ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ермолина М.В. 1, Ляпина И.С. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Теоретический анализ литературы позволяет отметить достаточную представленность диагностических методик, направленных на изучение познавательного развития у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне дошкольного и начального общего образования. При этом недостаточно и фрагментарно представлены научно-методические разработки по проведению диагностики познавательного развития у обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.

В последнее время в системе специального и инклюзивного образования возрастает интерес к подросткам с ЗПР, т.к. у значительной части детей данной группы задержки в психическом развитии трудно поддаются коррекции и компенсации на начальных этапах обучения. При этом дети с ЗПР получают помощь в дошкольных образовательных организациях, в начальной школе, но задержка носит стойкий, необратимый характер и парциальная недостаточность психической деятельности сохраняется у них и в 5-9 классах.

Стоит отметить, что на уровне основного общего образования существенно возрастают требования к учебной деятельности обучающихся, в то время, как у обучающихся 5-9 классов с ЗПР сохраняется недостаточная целенаправленность деятельности, трудности сосредоточения и удержания алгоритма выполняемых учебных действий, неумение организовать свое рабочее время, отсутствие инициативы к поиску различных вариантов решения. Это приводит к возрастанию трудностей при самостоятельной организации учебной работы, стремлению избежать умственной нагрузки и волевого усилия, склонности к подмене поиска решения формальным действием.

Особенности освоение учебного материала связаны у школьников с ЗПР с неравномерной обучаемостью, замедленностью восприятия и переработки учебной информации, непрочностью представлений при запоминании материала, неточностью и ошибками воспроизведения.

В подростков возрасте у детей с ЗПР преобладающими в структуре нарушений становятся не только парциальная недостаточность познавательной деятельности, но и эмоционально-волевые расстройства, такие как недостаточность саморегуляции поведения и деятельности, особенности личного самоопределения, психический инфантилизм, недостаточность волевых процессов, несформированность коммуникативных навыков и т.д. (Бабкина Н.В., Пономарева Л.М.).

Таким образом, возникает потребность в выявлении и описании особенностей познавательного развития учащихся основного общего образования с ЗПР, как возможной причины стойких трудностей в учебе подростков.

Для решения поставленной цели была разработана и реализована программа констатирующего исследования, состоящая из 4 блоков:

1 блок – направлен исследование познавательной сферы учащихся (тест ШТУР К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М .Борисова, В.Г.Зархин, В.Т. Козлова, Г.П.Логинова);

2 блок – направлен на исследование понимания невербальных стимулов в учебной деятельности (тест Мюнстернберга, тест Готшальдта);

3 блок – направлен на исследование обученности (анализ письменных работа по основным учебным дисциплинам);

4 блок – направлен на исследование обучаемости (наблюдение в процессе учебной деятельности, в процессе выполнения экспериментальных заданий блока 1 и 2).

Констатирующий эксперимент был проведен на базе МБОУ СШ № 26, в нем приняли участие 13 обучающихся 6-х классов с ЗПР.

Далее представим результаты выполнения экспериментальных заданий блока 1 и 2 программы констатирующего исследования.

Блок 1 направлен на исследование познавательной сфера учащихся посредством теста ШТУР, который включает в себя 6 субтестов:

  • субтест 1 и 2 – «осведомленность»,

  • субтест 3 – «аналогии»,

  • субтест 4 – «классификации»,

  • субтест 5 – «обобщение»,

  • субтест 6 – «числовые ряды».

За выполнение каждого субтеста испытуемые набирают баллы.

Максимально возможная сумма баллов за выполнения субтестов «осведомленность» – 20 баллов. По результатам исследования выявлено, что при выполнении субтеста 1 и 2 никто из обучающихся с ЗПР даже не приблизился к этим показателям, набрав 10 и менее баллов. 8 учащихся набрали менее 5 балов, что свидетельствует о низких результатах выполнения заданий на осведомленность. Осведомленность обучающихся с ЗПР направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.

При выполнении субтеста 3 «аналогии» испытуемые могли набрать максимальную сумму – 25 баллов. Из 13 обследованных подростков только один набрал 17 баллам, показав достаточный уровень сформированности мыслительных операций сравнение. Подавляющее большинство учащихся с ЗПР набирает менее половины баллов. Есть ученики, которые набирают всего лишь по 3-5 баллов. Преимущественно аналогии учащиеся устанавливали только по хорошо знакомому материалу, чаще всего тому, который в текущее время рассматривался на уроках. Задания, предполагающие использование знаний из смежных дисциплин, умение вспомнить, проанализировать ранее изученный материал или использовать знания вне школьной программы вызывали у всех учащихся с ЗПР затруднения. Это свидетельствует о том, что у учеников 6 классов с ЗПР существенные трудности связаны с умение анализировать и сравнивать понятия, выбирать рациональные способы для выполнения сравнения. Достаточный уровень владения мыслительной операцией сравнения учащиеся ЗПР показывают только при использовании конкретного хорошо знакомого учебного материала с большим объемом предварительной работы.

Также трудным для испытуемых оказались задания на изучения мыслительной операции классификация (субтест 4). Только один учащийся смог набрать половину из максимальной суммы баллов, все остальные испытуемые показали менее 8 баллов из 25 возможных, что свидетельствует о низких результатах выполнения заданий на классификацию. Наибольшие трудности у подростков с ЗПР при классификации вызывали задания на исключение лишнего понятия, т.к. эт сложный мыслительный процесс предполагающий одновременное умение анализировать понятие, сравнивать и обобщать.

В целом по результатам исследования видно, что наибольшие трудности у учащихся 6-х классов с ЗПР вызвали задания на обобщение (субтест 5) и установление причино-следственных связей, последовательности (субтетс 6).

Так при выполнении заданий субтеста 5 максимальная сумма баллов, которую дети могли набрать – 19, только один ученик приблизился к сумме в 7 баллов, все остальные ученики, не превысили рубеж 4 баллов, что составляет менее, чем 25% от выполненного задания. При выполнении заданий на обобщение дети допускали больше всего ошибок в заданиях, в которых необходимо назвать общим словом (родовым понятием) несколько однородных предметов.Такие же трудности вызвал и субтест 6, отражающий числовые ряды. Эта серия заданий ориентирована на развитие отдельных операций мышления, предшествующих формированию прогностических навыков.

Таким образом, результаты выполнения заданий блока 1 позволяют выделить следующие особенности познавательной сферы обучающихся 6-х классов с ЗПР:

  • у обучающихся с ЗПР преобладают очень низкий (69%) и низкий (23%) уровень развития познавательной деятельности;

  • наибольшие трудности у подростков с ЗПР отмечаются при выполнении мыслительных операций обобщение и классификации, которые являются значимым компонентом при решении учебных задач, понимания учебных текстов, инструкций;

  • легче всего дети справляются с заданиями, направленными на оценку осведомленность, т.к. по этому направлению идет систематическая работа в процессе овладения образовательной программой и реализации задач коррекционно-развивающей области. Также осведомленность предполагает, в том числе и механическое запоминание, которое у них более сохранно, чем остальные компоненты мыслительной деятельность.

Представим результаты 2 блока, который направлен на исследование понимания вербальных и невербальных стимулов. В учебной деятельности учащихся 5-9 классов преобладают письменные задания и тексты, поэтому важно понять испытывают ли дети с ЗПР трудности с восприятием именно невербальных стимулов.

Блок 2 – это тесты Мюнстерберга и тест Готшальдта, позволяющие оценить понимание невербальных стимулов в учебной деятельности. При выполнении теста Готшальда 3 детей набрали 2,5 баллов из максимальной суммы 3 балла, что свидетельствует об эффективности зрительного восприятия. Остальные 10 испытуемых показали результаты соответствующие 1,5 до 2 балов. При выполнении заданий они испытывали трудности выделения заданного элемента из фигуры, им требовалось больше времени для выполнения задания, испытуемые допускали ошибки при выделение деталей или обозначали не возможность узнать элемент в представленной фигуре.

Больше трудностей учащиеся 6-х классов испытали при выполнении теста Мюнстерберга, т.к. задание предполагало работы не с фигурами, а с буквами. Недостатки зрительного восприятия сочетались с трудностями при узнавании графем, на стимульном бланке теста, несформированностью зрительно-буквенного анализа и синтеза в достаточной форме. В результате только 3 испытуемых смогли справиться с половиной задания, получив от 10 до 13 баллов из 20 возможных; 8 учащихся с ЗПР набрали только 6-7 баллов, что соответствует низкому уровню при выполнении заданий. Они не могли узнать слово, не рационально исследовали стимульный бланк, быстро утомлялись, им трудно было применить интеллектуальные усилия при выполнения заданий.

При этом, обращает на себя внимание более успешное выполнение заданий блока 2 констатирующего эксперимента. Более высокие результаты обусловлены как парциальной сохранностью зрительного восприятия, так и значительной предварительной коррекционно-развивающей работой, направленной на развитие компенсацию задержек в сенсорно-перцептивной сферы детей с ЗПР.

Анализ результатов исследования по блоку 2 позволил выделить следующие особенности восприятия невербальных стимулов в учебной деятельности у обучающихся 6-х классов с ЗПР:

  • преобладает очень низкий и низкий уровень сформированности понимания невербальных стимулов, что определяет трудности в восприятии письменного учебного материла;

  • наибольшие трудности возникают при восприятии слов, что отражается на скорости и точности понимания, а также эффективности запоминания текстового материала;

  • лучше обучающиеся справляются с заданиями, направленными на восприятие фигур, что свидетельствует об относительной сформированности зрительного восприятия, которое у детей является более сохранным.

Список литературы

  1. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

  2. Диагностика личностных планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Д.Ф. Ильясов, А. А. Севрюкова, В.В. Кудинов, Е. А. Селиванова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2017. – 176 с

  3. Комплекс методик для исследования познавательной сферы подростков c трудностями в обучении / Авт. – сост. M.М.Лобаскова, С.А. Коротаева. Уч. - мет. пос. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 92 с.

Просмотров работы: 28