В старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинается активная подготовка к школе, в этот период он осваивает навыки звукового анализа и синтеза, несформированность которых может привести к затруднениям при обучении, в-первую очередь, при формировании чтения и письма. У детей с ОНР данные навыки формируются замедленно, с большим количеством ошибок, неточностей и искажений.
Фонематический анализ – мыслительный процесс разложения целого на составляющие части или мысленное выделение отдельный фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам. Выделяют две формы звукового анализа слов: элементарный фонематический анализ и сложный фонематический анализ.
Фонетический синтез – это мыслительный процесс соединения частей в целое. Данные понятия тесно взаимосвязаны, но противоположны друг другу (Л.С. Волкова).
К навыкам фонематического анализа и синтеза относятся: определение в словах наличие (отсутствие) звука; определение в слове первого гласного звука; определение в слове последнего гласного звука; определение в словах первого согласного звука; определение в словах последнего согласного звука; определение в середине слов гласного звука; определение в середине слов согласного звука; определение последовательности звуков в слове; определение количества звуков в слове; определение места в слове гласного звука; определение места в слове согласного звука; синтез слов, которые состоят из трёх звуков (односложных); синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Процесс становления навыков фонематического анализа и синтеза является неотъемлемой частью развития устной и письменной речи в течение всего дошкольного периода. К концу дошкольного детства данные навыки у ребенка, не имеющего нарушений в речи, должны быть практически сформированы.
У дошкольников с ОНР III–IV уровня на седьмом году жизни эти навыки развиваются с трудом. Для правильного их становления нужна своевременная логопедическая помощь, которая предупредит трудности в развитии письменной речи ребенка на ступени начального общего образования.
Логопедическая работа предварительно должна включать комплексное изучение навыков звукового анализа и синтеза. С этой целью была разработана программа исследования, которая направлена на изучение навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников седьмого года жизни с ОНР. При разработке программы использовались методические рекомендации Кабановой Т.В. и Доминой О.В., Иншаковой О.Б., Быховской А.М. и Казаковой Н.А., Мазановой Е.В. Разработанная программа исследования включает в себя 2 диагностические серии:
Задание 1.1. Выделить гласный звук в слове |
Задание 1.2. Выделить гласный звук в начале слова |
Задание 1.3. Выделить гласный звук в конце слова |
Задание 1.4. Выделить гласный звук из середины слова |
Задание 1.5. Выделить согласный звук на фоне слова |
Задание 1.6. Выделить согласный звук в начале слова |
Задание 1.7. Выделить согласный звук в конце слова |
Задание 1.8. Выделить согласный звук в середине слова |
Задание 1.9. Определить последовательность звуков в слове |
Задание 1.10. Определить количество звуков в слове |
Задание 1.11. Определить место гласного звука по отношению к другим звукам |
Задание 1.12. Определить место согласного звука по отношению к другим звукам |
Задание 2.1. Соединить звуки в слово |
Задание 2.2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности |
При выполнении каждого экспериментального задания результаты выполнения оцениваются в баллах от 0 до 2. Баллы начисляются за каждое слово речевого материала экспериментального задания. Далее баллы суммируются и определяется общая сумма баллов за каждое экспериментальное задание. По итогам выполнения экспериментальных заданий констатирующего эксперимента испытуемые распределяются по уровням сформированности фонематического анализа и синтеза: высокий, выше среднего, средний и низкий уровни.
Для выявления и описания особенностей навыка фонематического анализа и синтеза у дошкольников седьмого года жизни с ОНР был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ Детского сада №123 г. Архангельска в группе комбинированной направленности. В эксперименте приняли участие 10 детей седьмого года жизни с ОНР.
Распределение детей седьмого года жизни с ОНР по уровням сформированности фонематического анализа представлены на рисунке 1.
Рис. 1 – Распределение испытуемых по уровню сформированности звукового анализа
Из рисунка 1 видим, что больше половины детей демонстрируют недостаточно сформированные навыки фонематического анализа, что соответствует низкому (38%) и среднему (25%) уровням. В ходе исследования было выявлено 3 ребёнка, показавшие достаточный уровень сформированности данных навыков, что обусловлено длительностью получения логопедической помощи (второй год), качественной работой в домашних условиях.
Остановимся подробнее на тех заданиях, которые больше всего вызвали сложностей у участников констатирующего эксперимента. Так, большинству детей было трудно справляться с заданием на выделение гласного звука в конце слова (задание 1.3). Испытуемые называли последний гласный вместе с согласным, который находился перед этим гласным, либо только согласный. Также девочка в двух словах выделила вместо последнего гласного – первый. В слове «усы» ребёнок ответил, что последнего гласного звука нет. У дошкольников вызывало затруднение задание на выделение гласного звука в середине слова (задание 1.4). Дети выделяли гласный в середине слова с согласным, находящимся перед ним, либо только этот согласный, называли гласный в середине слова, смягчая его, также вместе с согласным, находящимся перед ним.
В заданиях на выделение согласного звука в слове тоже возникали сложности. При выделении согласного звука в начале слова (задание 1.6) половина испытуемых справились успешно (2 балла), а 50% детей допускали ошибки, называя согласный вместе с гласным, идущим после него, или только этот гласный.
При выделении согласного звука в конце слова (задание 1.7) четыре ребёнка справились с заданием на максимальный балл, двое выполнили его на 0 баллов. Дети называли вместо последнего согласного звука в слове – первый, добавляя к нему последующий гласный звук. При определении согласного звука в середине слова (задание 1.8) трое детей набрали 0 баллов. Дошкольники, ошибочно, называли согласный звук в середине слова вместе с гласным, который находится либо перед этим согласным, либо после него, либо просто один из этих гласных; некоторые ребята смягчали звуки.
В заданиях на выявление уровня сформированности сложной формы фонематического анализа было допущено больше ошибок, чем при выполнении заданий на демонстрацию навыков простого фонематического анализа. Так в определении последовательности звуков в слове (задание 1.9) только один мальчик справился с заданием самостоятельно, четыре ребёнка набрали 0 баллов. Ошибки дошкольников проявлялись при произнесении слова по слогам, либо дети добавляли лишние звуки (например, [снегак]), они могли назвать слово полностью, не разделяя на звуки, если в нём только один гласный звук.
При определении количества звуков в слове (задание 1.10) больше половины испытуемых вместо количества звуков считали количество слогов. Кто-то пытался угадать, некоторые дети упускали звуки во время подсчёта, а кто-то называл правильный ответ со второй попытки.
В заданиях на определение места звука по отношению к другим звукам (задания 1.11 и 1.12). два дошкольника набирали максимальной количество баллов. Большая часть детей при их выполнении затруднялись. Ошибки были во всех местах слова. Кто-то пытался угадать, кто-то исправлял себя сам.
Таким образом, простые навыки, такие как выделение гласного и согласного звука в слове, выделение гласного и согласного звука в начале слова у старших дошкольников с ОНР сформированы в соответствии с возрастной нормой, так как это онтогенетические более ранние навыки.
Распределение дошкольников седьмого года жизни с ОНР, принявших участие в констатирующем эксперимента, по уровням сформированности звукового синтеза представлены на рисунке 2.
Рис. 2 – Распределение испытуемых по уровню сформированности звукового синтеза
Из рисунка 2 видим, что только 12% испытуемых получили высокий балл за выполнение заданий из серии 2, большая часть детей демонстрируют недостаточно сформированные навыки звукового синтеза, что соответствует низкому (25%) и среднему (63%) уровням.
Обратим внимание на трудности, возникшие у участников констатирующего эксперимента. При соединении звуков в слово (задание 2.1) большинство детей справлялись с заданием с только помощью картинки с изображением предложенных слов. Двое дошкольников испытывали затруднения даже при наличии наглядного материала. При составлении слова из звуков в нарушенной последовательности (задание 2.2) почти все дошкольники выполняли его с опорой на картинку, однако некоторые дети затруднялись с ответом, даже при помощи наглядного материала.
Таким образом, анализ результатов экспериментального и теоретического исследования позволил выделить следующие особенности навыков фонематического анализа и синтеза у детей седьмого года жизни с ОНР:
- простые навыки фонематического анализа, такие как выделение гласного и согласного звука, выделение гласного и согласного звука в начале слова у старших дошкольников с ОНР сформированы в соответствии с возрастной нормой;
- сложные навыки фонематического анализа формируются замедленно с ошибками в определении последовательности, количества и места звуков в слове;
- наибольшие трудности возникают при формировании навыков звукового синтеза, таких как: объединение звуков, данных в верной последовательности и объединение отдельных звуков в слово.
Результаты констатирующего исследования свидетельствуют о том, что навыки сложного звукового анализа, навыки звукового синтеза у дошкольников с ОНР недостаточно сформированы, поэтому требуется специального организованная логопедическая помощь. Теоретический анализ литературы, практический опыт позволили отметить особый интерес дошкольников к играм и игровым приема. Учитывая сложность, однотипность и монотонность работы по формировании навыков звонкого анализа и синтеза, возникает потребность внесения игровых приемов в данный вид деятельности дошкольников.
Геймификацией в педагогике является процесс включения игровых элементов в обучающий курс [1]. Основной целью геймификации в педагогике является повышение мотивации и заинтересованности обучающихся, а также улучшение результатов обучения.
Существует определенная последовательность формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников в процессе логопедической работы (Р.И. Лалаева, И.А. Карпенко, Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В., Ушакова А.В., Волкова Л.С. и С.Н. Шаховская, Е.А. Кобер) [2,3,4,5,6]. Именно ее использовали при разработки программы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР при включении в образовательный процесс элементов геймификации
Далее представим основные этапы с включение элементов геймификации в логопедическую работу:
1. Формирование навыков сложного звукового анализа:
1.1. формирование навыка определения последовательности звуков в слове («Головоломка», «Тайное послание»);
1.2. формирование навыка определения количества звуков в слове («Чей дом», «Пиратский сундучок»);
1.3. формирование навыка определение места звука в слове (начало, середина, конец) («Кочки», «Магазин»).
1.4. формирование навыка составление звуковой схемы слова («Динозаврики», «Звуковой твистер»).
2. Формирование навыка звукового синтеза («Телефон шпиона», «Морской бой»):
2.1. Формирование навыка соединения последовательного соединения звуков в слово («Телефон шпиона»);
2.2. Формирование навыка соединения звуков в слово, данных в нарушенной последовательности («Морской бой»).
3. Закрепление навыков сложной формы звукового анализа и звукового синтеза («Дженга»).
Табл. 2 – Фрагмент комплекса игр с использованием приёмов геймификации для формирования навыков сложных форм звукового анализа и звукового синтеза
|
|||
Цель |
Игра |
Цель |
Игра |
Развитие навыка определения количества звуков в слове с помощью звуковых домиков |
«Чей дом?» Логопед выдаёт дошкольникам фишки и вывешивает на доску в первый ряд «домики» с окошечками от 3 до 6. В нижнем ряду животных, которых нужно «расселить» по данным домикам. Дошкольники с помощью фишек определяют количество звуков в слове, после чего смотрят, со сколькими окошечками домик ему соответствует. Если дети верно выполнили задание, то им выдаётся наклейка с животным, которое они верно расселили. Инструкция: животные приехали на отдых, помогите занять им свои дома. Для этого нам нужно с помощью фишек посчитать количество звуков в слове. После чего «поселить» животное в его домик с соответствующим количеством окошечек. |
Развитие навыка определения количества звуков в слове без опоры |
«Пиратский сундучок» Учитель-логопед ставит сундучок на стол и рассказывает, что пират забыл пароль от сундучка и не может достать свои сокровища, поэтому ему нужна помощь. Логопед называет слово, а дошкольники определяют количество звуков в нём. Так он называет от 3 до 5 слов, чтобы получить код от сундука. В качестве награды дошкольники получают монетки. Инструкция: пират забыл пароль от своего сундука, помнит только несколько слов, которые были связаны с паролем. Давайте поможем пирату разгадать код. Для этого нам нужно определить количество звуков в словах. |
На каждый подэтап, направленный на развитие сложных форм звукового анализа, отводится по два задания с разным уровнем сложности. Вариант первой игры указан более простым, следующий с повышенным уровнем сложности.
Развитие навыков звукового синтеза осуществляется также с помощью двух игр с разными направлениями и уровнями сложности.
На последнем этапе осуществляется закрепление отработанных навыков, а именно сложных форм звукового анализа: определение последовательности, количества и места звуков в слове; составления звуковой схемы слова; соединения звуков в слово в прямой и нарушенной последовательности.
Все игровые приёмы можно использовать много раз, усовершенствуя их под темы занятий. Так, на фронтальном занятии по произношению, можно подстроить данные задания под проходимый на занятии звук.
Таким образом, благодаря выделенным этапам и приемам геймификации, можно сформировать у дошкольников седьмого года жизни навыки сложного звукового анализа и звукового синтеза.
Список литературы
Большаков Н. Как применять геймификацию в онлайн образовании / Николай Большаков [Электронный ресурс] // Calltouch Blog: [сайт]. — URL: https://www.calltouch.ru/blog/kak-primenyat-gejmifikacziyu-v-onlajn-obrazovanii/?ysclid=lqz3ps8 tmq 909299212
Карпенко, И. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с речевыми нарушениями / И. А. Карпенко // Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном и специальном образовании: сборник материалов Всероссийского научно-образовательного форума, Биробиджан, 09 ноября 2022 года. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2023. – С. 180-186
Кобер, Е. А. Основы формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / Е. А. Кобер, Н. Л. Егорова // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: поиск эффективных решений : сборник материалов вузовской заочной научно-практической студенческой конференции, Курган, 16 мая 2022 года / Курганский государственный университет. – Курган: Курганский государственный университет, 2022. – С. 16-21
Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
Ушакова, А. В. Подготовка к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией / А. В. Ушакова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : Материалы международной научно-практической конференции памяти профессора В.В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 493-497
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.