ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ В УСЛОВИЯХ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Маркова А.В. 1, Пыжова Е.А. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Культура является многогранной и необходимой частью становления человека, которая меняется, расширяется, поэтому ее изучением занимаются по настоящий момент. В исследованиях под культурой принято понимать исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественно жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей [12]. Благодаря общей культуре человек овладевает знаниями, умениями и навыками, которые позволяют выстраивать общение с людьми, заниматься любимым делом, изучать окружающий мир и учится создавать благоприятные условия для жизни. Одной из разновидностей общей культуры личности является культура общения, выстраивание отношений с окружающими людьми [12]. Общение – важный фактор жизни каждого человека, поскольку ежедневно нас окружают люди: семья, друзья, незнакомцы и с каждым необходимо выстраивать определенные модели взаимодействия [10]. Но для некоторых выстраивание общения может вызывать трудности в силу индивидуальных особенностей, в частности подростки, жизнь большинства из которых сконцентрирована на виртуальной жизни, телефонах.

Под культурой взаимоотношений девушек и юношей понимается непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим [12]. Изучением влияния культуры взаимоотношений девушек и юношей занимались такие исследователи как О. А. Воронина, Е. А. Здравомыслова, И. С. Клецина [4, 8, 10]. В своих работах они раскрывали особенности данного вида культуры, специфику поведения женщин и мужчин, а также обосновали происхождение и специфику данной культуры. Как показал анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам взаимоотношений подростков, ведущими темами являются ­сексуально-физиологические и медицинские аспекты полового воспитания (П. П. Блонский, Д. И. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, А. Г. Хрипкова); анализ совместного и раздельного обучения полов (В.Д. Еремеева, A.B. Мудрик, H.A. Тупицына и др.); учет поло-возрастных (гендерных) различий в образовании (Г. М. Бреслав, И. С. Кон, В. А. Сухомлинский, Б. И. Хасан и др.). Однако эти работы редко затрагивают проблему гармонизации взаимоотношений воспитанников разного пола.

Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одними из основных приоритетов работы с детьми является создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, а также формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности [14]. Исходя из этого сделан вывод о важности и влиянии окружающего мира на становление подрастающего поколения.

В настоящий момент существует большое количество образовательных организаций, организаций дополнительного образования, а также развлекательных центров, где дети всех возрастов имеют возможность вступать во взаимодействие с окружающими, заводить новые знакомства. Но, вызвала интерес у возможность вступать во взаимодействие детей в условиях детского оздоровительного лагеря, где главное отличие заключается в наличие и развитии временного детского коллектива. Согласно А.Н. Лутошкину, временный детский коллектив представляет собой группу детей, объединенную на непродолжительное время для организации их жизнедеятельности в детском лагере [9]. Воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря имеет много возможностей для реализации благоприятного гендерного самочувствия ребенка. Совместная деятельность девушек и юношей, их постоянные контакты в условиях досуговой атмосферы, выгодно отличающейся от стиля учебного процесса, способствуют уменьшению напряженности, тревожности по отношению к сверстникам противоположного пола [8].

Анализ теоретико-методологических подходов к изучению проблемы позволил выявить ряд противоречий, отражающих проблемы несоответствия формирования культуры взаимоотношений девушек и юношей, возможностей модели организации воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря [12]. Исходя из этого, мы поставили перед собой исследовательскую задачу: изучить особенности культуры взаимоотношений девушек и юношей в условиях временного детского коллектива.

Проанализиров понятия «взаимоотношение», «культура взаимоотношений» и определили, что положительное взаимодействие девушек и юношей складывается из нескольких компонентов: качества, чувства, идентичность, отношение, ценности, гендерные стереотипы [3]. Исходя из этого, опираясь на научные работы С. С. Бем, В. А. Горбатюк, Л. Н. Ожиговой и обращаясь к особенностям девушек и юношей были определены три уровня сформированности культуры взаимоотношений [1, 3, 11]:

  • низкий уровень – данный уровень характеризуется несоответствием психологического и биологического пола, следованием гендерным стереотипам и отрицание не соответствующих полу стереотипов, четким следованием ролевому поведению в соответствии со стереотипами маскулинности-фемининности. Девушки и юноши, находящиеся на низком уровне определяют среди ценностей следующие: личность, неравенство, пренебрежение, игнорирование, одиночество. Данный уровень определяется сформированностью гендерных стереотипов, соответствующих полу, например, женские: заботливость, зависимость, эмоциональность, слабость, заниженная самооценка; мужские: доминантность, активность, лидерство, честолюбие, рациональность, брутальность. Качества, которые характерны для девушек и юношей неуверенность, брезгливость, зависть, пренебрежительность, ревность, угрюмость, апатия, агрессивность. В отношениях наблюдается агрессивность к противоположному полу, вступают во взаимодействие при необходимости, нередки конфликтные ситуации, а также присутствует навешивание оскорбительных ярлыков. Для представителей низкого уровня характерна позиция, при которое имеется строгое следование гендерным стереотипам о предназначении женщин и мужчин, однополярность взглядов, а также патриархальный уклад общества;

  • средний уровень – определяется приверженностью психологического пола биологическому, следованием гендерным стереотипам, согласно полу, для девушек и юношей приоритетным является поведение в соответствии со стереотипами маскулинности-фемининности. Среди ценностей, которые выделяют на среднем уровне определены человек, личность, самосознание, семья, общение, пренебрежение. Для данной группы характерно принятие мужских и женских стереотипов, но преобладающее влияние имеют стереотипы, соответствующие полу: зависимость, заботливость, эмоциональность, слабость, заниженная самооценка, доминантность, активность, лидерство, честолюбие, рациональность. Качества и чувства, которые проявляются: сопереживание, раздражение, оскорбление, скука, пассивность, депрессия, додумывание. В отношениях наблюдается безразличное/ предвзятое отношение к противоположному полу, непонимание эмоций и их проявление, скрытое неприязненное отношение к противоположному полу, а также происходят конфликтные ситуации. Для среднего уровня характерно понимание значимости разнообразия взглядов в обществе, подверженность следованию гендерным стереотипам, девушки и юноши проявляют нейтральное отношение к противоположному полу и отступление от патриархального уклада общества;

  • высокий уровень – определяется соответствием психологического и биологического пола, следованием стереотипов мужчин и женщин, принятием ролевого поведения в соответствии со стереотипами маскулинности-фемининности. Ценности, которые характерны для девушек и юношей: человек, личность, семья, добро, дружба, самосознание, равенство, справедливость, общение, взаимопонимание, честность, искренность. На данном уровне демонстрируется сформированность стереотипов о женском и мужском предназначении, проявлении: зависимость, заботливость, тревожность, эмоциональность, слабость, заниженная самооценка, доминантность, активность, лидерство, честолюбие, рациональность и т. д. Качества и чувства, которые наблюдаются на высоком уровне: достоинство, доверие, интерес, миролюбивость, оптимизм, уверенность, любовь, нежность, сочувствие. В отношении отмечается конструктивное взаимодействие, способность выделять достоинства собеседника, понимание индивидуальных ценностей человека, активное взаимодействие во всех сферах жизни, помощь и поддержка лиц, подверженных интолерантному отношению и стремление избежать конфликтных ситуаций. Позиция представителей высокого уровня определяется принятием многообразия взглядов в обществе, независимостью от влияния гендерных стереотипов, уважительным отношением к противоположному полу, а также сформирована идея поло-ролевого равенства в обществе.

Подростковый возраст не имеет определенных возрастных границ, поскольку исследователи в работах раскрывают свои возрастные рамки, но мы определили, что в исследовании будем изучать особенности взаимоотношений девушек и юношей 12-14 лет, потому что считаются перешедшими из детства в подростковый период, где происходят новообразования возраста и изменение взглядов, приоритетов, а также девушки и юноши 15-16 лет, поскольку они уже имеют опыт взаимодействия со сверстниками, а также обладают определенными качествами, умениями. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение мы реализовали экспериментальную работу в обеих возрастных группах детского оздоровительного лагеря. Группу 12-14 лет (33 человека) условно назвали группой «А», группу 15-16 лет (34 человека) – группой «Б». Основными методами диагностики являются анкетирование и опрос. Полученные ответы были проанализированы в соответствии с баллами, которые представлены в методиках С.С. Бем, В.А. Горбатюк, Л.Н. Ожиговой, что позволило провести количественный и качественный анализ, результаты представлены в таблицах 1 – 5.

Таблица 1

Уровни соответствия/ несоответствия девушек и юношей гендерным стереотипам. Опросник Л.Н. Ожиговой «Я – мальчик/ девочка»

Группа

Уровни сформированности, в %

девушки

юноши

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Группа «А»

0

58,8

41,2

6,3

31,3

62,4

Группа «Б»

0

41,2

58,8

0

47,1

52,9

Обращаясь к результатам девушек, отмечаем, что сформированность представлений о гендерных стереотипах находится на среднем и высоком уровне, ни одна девушка не продемонстрировала низкий уровень. Ответы девушек группы «А» и группы «Б» показали, что они обладают представлениями о гендерных стереотипах. На вопрос «Я девочка, потому что…» 64,6 % девушек группы «А» и 76,5 % девушек группы «Б» ответили, что они так родились, 11,8 % группы «А» и 17,6 % группы «Б» считают, что они являются девушками, потому что у них длинные волосы. Вопрос «Я девочка и хочу…» показал, что 70,6 % девушек группы «А» отдают предпочтение материальным желаниям, а в группе «Б» 23,5 %. Среди девушек группы «А» 17,6 % хотят внимания, заботы, любви, а такой же ответ дали 41,2 % девушек группы «Б», 5,9 % группы «А» думают о своем внешнем виде, в группе «Б» таких 23,5 %.

Анализируя ответы юношей обеих групп, определили, что у юношей группы «А» сформированность представлений о гендерных стереотипах находится на низком, среднем и высоком уровнях. Юноши группы «Б» продемонстрировали сформированность представлений о гендерных стереотипах на среднем и высоком уровне.

Первый вопрос «Я мальчик, потому что…», позволил определить, что 37,5 % юношей группы «А» ответили, что они такими родились, в группе «Б» такой же ответ дали 58,8 %. 18,7 % группы «А» и 23,5 % группы «Б» считают, что причина в том, что они сильные и смелые люди, защитники. 30,3 % опрошенных юношей обеих групп не смогли ответить на данный вопрос.

На вопрос «Я мальчик и не терплю…» мы получили ответы, которые встречались как у опрошенных группы «А», так и у юношей группы «Б», например, 56,3 % подростков группы «А» ответили, что они не терпят издевательств, оскорблений, агрессии, применения силы, в то время как такой же ответ дали 47,1 % юношей группы «Б». 6,3 % юношей группы «А» не терпят особого внимания. Обращаясь к ответам группы «Б» было выявлено, что 11,8 % юношей не терпят, когда обижают слабых, 17,6 % не терпят лжи, 11,8 % не любят, когда за них все решают, а 23,6 % обеих групп не дали ответа.

Исходя из полученных ответов, заключаем, что большинство из них носит нейтральный характер, т. е. ответы могут быть отнесены как к юношам, так и к девушкам. Помимо этого, есть примеры, которые свидетельствуют о соответствии гендерным стереотипам, а также не соответствующие стереотипам. Следовательно, полученные ответы позволили сделать вывод, что не все вопросы были понятны как девушкам, так и юношам, что показали ответы на вопросы. Некоторые из опрошенных показали несерьезное отношение к диагностическим мероприятиям, что не позволило в полной мере оценить сформированность у подростков обеих групп представлений о гендерных стереотипах, а также их соответствие или не соответствие гендерным стереотипам.

Таблица 2

Определение полоролевого типа девушек и юношей. Опросник С. С. Бем

Группа

Полоролевой тип личности, в %

Девушки

Юноши

фемининность

маскулинность

андрогинность

фемининность

маскулинность

андрогинность

Группа «А»

35,3

23,5

41,2

12,5

56,25

31,25

Группа «Б»

17,6

5,9

76,5

5,9

23,5

70,6

Девушки группы «А» и группы «Б», обладающие фемининным типом личности считают себя уступчивыми, жизнерадостными. Они сопереживают окружающим, проявляют заботу, но также сами любят, когда проявляют внимание по отношению к ним, делают комплименты, замечают их успехи, они доверяют окружающим, но могут и выразить недовольство. Девушки группы «Б» отметили в себе чувство сострадания к окружающему, их характер мягкий, но иногда они могут и постоять за себя. Иной полоролевой тип – маскулинный. Несмотря на то, что данный тип и его характеристики присущи мужскому полу среди девушек обеих групп встретились представители, чьи ответы показали их сильный характер. Девушки уверены в себе, они ценят свои взгляды, мнение и уверены в их правильности, но при этом действуют в соответствии с чувствами и мнением окружающих. 11,8 % из девушек готовы проявить свои лидерские качества, остальные же готовы идти за лидером, работать они любят больше индивидуально нежели в команде.

Большинство опрошенных девушек дали ответы, которые продемонстрировали, что у них присутствуют черты как женские, так и мужские. Среди ответов, которые мы получили от девушек группы «А» и группы «Б», были следующие: они обладают лидерскими качествами и могут вести за собой, защищать свою точку зрения, но при этом застенчивы и любят работать индивидуально. Если они выбрали для себя определенный путь или действие, то они доводят до конца и стараются получить высший результат. Некоторые называют себя очень ревнивыми, поскольку даже своих друзей не хотят делить с окружающими.

Полученные ответы юношей группы «А» позволили выявить наличие всех трех полоролевых типов. Обратимся к фемининному типу, поскольку у 12,5 % был выявлен данный тип. Юноши группы «А» отмечают у себя такие характеристики как застенчивость, умение уступать другим, также они считают себя самодостаточными людьми, которые способны приспосабливаться к любому коллективу. Они выделяют у себя желание быть лидером, но испытывают страх, если необходимо взаимодействовать с большой группой и управлять ей. Ответы, которые мы получили от группы «Б» показали, что у них жизнерадостный взгляд на жизнь, но иногда они могут быть огорчены какими-то событиями, помимо этого они способны оказать поддержку окружающим людям, считают себя мягкими по характеру в отношении некоторых моментов деятельности и в отношении людей.

Большое количество опрошенных группы «А» продемонстрировали свою маскулинность, например, юноши отметили свою прямолинейность, способность отстоять свою точку зрения. Большинство отметили, если они включаются в какую-либо деятельность, то верят в себя и доводят до результата, иногда даже возникает соревновательный дух. Юноши группы «Б» принимают на себя роль лидера, они способны совместными усилиями со своими партнерами добиваться поставленных целей, также им нравится, если это отмечают руководители и дают положительный отзыв. Обратимся к анализу ответов, согласно которым у юношей был выявлен андрогенный тип. Как показали результаты группы «А» юноши считают себя ранимыми, чувствительными, но стараются скрывать свои эмоции, потому что не хотят, чтобы это кто-нибудь увидел. Юношам нравится, когда их работу, внешний вид хвалят и проявляют интерес к деталям. Обращаясь к результатам группы «Б», большинство ответили, что считают себя мужественными и им это нравится, проявляют активный интерес к разным видам спорта. Юноши группы «Б» считают себя привлекательными, но застенчивыми, им нравится внимание девушек, но они не всегда могут ответить взаимностью или сказать прямо.

Полученные в диагностике ответы показали, что у подростков сформированы три полоролевых типа: фемининны, маскулинный и андрогенный. Несмотря на то что привычным является сформированность двух типов согласно биологическому полу – феминность и маскулинность, андрогинность позволяет активнее приспосабливаться к социальному миру, поскольку позволяет использовать и мужские, и женские черты характера, когда это необходимо. Проанализировав ответы девушек и юношей обеих групп, мы пришли к выводу, насколько разнообразны подростки, их взгляды, что позволяет продумывать дальнейшую деятельность, опираясь на индивидуальность каждого. Таким образом, для положительного взаимодействия сверстников необходимо уметь слышать окружающих, учитывать интересы, проявлять доброжелательное отношение, поэтому мы сделали вывод, что необходимо уделять внимание аспектам, которые не у всех участников эксперимента сформированы.

Таблица 3

Уровни сформированности гендерной толерантности у девушек. Анкета «Гендерная толерантность» В. А. Горбатюк

Группа

Уровни, в %

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

Группа «А»

0

0

47,1

52,9

0

0

Группа «Б»

0

0

17,6

29,4

53

0

Обратимся к результатам девушек группы «А» и группы «Б», согласно которым у них выявлены скрытая гендерная интолерантность. Наличие скрытой гендерной толерантности выявлено в обеих группах. Девушки считают, что женщины и мужчины могут быть одинаково сильными и слабыми, также они уверены, что достаток и благосостояние семьи зависит от мужчины, а также сформирован патриархальный взгляд на уклад семьи. Помимо этого, девушки не поддерживают идею того, чтобы им делали замечания или давали советы представители мужского пола, также им неприятны молодые люди, которые проявляют свои эмоции, делятся чувствами, проблемами.

Следующий тип гендерной толерантности, который мы выявили у девушек обеих групп – пассивная гендерная толерантность. Обратимся к ответам группы «А», согласно которым девушки понимают, что мужчины могут проявлять интерес к видам деятельности, которые присущи женскому полу, также, как и девушки занимаются мужскими видами деятельности. Это объясняется сформированностью у них гендерных стереотипов о предназначении мужчин и женщин. Ответы девушек группы «Б» показали, что они выстраивают взаимодействие со противоположным полом ровно также, как и с девушками. Девушки группы «Б» отмечают у себя, что иногда становятся инициаторами конфликта с окружающими, если собеседник ставит свои интересы и мысли превыше их. Большинство девушек придерживаются в выборе вида деятельности гендерных стереотипов, например хобби их связано с вышивкой, бисероплетением, некоторые увлекается автомобилями, их устройством.

Пятый тип – осознанная гендерная толерантность был выявлен только у девушек группы «Б» и обладают своими характеристиками. Девушки принимают, что каждый человек, независимо от пола, способен выбирать занятие по интересам, род деятельности, который нравится, а не действовать стереотипами, которые сформировались в обществе. Девушки ценностно относятся к окружающим людям, стараются узнать о людях, с которыми они только познакомились, расположить к себе.

Обратимся к результатам, которые продемонстрировали юноши группы «А» и группы «Б».

Таблица 4

Уровни сформированности гендерной толерантности у юношей. Анкета «Гендерная толерантность» В. А. Горбатюк

Группа

Уровни, в %

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

Группа «А»

0

0

68,7

31,3

0

0

Группа «Б»

0

0

11,8

52,9

35,3

0

Результаты юношей группы «А» показали, что сформированность гендерной толерантности находится на третьем и четвертом уровне. Обратимся к обеим группам, у юношей которых сформирована скрытая гендерная интолерантность. В ответах юноши продемонстрировали приверженность гендерным стереотипам и традиционные взгляды на уклад общества, т. е. мужчина главный, но они не исключают, что девушки также могут выполнять главенствующую роль. Молодые люди ответили, что такие проявления как напористость, требовательность, упрямство не вызывают у них дискомфорта. По ответам группы «А» и группы «Б» отмечается, что юноши считают себя выше девушек, лучше и могут выполнять какую-либо деятельность эффективнее.

Перейдем к анализу ответов, которые позволили определить пассивную гендерную толерантность. Юноши группы «А» понимают, что современный мир позволяет девушкам принимать на себя мужской род деятельности. Ответы группы «Б» позволили определить, что девушки могут заниматься мужскими делами, которые приняты в традиционном обществе, но не все виды им будут доступны и понятны. Юноши отмечают, что такие изменения в укладе общества не только позволят девушкам открыть что-то для себя, но и повлияют на взаимодействие с противоположным полом, поскольку найдутся общие темы для разговоров. Молодые люди проявляют интерес к общению с противоположным полом, стараются найти общие увлечения, интересы. Также некоторые из опрошенных считают, что в отношениях необходимо не придерживаться патриархального уклада, а учитывать интересы двух участников отношений, т. е. развиваться в сотрудничестве.

Как в ситуации у девушек, так и среди юношей только представители группы «Б» продемонстрировали сформированность пятого типа – осознанной гендерной толерантности. Юноши объяснили свои взгляды на мир, рассказали о том, как важно проявлять доброжелательное, ценностное отношение к окружающим людям как мужского пола, так и женского. Юноши не любят вступать в конфликты и стараются их избегать, а также помогают другим решать возникшие проблемы спокойно, не переходя границы.

Исходя из полученных ответов выявлено, что сформированность гендерной толерантности у юношей и девушек находится на третьем, четвертом и пятом уровнях, ни один подросток группы «А» и группы «Б» не обладает первым, вторым и шестым уровнем гендерной толерантности. Подростки продемонстрировали свое отношение к противоположному полу, гендерным стереотипам, объяснили каких взглядов придерживаются и что вызывает интерес.

Таким образом, целью диагностического исследования являлось выявление уровней сформированности культуры взаимоотношений у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. У большинства подростков обнаружен низкий уровень сформированности обозначенной культуры. Считаем, что необходима специально организованная и целенаправленная работа по формированию культуры взаимоотношений у девушек и юношей в условиях временного детского коллектива.

Список литературы:

  1. Бем, Сандра Липсиц. Линзы гендера [Текст]. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. [монография] / Сандра Липсиц Бем; [пер. с англ. Д. Викторовой]. – Москва: РОССПЭН, 2004. – 331 с.

  2. Берн, Шон. Гендерная психология [Текст] / Шон Берн. – 2-е изд., междунар. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 318 с.

  3. Беспанская-Павленко, Е. Д. Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности [Текст] / Е. Д. Беспанская-Павленко. – Минск: БГУ, 2013. – 86 с.

  4. Выготский, Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка: [Текст]/ Л. С.  Выготский. – Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 221 с.

  5. Газман, О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы [Текст] / О. С. Газман; Науч.-практ. об-ние "Школа самоопределения". – М.: МИРОС, 2002. – 294 c.

  6. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: В 3-х т. / В. А. Сухомлинский. – Душанбе: Маориф, 1982. – 622 с.

  7. Карушева, А. В. Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей [Электронный ресурс] / А. В. Карушева // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 1004–1006. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/107/25648/ (дата обращения: 16.10.2023)

  8. Клецина, И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии [Текст] / И. С. Клецина // Вопросы психологии, 2003. – № 1. – С. 61– 77.

  9. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой: старшеклассникам об основах организатор. работы [Текст] / А. Н. Лутошкин; под ред. Б. З. Вульфова. – М.: Просвещение, 1986. – 206 с.

  10. Мудрик, А. В. Общение школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва: Знание, 1987. – 76 с.

  11. Ожигова, Л. Н. Психология гендерной идентичности личности [Текст] / Л. Н. Ожигова; Кубанский гос. ун-т. – Краснодар: Участок типографии, 2006. – 290 с. 

  12. Резниченко, Е. С. Теоретические основы воспитания культуры взаимоотношений подростков [Текст]/ Е. С. Резниченко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1 – С. 160–162. – Электрон. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-vospitaniya-kultury-vzaimootnosheniy-podrostkov/viewer (дата обращения: 29.10.2023)

  13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва , 2009. – 705 с.

  14. Российская Федерация. Стратегия развития, воспитания в Российской Федерации [электронный ресурс]: [утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015, № 996-р]. Режим доступа: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 15.10.2023)

  15. Урусова, Л. Х. Гендерная толерантность в современном обществе [Электронный ресурс]/ Л. Х. Урусова // Вестник кемеровского государственного университета. – 2014. – № 8 – С. 122–124. –Электрон. журн. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-tolerantnost-v-sovremennom-obschestve/viewer (дата обращения: 16.10.2023)

Просмотров работы: 27