Профессиональное выгорание является феноменом современности, влияние современного научно-технического прогресса на профессиональную деятельность, роста информационных, коммуникативных, эмоциональных нагрузок при дефиците двигательной активности и нарушении гармоничного образа жизни современного человека, сказывается на его профессиональной деятельности. Феномен широко встречается среди специалистов «субъект-субъектных» профессий: работники сферы здравоохранения, социальные работники, педагоги и др. [3].
Известно, что по степени напряженности нагрузка педагогического состава в среднем больше, чем у других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда РАМН, около 60% учителей склонны к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, у 61% отмечают наличие хронических болезней и только 23% указывают на их отсутствие [11].
В России с каждым годом растет дефицит педагогических работников. Учителя увольняются из-за низких зарплат, давления со стороны администрации учебных заведений и непосильной бумажной нагрузки. Невысокая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей представляют собой факторы, способствующие профессиональному выгоранию [8].
В литературе встречаются синонимичные термины для обозначения профессионального выгорания: «эмоциональное выгорание», «выгорание» [7]. В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение американских исследователей К. Маслач и С. Джексон, рассматривавшие синдром «выгорания» как трехкомпонентную систему, состоящую из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции собственных личностных достижений [2]. Среди большого разнообразия определений профессионального выгорания наиболее раскрыта дефиниция А. А Рукавишникова, что профессиональное выгорание — это негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоциональное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и снижение профессиональной мотивации, наблюдаемое у лиц без психопатологии [12].
В исследованиях психических состояний педагога показано, что состояние выгорания по сравнению с другими состояниями оказывает, с одной стороны, наибольшее отрицательное влияние на деятельность и личность педагога, а с другой — зависит от его личностных и субъектных качеств. Выявлено, что характеристики ценностно-смысловой, эмоционально-мотивационной и нравственно-духовной сфер личности могут детерминировать как резистентность педагогов к выгоранию, так и развитие выгорания (О. И. Бабич, М. В. Борисова, Л. Г. Дикая, И. А. Курапова, А. А. Обознова, О. Н. Доценко, К. Л. Купер, В. Е. Орел, Е. С. Старченкова, Х. Фрейденберг) [10].
Анализ данных работ показывает, что наиболее актуальным сегодня становится изучение учителя, не столько как носителя профессиональных качеств и способностей, сколько как субъекта, ответственного за их формирование и применение, отмечается важность отношения к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности [10].
Категорию «субъектность педагога» рассматривают в своих работах психологи Е. Н. Волкова, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.
Так, А. К. Маркова определяет субъектность как «профессиональную компетентность педагога» [6]. Как «систему педагогических способностей» интерпретирует субъектность педагога Л. М. Митина. И. А. Зимняя трактует субъектность как интегративное свойство личности педагога, складывающееся из его психофизиологических свойств (задатков), его способностей, направленности и других личностных свойств и профессиональной компетентности (профессионально-педагогические и предметные знания и умения) [5].
Е. Н. Волкова (1995) изучала и анализировала субъектность учителя ее содержание и структуру и выделила следующие структурные характеристики из следующих компонентов: активность, сознательность, целеполагание, рефлексия, свобода выбора и ответственность за него, принятие собственной уникальности, а также признание права другого быть субъектом [4].
М. В. Манакова (2018) опираясь на шесть парных атрибутов субъектность по Л. В. Алексеева [1] при рассмотрении учителя в контексте пространства между полюсами «субъект-объект» выводит следующие компоненты педагогической субъектности: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность, включенность в деятельность, способность к изменениям творчество, способность к саморазвитию, уникальность, понимание и принятие другого, ориентация на гуманистические ценности.
Проанализировав подходы к исследованию субъектных качеств личности учителей, можно выделить следующие: активность, сознательность, уникальность, творчество, ответственность, рефлексия, признание права другого быть субъектом, саморегуляция и самоактуализация. Но не рассматривались две следующие субъектные характеристики качеств личности: автономность и целостность которые встречаются в исследованиях.
Изучая теоретические основы профессионального выгорания и субъектных качеств у учителей, так же выделяется интерес к проблеме совладающего поведения, преодоления учителем стрессов и трудностей в процессе его личностного и профессионального развития.
Приоритет в исследовании ресурсов совладающего поведения принадлежит зарубежным авторам (Hobfoll, 1988, 1989; Moos, 1999; D. Navon, 1984; Taylor, 1995). Автор теории сохранения ресурсов С. Е. Хобфолл (1988) утверждал, что люди постоянно стараются сохранить, защитить и пополнить копинг- ресурсы. С. Е. Хобфолл рассматривает копинг-ресурсы через поведенческую активность, ресурсы-состояния, личностные характеристики и энергетические показатели [9].
Проанализировав содержания понятия «ресурс совладания» в современной психологии мы опираемся на определение, предложенное Е. С. Старченковой. Совладающее поведение представляет собой особую форму реализации активности личности, в которой проявляются ее общие, специфичные и индивидуальные характеристики во взаимодействии с трудными жизненными ситуациями [13].
Из вышеописанного следует, что ресурсом совладания с профессиональным выгоранием является развитие субъектных качеств учителя.
Список литературы
1 Алексеева Л.В. Психологическая характеристика субъекта преступления / Л.В. Алексеева // диссертация автореферат по ВАК РФ 19.00.06, Санкт Петербург - 2006 - С.450
2 Водопьянов Н.Е. Синдром выгорания в профессиях системы «Человек-человек» [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова и др. – СПб., – 2001. – С. 175-180.
3 Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий) [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, СПб – 2014. – С. 554
4 Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теории и практика [Текст] / Е. Н.Волкова // автореферат диссертаций по ВАК РФ 19.00.07, доктор психологических наук, Н. Новгород. – 1995. – С. 97.
5 Глазачев С. Н. Субъектность педагога как культуросообразная потребность общества [Текст] / С. Н. Глазачев, С. С Кашелев, Н. И. Соколова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика –2010. – С. 40-44.
6 Гофман О. О. Проблема профессионального выгорания специалистов в сфере информационных технологий: теоретический обзор [Текст] / О. О. Гофман, Н. Е. Водопьянова, А. Ф. Джумагулова, Г. С. Никифоров // Санкт-Петербургский государственный университет, Организационная психология. Санкт-Петербург – 2023. – Т. 13. – № 1. – С. 117–144.
7 Козлова К. В. Понятие «выгорание» в психологии: анализ и обобщение подходов [Текст] / К. В. Козлова, О. И. Муравьева, Г. С. Корытова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, – 2019. – 1 (23) – С. 19-27.
8 Котова М. Б. Взаимосвязь между профессиональным выгоранием учителей и их отношением к своему здоровью и здоровому образу жизни [Текст] / М.Б. Котова, В.Б. Розанова, Е.И. Иванова. // Профилактическая медицина – №5 – 2018. – С.84-94.
9 Макаров В.А. Основные подходы и современные исследования совладающего поведения [Текст] / В. А. Макаров, Е. В. Купрене // Вестник Института мировых цивилизаций, 2011 – С. 51-55.
10 Манакова М. В. Субъектность в профессиональной деятельности учителя как личностное качество [Текст] / М. В. Манакова // Проблемы современного педагогического образования – 2018. – С. 440-443.
11 Митина Л. М. Профессиональное здоровье педагога [Текст] / Л. М. Митина, Г.В. Митин, О.Н. Анисимова // Профессиональное здоровье педагога, учебное пособие для вузов Москва, Юрайт – 2023. – С. 379
12 Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов [Текст] / А.А. Рукавишников // Автореферата диссертации по ВАК РФ 19.00.03, кандидат психологических наук, Ярославль – 2001. – С 174.
13 Старченкова Е. С. Ресурс проактивного совладающего поведения [Текст] / Е. С. Старченкова // Вестник СПбГУ. Сер. 12. №. 1 – 2012. – С. 51-61.