Педагогическая специальность требует от человека больших эмоциональных затрат. У педагогов дошкольных образовательныз организаций данные затраты и риски эмоционального выгорания возрастают из-за того, что педагоги данной категории несут большую ответственность за жизнь и здоровье маленьких несовершеннолетних детей. Большая эмоциональная нагрузка при установлении контактов с участниками образовательного процесса, а также нововведения и компьютеризация образовательного процесса приводит к увеличению рисков профессионального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации. Сохранение педагогического здоровья является главной задачей психологической службы и руководства данных органижаций.
Актуальность поднятной проблемы раскрывается в нормативных документах Российской Федерации и международного права. В федерльаном законе ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации» мы сталкиваемся с требованиями предъявляемыми руководству образовательной организации «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья <...> работников образовательной организации» [5]. На основании международного классификатораболезней (далее МКБ-10) профессиональное выгорание включено в перечень заболеваний под рубрикой Z-73-0, а следовательно является заболеванием и требует условий его профилактики. При анализе профессиональных стандартов, было выявлено, что к сотрудникам дошкольной образоваательной организации и специалистам вспомогающих профессий предъявляется больше требований к выполнению их трудовых функций, однако только в стандарте педагога психолога уделяетсядолжное внимание профилактики профессионального выгорания. При этом в ходе изучения поднятой нами темы мы выявили, что вопросом профессионального выгорания стали заниматься ещё в 1974 году. Однако несмотря на всю актуальность поднятого вопроса, его историюи большое количество исследований посвящённых данному вопросу, в дошкольных образовательных организациях редко можно встретить мероприятия направленный на профилактику профессионального выгорания сотрудников.
На основании всего вышесказанного мы пришли к выводу, что проблема поднятая в нашем исследовании является актуальной и требует особого внимания в изучении. В связи с этим была поставлена цель: выявить эффективные условия профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольного образования в условиях цифровизации.
В рамках теоретического исследования было изучено понятие профессионального выгорания. В современной литературе существует несколько определений данногопонятия. Проанализировав все взгляды, мы вывели своё определение профессионального выгорания - синдром (отклонение от соматической нормы), сопровождающееся истощением физической, умственной и / или эмоциональной сферы человека, вызванный долгим воздействием на него стрессогенных ситуаций.
В процессе изучения многие ученые пришли к выводу, что профессиональное выгорание является динамическим процессом и протекает несколько этапов. Каждый из авторов выделяет от 4 до 6 этапов. В своей работе мы опираемся на прогрессируюзую модель профессионального выгорания представленную Дж. Гринбергом:
1. Стадия “Медовый месяц”.
2. Стадия “Недостаток топлива”.
3 Стадия “Хронических симптомов”.
4. Стадия “Кризис”
5 Стадия “Пробивание стены”[5].
В связи с тем, что выгорания появляется не сразу, поэтому так важно во время начать работу по профилвктике профессионального выгорания. Как только первая стадия подходит к завершению и наступает стадия “недостаток топлива”, необходимо научить педагогов правильно пополнять ресурс, чтобы выгорание не наступало.
Для своевременного оказания психологической помощи педагогам было изучены причины и синптомы профессионального выгорания. Основными причинами возникновения выгорания у педагогов являются:
необходимость постоянного интенсивного общения с социумом;
профессия педагога требует постоянного самоконтроля;
постоянная напряжённость окружающей среды [7].
Если у сотрудника появляется быстрая утомляемость и истощение, психосоматические растройства, употребление психоактивных веществ для коррекции настроения, негатиное и циничное отношение, агрессивные чувства к обучающемуся и самой работе, скудность репертуара профессиональных действий, искажённая самооценки, пессимизм, потеря перспективы, апатия, депрессия или чувство бессмысленности бытия, то значит у педагога появляется профессиональное выгорание [1].
Для качественной профилактической работы в ходе исследования были изучены методы профилактики профессионального выгорания. Каждый человек индивидуален и поэтому важно правильно подобрать метод профилактики. Если человек не находится в стрессе и его лимбическая система в норме, то можно использовать методы направленные на когнетивную сферу личности, к ним относятся психологические тренинги, методы саногенного мышления. Для творческого педагога можно воспользоваться методами арт-терапии, для педагогов, у которых слишком большая занятость, важно научить быстро восполнить ресурсы, в этом им поможет экспресс методы.
В связи с тем, что наше исследование проходило в дошкольной образовательной организации, в которой идет большая эмоциональная нагрузка, а времени на восстановление ресурсов очень мало, для педагогов была организована работа по использованию экспресс-методов.
До начала преобразующего эксперимента в ходе изучения поднятой проблемы нами было проведено констатирующее исследования. Во время исследования мы предположили, что профессиональное выгорание зависит от географического положения, уровня тревожности и стажа проработанного в области образования. В ходе проведения констатирующего эксперимента было проведено анкетирование и тестирование педагогов дошкольных образовательных организациях города Архангельска, Архангельской области, Ставропольского края и Ханты-Мансийского автономного округа. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что профессиональное выгорание зависит от возраста (чем моложе, тем выше риск) и уровня тревожности, а географическое положение не откладывает особого отпечатка на уровень профессионального выгорания не откладывает.
В дальнейшем исследовании мы планируем реализовать преобразующий эксперимент, в рамках которого проверить, помогут ли эксперсс-методы, размещённые в специально созданной группе ВКонтакте, в профилактической работе с педагогами дошкольной образовательной организации.
Социальные сети — это новый коммуникационный канал, имеющий ряд своих положительных особенностей, которые можно использовать для выполнения задач психологического просвещения [3]. Группа ВКонтакте как одна из составляющих социальных сетей также обладает данными возможностями. В связи с этим можно выделить следующие положительные особенности использования группы ВКонтакте:
минимизация финансовых и временных затрат на подготовку и публикацию информационных постов;
возможность в одном информационном посте сочетать визуальную, аудиуальную и текстовую составляющие, что позволяет воздействовать на разные системы восприятия;
информационный пост в социальной сети является доступным в любое время, в любом месте, главное-это наличие интернета;
интернет дает возможность создавать большие базы данных, поэтому не нужен традиционный архив;
читатель информационного поста в социальной сети, может быть активным участком дискуссии, задать интересующие вопросы, поделиться со своими запросами на темы. Активная вовлеченность существенно улучшает усвоение материала;
социальные сети дают статистические данные с помощью, которых можно выявлять наиболее интересующие аудиторию темы[3].
Данные особенности помогают не только эффективно вести просветильскую деятельность, но и повышать потребность в психологической профилактике. В связи с этим можно выделить варианты введения просветительской работы в группе Вконтакте:
ведение постоянных рубрик;
ответы на вопросы аудитории;
отдельные информационные посты;
тематика по запросам аудитории;
хроника психологической службы;
ведение прямых эфиров с вопросами и ответами;
ведение прямых эфиров с тренингами;
анонсирование офлайн-мероприятий и др. [3].
Несмотря на положительные возможности группы Вконтакте к просветительской работе педагога-психолога предъявляются следующие требования:
актуальность знания. Это означает, что предоставленная информация должна соответствовать современной психологической науке и должна быть предоставлена по явным и неявным запросам целевой аудитории;
необходимо учитывать объем знаний исходя из возраста и уровня образования целевой аудитории, предоставляемая информация должна быть понятной;
необходимо учитывать запросы целевой аудитории;
достоверность информации и отсутствие плагиата;
помнить цели и задачи психологического просвещения [3].
Кроме требования представленных знаний в группе ВКотнтакте предъявляются требования к оформлению постов:
четкая структура;
понятная суть;
отсутствие больших «простыней» текста;
разбитие текста на смысловые блоки
Несмотря на простоту работы в данной группе часто взникают следующие ошибки:
использование отвлеченных понятий и абстракций, смысловых штампов;
использование громоздких предложений;
нарушение логики в тексте;
плеоназмы и тавтология;
большое количество профессиональных терминов;
грамматические и орфографические ошибки;
отсутствия узнаваемого авторского стиля.
Данные ошибки приводят к снижению активности участников, в сомнении в профессиональной компетентности педагога-психолога, снижения подписчков и участников группы.
Кроме подобных ошибок педагогов-психологов подстерегают такие подводные камни как этика общения с клиентами (участниками образовательного процесса) в социальных сетях. В исследованиях зарубежных психологов можно встретить противоречия, которые противопоставляются этическому кодексу психолога, такие как:
«добавлять ли в друзья текущего или бывшего клиента»,
«каким образом рекламировать себя в социальных медиа»,
«можно ли публиковать в профиле информацию о семье, хобби, поднимать личные вопросы»
Для разрешения данных делемм зарубежом был проведен ряд исследоования ((A. Afsahi, Barnett, Clinton, K. Kolmes, D. Kaplan). В результате данных исследований D. Kaplan пришёл к выводу, что использовать социальные сети в работе с клиентами в полне этично, однако разработал ряд советов:
предоставить клиенту письменную политику в отношении социальных сетей и форму согласия, которую он должен подписать;
психологу следует использовать настройки конфиденциальности в социальных сетях, когда это возможно;
психологу необходимо сверяться с этическим советом или лицензионной комиссией, чтобы оставаться в курсе меняющихся правил и положений;
консультанту лучше иметь отдельные профили в социальных сетях: профессиональный и личный [2].
В исследованиях Воробьёвой Е.А. и Скипер С.И. представлены результаты оценки использования такой социальной сети как Фейсбук. Однако данной сеть считает заграничным продуктом, считаем целесообразным провести анализ отечественной социальной сети ВКонтакте.
Группа в социальной сети ВКонтакте даёт возможность наладить работу педагога-психолога удалённо. При этом в группе можно определить время, когда и кто может писать. Если педагог-психолог закроет группу, то будет соблюден принцип конфиденциальности. Через сообщения и кнопку связаться можно организовать удобную для педагога-психолога обратную связь. Анализ возможности в группе ВКонтакте по разделам представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ возможности группы Вконтакте по разделам
Раздел |
Возможность, которую предоставляет данный раздел |
Фотографии |
Позволяет педагогу-психологу разместить наглядную информации для педагогов по направлению просветительской работы, которая поможет педагогам-визуалам лучше понять представленную информацию |
Видео |
|
Клипы |
|
Репортажи |
|
Аудиозаписи |
Помогут педагогам-аудиалам познакомиться с необходимой информацией, прослушав аудио лекции и аудио комментарии. Так же в данном разделе можно разместить музыку для расслабления и медитации. |
Звонки |
Дают возможность наладить аудио- и видеосвязь для проведения индивидуальных и коллективных консультаций с педагогами |
Статьи |
Данные разделы обеспечат материальных комфорт для педагогов, которые любят самостоятельно знакомится с информацией |
Обсуждения |
|
Файлы |
Помогает разместить информацию в удобном для клиента формате |
Матриалы |
Данный раздел расширяет возможности сообщества, позволяет пользователям создавать новые страницы и развивать сообщество. |
Ссылки |
Педагог-психолог может разместить полезные сслыки для своих коллег и педагогов, где они могут ознакомится с нужно для них информацией. |
Мероприятия |
Можно разместить информацию об общих коллективных встречах, чтобы каждый клиент по желанию мог бы в нём поучастовать. |
Адреса |
Размещается информация о местерасположении работы педагога-психолога и его режим взаимодействия с клиентами |
Журнал действий |
Можно использовать для подведения статистики по активности и видам действий совершаемых в сообществе. |
Из представленного анализа видно, что группа в контакте позволяет всесторонние охватить работу педагога-психолога по всем пяти направлениях, в том числе и просветительскую работу.
В просветительскую работу педагога-психолога входит профилактика профессионального выгорания. Данное явление возникает у педагогов, когда наступает эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений. Первое отклонение можно исправить с помощью повышения внутренних ресурсов организма, чувства радости жизни. Основными способами повышения внутренних ресурсов является следующие действия:
еда - это источник энергии. Для каждого человека есть свой рецепт, который помогает ему восстановить силы и поднять настроение. В группе ВКонтакте педагоги могут делится своими рецептами любимых блюд, которые помогают им поднять настроение;
сон - это способ восстановления потраченных сил. Если едагог может правильно распределить время и хорошо выспаться, то эмоциональное истощение не будет наступать. В группе Вконтект педагог-психолог может разместить успокаивающую музыку, которая может помочь успокоится после трудного дня. Кроме того в разделе статьи можно разместить рекомендации необходимых действий перед сном, которые позволяют успокоиться, уснуть и хорошо выспаться;
дыхание - это способ поступления кислорода и насыщение кровью и мозга необходимыми веществами. Поэтому так важно в нужный момент правильно восстановить дыхание. И тут группа поможет педагогу-психологу. Он может разместить видео дыхательных гимнастик. В разделе файлы можно разместить картотеку дыхательных гимнастик. В статьях разместить значение дыхания в жизни и интеллектуальном состояния педагога.
медитация - это способ остановится и подумать, наладить свои мысли и почувствовать системы своего организма. Вконтакте педагог-психолог может разместить аудиозаписи для медитации. В разделе видео можно представить курс йоги, для расслабления мышц перед медитацией. В файлах и статьях важно разместить информацию о значимости в медитации, как средства расслабления и пополнения внутреннего ресурса.
Когда педагог делится своим опытом, он чувствует свою нужность своим коллегам и близким людям, тем самым повышает уровень редукции персональных достижений и снижению деперсонализации.
Таким образом, группа ВКонтакте позволяет педагогу-психологу организовывать свою деятельность по всем направлениям психологической деятельности, в том числе и просвещение и профилактику. На современном этапе возможности группы ВКонтакте позволяют быстро и своевременно оказать помощь по профилактике и просвещении педагогов. Чтобы данная работа велась эффективно и продуктивно важно соблюдать требования к подбору материала и оформления представленной информации. Работы в сети интенет не должна противоречить этических нормам психологической работы и быть направлена на пользу клиента.
Список используемой литературы:
Баксанский, О.Е. Синдром эмоционального выгорания. Взгляд психологога и невролога (обзор литературы) [Электронный ресурс] / О.Е. Баксакский, О.Г. Сафоничева // Вестник новых медицинских технологий. – 2021. – Т.28, №2. – С. 45-57. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-vzglyad-psihologa-i-nevrologa-obzor-literatury. Дата обращения: 9.04.2023
Воробьёва, Е.А. Психолог в социальных сетях: этика безопасность и приемлемость [Электронный ресурс] / Е.А. Воробьёва, С.И. Скипер // Экопсихологические исследования: экология детства м психология устойчивого развития. - 2020. - №6. - Режим доступа: https://cyberpsy.ru/articles/etika-psihologa-v-internete/ (дата обращения: 21.12.2023). - Загл. с экрана.
Гужбина, С. А. Социальные сети как средство психологического просвещения в системе школьного образования / С. А. Гужбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 645-647. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/417/92548/ (дата обращения: 21.12.2023). — Загл. сэкрана
Марахова В.А. Дистанционное психологическое просвещение родителей ипедагогов в образовательному учреждении / В.А. Марахова. - Режим доступа: http://psy-marvik.narod.ru/2015/material/distancionnoe_prosveshhenie_statja_marakhova_v.a..pdf (дата обращения: 21.12.2023). - Загл с экрана.
Профилактика профессиональных деформаций в системе социальной работы: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / М. В. Воронцова [и др.]; под редакцией М.В. Ворончовой. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2023. – 244с. – Режим доступа: https://urait.ru/viewer/profilaktika-professionalnyh-deformaciy-v-sisteme-socialnoy-raboty-519291#page/2. Дата обращения: 8.04.2023.
Тимофеева, А.И. Особенности работы пежагога-психолога в дистанционном режиме [Электронный ресурс] / А.И. Тимофеева, Е.Н. Шмыга, Н.И. Дегтерева. - Режим доступа: http://imc.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/04/Особенности-работы-педагога-психолога-в-дистанционном-режиме.pdf (дата обращения: 21.12.23). - Загл. с экрана.
Фокина, И.В. Профилактика профессионального выгорания у педагогов [Электронный ресурс] Методическое пособие / И.В. Фокина, М.О. Цатрян – Вологда: Вологодский институт развития образования. - 36с.