательные.
В нашем исследовании для решения данного круга проблем мы планируем:
изучить содержание понятия «управление развитием школы», выявить признаки, этапы, механизмы развития школы;
представить общую характеристику, виды частных общеобразовательных организаций, учредителем которых являются религиозные организации;
рассмотреть историю становления и особенности епархиальных школ как общеобразовательных организаций в современной России.
Список литературы
1. Российская Федерация. Конституция (1993 г., с изменениями и дополнениями, вступившими в силу) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/3655bfcee47bf17d80f9ddbf47d99b3ab4139fde/ (дата обращения: 15.01.2024).- Загл. с экрана.
2. Реестр православных общеобразовательных школ Синодального отдела РПЦ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://pravobraz.ru/ (дата обращения: 18.11.2023).- Загл. с экрана.
3. Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.11.2023). - Загл. с экрана.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу в 2023 г.) - Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (дата обращения 15.01. 2024). - Загл. с экрана.