Одной из особенностей современного мира является его переменчивость, нестабильность. В связи с этим современному человеку все чаще приходится проявлять самостоятельность в различных сферах своей деятельности - в образовании, в работе, в семейной жизни. Период дошкольного возраста является первоначальным звеном в развитии ребенка, а также одним из главных этапов формирования навыков самостоятельности. Ребенок при переходе из стадии «дошкольник» в стадию «школьник» сталкивается со сложностями – необходимо стать самостоятельным в короткий срок. Но формирование самостоятельности это длительный и сложный процесс. Внезапно стать самостоятельным невозможно. Самостоятельность не является врожденной чертой, она формируется по мере взросления ребёнка.
Развитие самостоятельности востребовано среди родителей, но при этом достаточно высока степень родительского контроля за деятельностью ребенка на всей протяжении всего периода детства. При этом наблюдается тенденция, что у родителей появляется стремление не столько научить ребенка самостоятельности, а сколько усилить контроль за его действиями. Это обусловлено родительским беспокойством и необходимостью обеспечения безопасности. Дефицит практики самостоятельного принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от действий и решений взрослого.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, поскольку она всегда находится в рамках принятых в обществе норм. Под самостоятельным действием понимается осмысленное и социально приемлемое действие, а не любое совершенное в одиночку. Самостоятельность не подразумевает полного отсутствия контроля. При предоставлении ребенку самостоятельности важно правильно определить границы ее проявления. По мере взросления происходит расширение этих границ (норм, правил, условий), в основе которых учитываются не только безопасность, но и нравственность и семейные традиции. По мнению Филоненко Е.Н. существует значительная разница между тем, что может сделать ребенок в соответствии со своим уровнем развития и что он делает в рамках культуры нашего общества. Возможности детей во много раз выше того, что от них требует современная культура, просто отсутствуют условия для развития некоторых способностей.
Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В соответствии с п.1.6. стандарт направлен на решение нескольких задач, одной из которых является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности [1].
Вопросы самостоятельности в дошкольном возрасте рассматривалась целым рядом исследователей, такими как Д.Б. Эльконин, Выготский Л. С., Ш.С. Шойимова, Е.Е. Кравцова, Е. П. Гуролева, Атарова А. Н., Петров А.В., Кузнецова Н. В. и др. В психологической литературе, самостоятельность рассматривается, как волевая черта личности. Другой точки зрения придерживается Монтессори М., которая определяла самостоятельность как биологическое качество человека. Исследователь Атарова А. Н. считает ее интегративной характеристикой личности. К примеру, Люблинская А.А. придерживалась мнения, что «самостоятельность формируется с самого раннего детства на базе простейших навыков и привычек, которые укрепляются».
С точки зрения А.В. Петрова структуру самостоятельности образуют несколько компонентов: независимость (способность самому, без участия взрослого принимать решения), ответственность (готовность отвечать за последствия своих поступков), убеждение в реальной социальной возможности и моральной правильности такого поведения [2]. По мнению Е.И. Федак самостоятельность представляет собой качество личности, которое проявляется в умении ставить цель, умении достигать цели собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности [3]. В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» в рамках программы стратегического экономического лидерства «Приоритет-2030» под самостоятельностью понимается способность принимать решения и эффективно действовать в различных контекстах и сферах общественной и личной жизни в ситуации отсутствия прямого, зачастую достаточно жесткого принуждения и контроля со стороны внешних по отношению к человеку сил [4].
На основе анализа исследований, проведенных разными авторами, под самостоятельностью у детей дошкольного возраста будем понимать качество личности, для которого характерны способность принимать решения, эффективно действовать в различных сферах деятельности, осуществлять самоконтроль, преодолевать посильные препятствия без обращения за помощью к взрослым, проявляя настойчивость и целеустремленность при отсутствии принуждения со стороны внешних сил.
Исследования по формированию самостоятельности дошкольников проводились в различных видах деятельности: в трудовой деятельности (Порембская Л.А.), бытовой, познавательной, коммуникативной, творческой деятельности (Шойимова Ш.С.), учебной деятельности (Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А.). По мнению Амонашвили Ш.А. «дети могут научиться самостоятельности в сотрудничестве и в совместной деятельности». По мнению Шойимовой Ш.С. «высшей формой самостоятельности детей является творчество». По результатам исследований, проведенным Порембской Л.А., Виноградовой Н.Ф., Рыдзе О.А, у детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточно сформированный уровень самостоятельности, который проявляется не только в учебной, но и в бытовой и досуговой деятельности.
При изучении формирования самостоятельности Порембская Л. А. в процессе бытового труда выделила следующий ряд особенностей, характерных для детей дошкольного возраста: дети, только поступившие в детский сад, обладают разным уровнем развития самостоятельности, который находится в прямой зависимости от объема умений, которыми владеет ребенок. В ходе обучения и по мере овладения умениями, требующимися для бытового труда, тенденция к самостоятельному выполнению трудовых задач возрастала. Самостоятельное выполнение первого даже самого простого поручения играло роль пробы сил, вселяло в ребенка уверенность, что имеет большое значение для дальнейшего развития самостоятельности.
На протяжении дошкольного возраста самостоятельность развивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества. Развитие самостоятельности происходит в тесном взаимодействии с развитием активности и инициативности. Действительно, в дошкольном возрасте детям интересен больше не результат, а процесс. Данный факт обусловлен особенностью психики этого возраста. Дошкольник не в силах долго методично выполнять действие строго по предложенному алгоритму.
При изучении формирования самостоятельности в учебной деятельности Виноградова Н.Ф. отмечает, что бытовая и учебная самостоятельность понятия взаимосвязанные. Для того, чтобы школьники успешно овладели учебной самостоятельностью необходимо уже в старшей и подготовительной группах организовывать работу по формированию навыков самостоятельности.
Итак, исследования доказывают, что формирование самостоятельности во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи, поскольку благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать возникающие сложности. Самостоятельность поэтапно развивается весь период дошкольного детства.
Для изучения уровня самостоятельности детей старшего дошкольного возраста была сформирована выборка респондентов для участия в формирующем этапе, в состав которой вошли 16 детей и их родители. Исследование проводилось среди воспитанников старшей группы, обучающихся в условиях детского сада комбинированного вида. При этом был использован комплекс взаимодополняющих диагностических методов: беседа, наблюдения за деятельностью детей, анкетирование родителей. Беседа проводилась на основании методики «неоконченное предложение», наблюдение проводилось с использованием методик «Нерешаемая задача» (Александрова Н.И., Шульга Т.И.), карта проявлений самостоятельности (А.М. Щетинина). В процессе исследования были выбраны критерии самостоятельности, определялся уровень самостоятельности у респондентов и фиксировался исходный уровень самостоятельности.
В результате проведенного исследования самостоятельности у детей дошкольного возраста по методикам установлено, что самостоятельность развита на высоком уровне у 13% детей, на среднем уровне – у 50% детей, на низком уровне – 37 % детей. Низкий уровень самостоятельности как правило проявлялся в том, что детям было сложно найти себе занятие (сложно было выбрать деятельность), не стремились выполнять задание самостоятельно, а сразу обращались за помощью, при появлении трудностей теряли интерес или вели себя пассивно. Средний уровень самостоятельности характеризовался, что у детей способность к выполнению действия не обращаясь за помощью к взрослому, выбору деятельности, сформированы неустойчиво. Самоконтроль и настойчивость присутствует, но их проявления ослабляются в случае возникновения сложностей. Для высокого уровня самостоятельности характерна способность самостоятельно выбирать деятельность, организовывать ее и выполнять действия без помощи взрослого, самоконтроль и настойчивость сформированы устойчиво, не ослабляются в случае возникновения сложностей.
Для сопоставления данных, выполненных по вышеуказанным методикам было проведено анкетирование родителей об уровне самостоятельности своего ребенка на основе анкеты, разработанной Рягузовой О. Н. «Насколько ваш ребенок самостоятелен?». Результаты проведенного анкетирования родителей об уровне самостоятельности их детей показали, что по мнению родителей у детей преобладает средний уровень самостоятельности. Следовательно, результаты анкетирования родителей не противоречат результатам оценки уровня самостоятельности по вышеперечисленным методикам.
По результатам проведенного наблюдения заключаем, что большая часть детей в группе действуют самостоятельно, но эта характеристика является неустойчиво сформированной. В случае необходимости выполнения нестандартной задачи или если появления затруднений, уровень самостоятельности снижался. Данные результаты свидетельствует о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня самостоятельности у детей дошкольного возраста. На основе анализа научной литературы и результатов, полученных в ходе констатирующего этапа, будет разработан цикл обучающих занятий, направленный на формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий.
Список литературы
1 Российская Федерация. Приказ Минобрнауки России. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ от 17.10.2013 №1155 (действ. ред. 2023) – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/, доступ СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 10.03.23). – Загл. с экрана.
2 Петров А.В. Личность и самостоятельность // МНКО. 2016. №3 (58). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-i-samostoyatelnost (дата обращения: 10.01.24). – Загл. с экрана.
3 Федак, Е. И. Анализ проблемы самостоятельности личности в истории педагогической мысли / Е. И. Федак, А. В. Деникин, И. В. Юдин // Таврический научный обозреватель. – 2015. – № 4-2. – С. 71-75. – EDN VCXOBX.
4 Программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» — URL: https://www.hse.ru/priority2030 (дата обращения: 10.01.24). – Загл. с экрана.