К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Цветикова Ю.О. 1, Градова Г.Н. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования: дошкольный возраст является наиболее значимым периодом для ребёнка, так как на данном этапе развития происходит формирование всех сторон речи: лексической, грамматической, фонематической. Залогом успешного усвоения грамматической системы языка является сформированность словообразовательных навыков, которые у детей в той или иной степени могут быть нарушены.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие занимает одну из ведущих позиций и предполагает овладение ребёнком речью, как средством общения, обогащения его активного словаря, а также развитие связной, грамматически правильной речи, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [11].

Стоит подчеркнуть, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) становление навыков словообразования, в том числе, навыков словообразования глаголов, происходит медленнее, чем у их сверстников с нормативным речевым развитием, так как они испытывают трудности при попытке самостоятельного образования новых слов.

Цель исследования: теоретическое обоснование и обзор методик по проблеме формирования навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи.

А. А. Леонтьев в психолингвистическом подходе определяет словообразование как действие по образованию новых слов из исходных определенными способами [1].

Определим понятие «способы словообразования» – это методы получения новых слов при помощи определённых словообразовательных средств, доступных в русском языке [13].

Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или процесс и выражает грамматические категории времени, лица, числа и наклонения.

Получение новых глаголов в русском языке возможно тремя морфемными способами: приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный [2].

Освоение словообразования глаголов происходит согласно следующим этапам:

1) появление глаголов с простыми приставками (с-; на-; по-; про-);

2) появление глаголов с продуктивными суффиксами (-ива-; -ыва-; -ва-);

3) появление глаголов с наиболее продуктивными приставками (в-; вы-; под-; от-; при-; у-; пере-; за-)

Т. В. Туманова выделяет следующие этапы овладения навыками словообразования:

1. Этап формирования предпосылок словообразования. Возраст: от 2,6 до 3,6–4 лет. Ребёнок образует слова приставочным и суффиксальным способом, однако в этот период словотворчество имеет в основном ситуативный характер и часто может возникать как речевая ошибка [10].

2. Этап активного освоения словопроизводства, регулярного словотворчества. Возраст: от 3,6–4 до 5,5–6 лет. Начинается активное образование глаголов от существительных приставочно-суффиксальным способом. Ребёнок начинает осознавать значение производных слов, причём опираясь не только на уже имеющиеся знания о чём-либо, но и подключая осмысление составных частей услышанного слова [10].

3. Этап усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, происходит снижение интенсивности словотворчества. Возраст ребёнка: 5,6–6 лет. Происходит усвоение образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида приставочным способом [10].

Стоит учитывать следующее, чем позже глагол появится в словаре дошкольника и чем меньше он будет употребляться в речи, тем более поздним будет усвоение его словообразовательного навыка [6].

Проанализировав исследования А. Н. Гвоздева, можно сделать вывод, что в норме становление словообразовательных навыков у ребёнка начинается в достаточно раннем возрасте и, чем младше ребёнок, тем больше изменений в речевом развитии происходит за сравнительно небольшой временной отрезок [4,5].

У детей с ОНР отмечается более позднее появление первых слов и простых предложений, в сравнении с детьми с нормой речевого развития; речь таких детей малопонятна окружающим людям; словарный запас характеризуется как бедный; незавершенность процесса фонемообразования; выделяется отставание как экспрессивной, так и импрессивной речи; речевая активность характеризуется как недостаточная [9].

Однако, необходимо учитывать, что овладение навыками словообразования у дошкольников с ОНР происходит в той же последовательности и подчиняется всё тем же законам, что и у нормотипичных сверстников. Отсюда следует вывод, что дошкольники с ОНР так же усваивают сначала более простые формы словообразования, а после более сложные [3].

Дифференциация словообразовательных форм глагола является достаточно трудной для овладения дошкольниками с ОНР, это объясняется тем, что глагол имеет более отвлечённую семантику. Действие не всегда можно представить в виде конкретного предметного образа, оно достаточно абстрактно.

Чтобы помочь дошкольникам с ОНР овладеть навыками словообразования глаголов, необходимо использовать специально разработанные методики. Многие авторы предлагают свой подход при работе над становлением данного навыка. Далее рассмотрим методики формирования навыка словообразования глаголов различных разработчиков (таблица 1)

Таблица 1 – обзор методик формирования навыков словообразования.

Автор, название.

Средства.

Адресная группа

Этапы работы

Содержание

Р. И. Лалаева,

Н. В. Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)» [8].

-Показ/называние по картинке.

-Дошкольники с ОНР.

1) дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

2) дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;

3) дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками.

Работа по формированию навыков словообразования глаголов проводится на импрессивном и экспрессивном уровнях и предполагает называние или показ ребёнком действия с опорой на наглядный (картинный) материал.

Достоинства: работа над словообразованием глаголов представлена по конкретным этапам. К методике прилагается картинный и стимульный материал для работы над словообразование глаголов, что делает её удобной для использования логопедами на практике.

Недостатки: не выявлено.

А. В. Шультайс

«Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» [14].

-Дидактические игры.

-Дошкольники с ОНР.

1) закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей (дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов);

2) работа над словообразованием менее продуктивных моделей (глаголы с приставками: в-, вы-, на-; глаголы пространственного значения с приставкой при-);

3) уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей (глаголы пространственного значения с приставками: с-, у-, под-, от-, за-, пере-, до-).

Работу по формированию навыков словообразования глаголов автор предлагает проводить в дидактической игре. Предложены игры по типу «Чем отличаются слова?» (например: умывает – умывается).

Достоинства: представлена этапность работы над словообразованием глаголов, указаны конкретные морфемы, над которыми планируется проведение работы.

Недостатки: стимульный материал, а также сами дидактические игры представлены в данной методике не в полном объёме, что делает её не совсем удобной в практическом применении в работе логопеда.

Е. Л. Чигина

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словообразовательных отношений глагола посредством дидактических игр и упражнений» [12].

-Дидактические игры.

-Дошкольники с ОНР.

1) дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;

2) дифференциация возвратных и невозвратных глаголов;

3) различение префиксальных глаголов противоположного значения;

4) образование глаголов от имен существительных и имен прилагательных.

Автором описан удачный опыт применения дидактических игр в процессе формирования глагольного словообразования у дошкольников. Представлены игры по типу:

«День - ночь», «Сеткография», «Измени слова», «Четвертый лишний», «Этажи», «Гриб - боровик», «Две команды», «Слушай и выполняй».

Достоинства: предложена этапность проведения работы по формированию словообразовательного навыка глаголов, перечислены названия игр и упражнений, которые применялись в работе.

Недостатки: нет инструкций к играм, из-за чего не складывается полное представление того, как применять предложенные игры в работе с дошкольниками, а также не предложен стимульный материал.

А. А. Кандалова,

«Формирование навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи с применением метода сказкотерапии» [7].

- Сказкотерапия.

-Дошкольники с ОНР.

Автор методики не выделяет этапы.

Реализация методики предполагается в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. В части глаголов работа направлена на формирование умения образовывать их с помощью приставок.

Достоинства: сам метод сказкотерапии является актуальным и может способствовать реализации большого количества задач на логопедических занятиях. Также детям дошкольного возраста нравятся сказки, что будет положительно сказываться на реализации методики на практике.

Недостатки: в методике не предложены конкретные задания, которые применяются в работе над формированием словообразования у дошкольников с ОНР, нет стимульного материала – всё это препятствует применению конкретно этой методики на практике в работе логопеда.

А. В. Джафарова

«Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» [6].

-Пиктограммы

-Дошкольники с ОНР.

1) дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов.

2) образование глаголов с наиболее продуктивными приставками и образование глаголов пространственного значения.

3) образование глаголов пространственного значения с приставками с-, у, под-, от-, за-, под, пере-, до-.

Работу по данным этапам предлагается осуществлять в соответствии с календарно-тематическим планом.

В качестве метода по формированию навыка словообразования глаголов автор предлагает использовать пиктограммы, что обеспечит переход от конкретного к абстрактному.

Достоинства: в методике представлен речевой материал и пиктографическое кодирование наиболее употребительных глаголов, а также пиктографическое кодирование приставок.

Недостатки: игры и инструкции, которые необходимо давать детям в работе над формированием навыков словообразования глаголов, в методике не представлены.

Завершая анализ авторских методик, можно сделать следующий вывод – в рассмотренных, в рамках данного исследования, методик авторы проводят работу по формированию в примерно одинаковой последовательности, при этом немного варьируя названия отдельных этапов и используя при этом разные методы. Многие авторы разрабатывают собственные методики по формированию навыков словообразования глаголов и, что самое главное, успешно апробируют их в коррекционной логопедической работе с дошкольниками с ОНР.

Подводя итог, можно отметить следующее, в онтогенезе навыки словообразования глаголов у дошкольников начинают формироваться в достаточно раннем возрасте, однако, стоит учитывать, что детям с общим недоразвитием речи становление этого навыка без коррекционного обучения даётся с трудом, в силу особенностей их развития, поэтому важно проводить работу по формированию данного навыка у дошкольников, используя при этом, различные методики, которые уже были успешно апробированы.

Список литературы

1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку [Текст] : [Сборник статей] / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Науч.-метод. центр рус. яз. Сектор психологии и методики обучения. - Москва : [б. и.], 1970. - 164 с.

2. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М: Логос, 2002. - 528с. (1-_; 2- 298-299)

3. Волынец Т. Н. Современный русский язык. Способы словообразования. - Минск: 2003. - 32 с.

4. Гвоздев А.Н. «Вопросы к изучению детской речи», М,2009г,455стр.

5. Гвоздев А.Н. «От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений.». Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2002г. - 323 с.

6. Джафарова, А. В. Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. В. Джафарова, Л. В. Калашникова, Е. Е. Шепелева // Инновационная наука. – 2021. – № 11-2. – С. 91-93. – EDN HUXZFI.

7. Кандалова, А. А. Формирование навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи с применением метода сказкотерапии / А. А. Кандалова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 60-летию начала подготовки дефектологов на Урале, Екатеринбург, 21–22 апреля 2022 года / Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург: [б.и.], 2022. – С. 255-261. – EDN QLZDKF.

8. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

9. Румянцева, Ю. Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности / Ю. Н. Румянцева // Globus. – 2019. – № 12(45). – С. 36-39. – EDN KBMFAM.

10. Туманова, Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 1997. - 175 с.

11. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

12. Чигина, Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словообразовательных отношений глагола посредством дидактических игр и упражнений // г. Нижний Новгород.

13. Цветикова Ю. О., Градова Г. Н. К постановке проблемы изучения навыков словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033859

14. Шультайс, А.В. Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи// Логопедический портал. Всероссийский образовательный сайт [Электронный ресурс].

Просмотров работы: 406