Подростковый возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка, на протяжении которого происходят кардиальные изменения, которые интенсивно влияют не только на формирование физического здоровья, но и эмоционального. В этот переломный период происходит подъем эмоциональных переживаний, так как подросток выбирает для себя способы эмоциональной самоорганизации и овладевает такими способностями как: способность преодолевать трудности, быть жизнестойким; способность к вербализации и преобразованию негативные эмоции; способность к эмоциональной устойчивости; способность сохранять стабильность своей жизни и быть стрессоустойчивым; способность быть социально адаптированным; способность иметь жизненный оптимизм и осмысленность жизни. Стоит отметить, что вместе с тем, период взросления сопряжён также с рядом определенных трудностей, способных нарушить благоприятное развитие ребенка. К одним из основных факторов, негативно влияющих на эмоциональное здоровье подростка, следует отнести высокий уровень школьной тревожности, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому одним из важных компонентов сохранения эмоционального здоровья является комфортная атмосфера в школе и эмоциональная поддержка одноклассников. По этой причине огромное значение для подростка имеет участие в жизни школьного коллектива. В коллективе развивается чувство долга и ответственности, привычка подчинять свои интересы интересам коллектива. У младших подростков появляется стремление к самоутверждению, которое выражается в потребности занять достойное место в коллективе [9]. Поэтому так важно в настоящее время найти такое свободного пространства, где была бы возможность удовлетворения потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении [5]. Значительную роль в обеспечении этой потребности, а также в готовности учащихся к саморазвитию, к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за свои результаты играет самоуправление школьным коллективом [10].
Впервые термин «эмоциональное здоровье» был введен Л. В. Тарабакиной (2000). Она определяет эмоциональное здоровье как составную часть психологического здоровья человека, которая обеспечивает «… единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания …» [8].
Еще в одной своей работе Л. В. Тарабакина (2017) подчеркивает, что «…эмоциональное здоровье как внутренняя системная организация эмоционального мира человека указывает на общую удовлетворенность своей судьбой, положительный фон эмоционального мироощущения [7, стр. 81]. Также она делает акцент на том, что эмоциональное здоровье личности является способностью в критических ситуациях сохранять жизнеутверждающие чувства и заинтересованное отношение к миру и к окружающим людям [7, с. 28].
Так, опираясь на исследования Л. В. Тарабакиной, в своей работе Гамова С.Н. (2014), рассматривает эмоциональное здоровье как показатель психического здоровья, как обобщенное положительное, комфортное эмоциональное состояние, которое представляет собой стабильность эмоциональных реакций и отношений ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью, позволяет ему успешно адаптироваться в социуме, и находит выражение в адекватности эмоционального реагирования при взаимодействии с окружающей действительностью. В противном случае, если эмоциональное здоровье не является устойчивым, у ребенка могут ярко выражаться признаки тревожности, наличие страхов, несоответствующих возрасту и быть заниженная самооценка [1].
Таким образом, эмоциональное здоровье – это феномен, дающий ощущение уверенности, безопасности, который ведет к гармоничному развитию личности, формированию у него позитивного отношения к предметам окружающей действительности, помогает справляться с трудностями и строить взаимоотношения с другими людьми без конфликтов. Эмоциональное здоровье представлено многообразием эмоций, которые являются важными аспектами жизни и сигналами событий, которые воздействуют на самые глубокие убеждения и наиболее значимые отношения и помогают жить в ладу с собой и с окружающими людьми не испытывая дискомфорта.
Эмоциональное здоровье, как многомерная конструкция, включает в себя ряд важных характеристик, таких как интерес к жизни [2], эмпатию, положительное отношение к людям, эмоциональную устойчивость [7] и оказывает большое влияние на формирование таких способностей как: способность преодолевать трудности [3], быть стрессоустойчивым и жизнестойким [4, 6]. Также эмоциональное здоровье подростка можно охарактеризовать низким уровнем агрессивности, тревожности и отсутствием фрустрации и социального страха [7].
Изучая научную литературу, можно сделать вывод, что повышению уверенности в себе, снижению тревоги и страха, минимизации агрессии в отношениях способствует положительный эмоциональный климат в школе, что позволяет учащимся раскрыться и быть более успешными, как в учебе, так и в реализации своих талантов и способностей. Благоприятная обстановка, комфортное общение, интеграция совместных идей и усилий, самоорганизация в образовательной среде являются элементами, положительно влияющими на эмоциональное состояние ребенка, и являются источником его развития.
Список литературы
1. Гамова С.Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры [Текст] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №4.
2. Казакова Е. В. Теоретический анализ исследований эмоционального здоровья школьников в современной науке [Текст] / Е. В. Казакова, В. А. Ипатова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи: материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – 2019 / Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова; под общ. ред. М. П. Лебедева, И. Е. Корельская, И. А. Варенцова – Архангельск, 2019. – С. 38-44.
3. Куликова Т. И. Теоретическая модель сохранения эмоционального здоровья младших школьников [Текст] / Т. И. Куликова // PARADIGMATA POZNANI. – 2019. – № 3. – С. 19-22.
4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала [Текст] // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 680 с.
5. Петрова С.С. Студенческое самоуправление как педагогический и социальный феномен [Текст] // Образование и наука. 2010. №3.
6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)
7. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возможности: монография; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». – Москва: МПГУ, 2017. – 193 с.
8. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения: дисс. … д-а психолог. наук. – Нижний Новгород, 2000. – 303 с.
9. Первушкин Б.Н. Подростки в современной школе. [Электронный ресурс] —Режим доступа. — URL: https://урок.рф/library/podrostki_v_sovremennoj_shkole_124206.html (дата обращения 26.12.2023)
10. Ситникова Е. Р., Кувалдина Е. А. Ученическое самоуправление как средство формирования демократической культуры учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 460–462. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29113218 (дата обращения: 26.12.2023)