Музеи играют важную роль в культурном развитии человека, поскольку они предлагают уникальную возможность изучить историю, искусство, науку и другие аспекты культуры. Музеи сохраняют и выставляют на обозрение исторические и культурные объекты, артефакты и другие материалы, позволяющие посетителям ознакомиться с прошлым и узнать о различных культурах, традициях и достижениях. Также музеи предлагают широкий спектр выставок, благодаря которым у людей развивается интерес к искусству, науке, истории и другим областям.
В современном мире особую значимость имеет проблема адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. При этом полноценная жизнь в обществе для инвалидов невозможна без получения ими различных видов помощи и услуг, соответствующих не только их социальным, но и культурным потребностям [8].
У людей с ограниченными возможностями здоровья получение доступа к предметам культуры и искусства затруднено. К таким затруднениям можно отнести недостаточно развитую безбарьерную среду, отсутствие адаптированных программ под каждую группу инвалидности, нехватку навыков работы и взаимодействия с такими посетителями. Чаще всего данные трудности вызваны тем, что музеи, в большинстве своем, не оснащены оборудованием, необходимым для восприятия информации людьми с ОВЗ.
В своей работе Донина И. Н. подчеркивает необходимость адаптации музейной среды для лиц с особыми потребностями, указывая на то, что музейная среда играет существенную роль в многогранных процессах социокультурной адаптации, самоидентификации и общественной инклюзии инвалидов. [5]
Как средство адаптации музеев Донина И. Н. предлагает использовать технологию создания универсального дизайна, которая учитывает возможности различных категорий посетителей. Главной особенностью разработок, выполненных в соответствии с принципами универсального дизайна, является их многофункциональность: они могут использоваться как инвалидами, так и людьми, чьи возможности временно ограничены по каким-либо причинам. [6]
Булгакова В. В. в своей работе также указывает на необходимость адаптации музейной среды для людей с ОВЗ. Рассматривая тему выбора социокультурных реабилитационных технологий для работы с посетителями с различными типами инвалидности на музейных экспозициях, автор указывает на то, что при выборе форм и методов работы необходимо учитывать особенности восприятия и познания той или иной аудитории. [4]
Опыт работы с посетителями с ОВЗ музеев России, расположенных в столице страны, показывает, что использование IT-технологий позволяет установить контакт посетителя с произведением через звук, картинку, запах и прикосновение. В Государственной Третьяковской галерее на VR-экспозиции посетители могут заглянуть в мастерские художников Наталии Гончаровой и Казимира Малевича, создать свою версию Шишкинского «Утра в сосновом лесу» и услышать «Крик» Мунка.
Также используются 3D-принтеры для создания копий экспонатов, которые, в отличие от оригиналов, можно потрогать. Такой опыт делает музейные экскурсии более увлекательными для детей, людей с нарушениями зрения. Например, в Музее русского импрессионизма каждая картина снабжена рельефной копией, а также капсулой с ароматом, отражающим настроение произведения.
Датчики или коды, установленные возле экспонатов и в интерьере музея, «общаются» с аудиогидами или смартфонами посетителей, активируют контент при приближении к конкретному экспонату. [7] Данная технология проста в применении и используется не только в музеях Москвы, но и других городах России.
Музеи активно внедряют новые технологии и стремятся расширить и углубить понимание предметов экспозиции, а также вовлечь посетителей в прямое взаимодействие с произведениями искусства.
Анализ культурно-образовательной деятельности этнографических музеев России показал, что ведущие среди них включаются в инклюзивные практики, например, Российский этнографический музей является постоянным участником всероссийской инклюзивной акции «Музей для всех!» в рамках проекта «Инклюзивный музей», организованного Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) [2]. В Архангельской области насчитывается 29 государственных, муниципальных и федеральных музеев, 29 из которых ведет работу по повышению доступности объектов и услуг для посетителей с ОВЗ.
Согласно статистическим данным, на 2021 год в Архангельской области число посещений музеев в год составляет 848 на 1000 человек [10]. Это говорит о том, что большое количество людей интересуются и посещают музеи.
Анализируя участие музеев Архангельской области во всероссийской акции «Музей для всех» в период с 1 декабря по 11 декабря 2022 года, необходимо отметить следующее. ГБУК АО «Севмормузей» организовывал бесплатное посещение для лиц с ограниченными возможностями. Помимо этого, музей, совместно с Архангельской областной специальной библиотекой для слепых, провел творческую встречу-семинар «Безбарьерная среда: социокультурная реабилитация инвалидов». В Архангельском музее изобразительных искусств, в том числе для посетителей с особенностями психического развития, в рамках реализации акции были проведены театрализованная экскурсия «За волшебным цветком», интерактивное занятие «Зимние праздники народного календаря» и экскурсия «Абрамцево — место силы русских художников». В дни акции лица с ограниченными возможностями имели возможность посетить следующие экскурсии и мастер-классы: интерактивное занятие в творческой мастерской и экскурсия «Чудо северного пряника. Архангельская козуля» в Музее художника и сказочника С. Г. Писахова, экскурсия «Художник вечных льдов» в Музее художественного освоения Арктики им. А.А. Борисова, мастер-класс «Тепло старинного узора» в Усадебном доме Е. К. Плотниковой. ГБУК АО «Сольвычегодский историко-художественный музей-заповедник» предоставлял возможность посетить Благовещенский собор, мастерскую народных ремесел, дом купцов Хаминовых и музей политической ссылки. ГБУК АО «Вельский краеведческий музей имени В. Ф. Кулакова» организовывал выставки «Художник из народа» и «Как мы жили в СССР», ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей» организовал экскурсию «Три приезда Петра I на Русский Север». Обе выставки сопровождались переводом на жестовый язык. Таким образом, в акции «Музей для всех» приняли участие только 8 музеев из 29 существующих, что не превышает показатель в 0,3 от общего числа [9].
Как итог, анализ текущего состояния уровня инклюзивности музеев Архангельской области показывает неудовлетворительные результаты. Большинство выставок и экскурсий не имеют должного оснащения механизмами обеспечения условий для посещения маломобильными гражданами и не соответствуют требованиям ряда федеральных законов. Настоящие положения подтверждают актуальность адаптации музеев Архангельской области для соответствия требованиям людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Северном (Арктическом) федеральном университете ежегодно проводятся Международные российско-белорусские онлайн школы «Инклюзия в искусстве» (2021, 2022, 2023 гг.). В рамках III Международной русско-белорусской школы «Инклюзия в образовании и искусстве» в 2023 году была осуществлена работа на базе ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей».
По результатам проведенного опроса среди сотрудников ГБУК АО «Архангельский краеведческий музей» выяснилось, что из общего числа посетителей 15% составляют люди с ограниченными возможностями здоровья, из них у 70% возникают трудности при посещении музея. Это обуславливает актуальность адаптации музейной среды для лиц с особыми потребностями. Мы получили потребность в нашем продукте.
В рамках III Международной русско-белорусской школы «Инклюзия в образовании и искусстве» был разработан проект по адаптации выставки «Города и посады Севера. XVI–XVII вв.». Экспозиция знакомит с историей городов и посадов Русского Севера, развитием ремесел: кузнечного, каменотесного, косторезного, иконописного и других. Особое место уделено показу роли города Архангельска, как единственного международного торгового порта Русского государства в XVII веке. [1]
В рамках проекта стояла задача адаптировать макет, а именно информацию о нем, чтобы она стала доступна для людей с тяжелыми нарушениями зрения, а именно слабовидящих и незрячих.
Центральной экспозицией выставки является макет, демонстрирующий внутреннее устройство Холмогор, которые в допетровское время являлись главным городом Двинской земли. Макет состоит из фигурок людей, то есть жителей Холмогор, и миниатюр различных зданий, имитации значимых событий и быта холмогорцев. [11]
Этапы реализации проекта имели следующую последовательность действий:
Изучить информацию о способах адаптации музейной среды для людей с тяжелыми нарушениями зрения;
Проанализировать успешный опыт такого рода адаптации в музеях России, выявить ключевые, повлиявшие на становление успеха проекта, факторы и применить их на практике при адаптации макета;
Разбить макет на условные части, чтобы грамотно преподнести информацию о нем;
О каждой части составить рассказ; текст должен соответствовать критериям адаптации текстов для людей с тяжелыми нарушениями зрения;
Озвучить тексты и наложить на них звуковые эффекты для более глубокого погружения в жизнь Холмогор XVI–XVII вв.;
Перевести тексты на шрифт Брайля;
Передать получившиеся материалы Архангельскому Краеведческому музею.
В рамках работы над макетом были выделены тематические разделы макета: быт, оборона, промысел, развлечения, религия, ремесла, торговля и ярмарки. При составлении текста по каждому разделу были учтены следующие требования: объем до 6 предложений; отсутствие в текстах причастных и деепричастных оборотов; замена потенциально сложных для восприятия и осмысления слов более доступными для восприятия аналогами; постановка ключевых слов в начало предложения; максимизация исключения местоимений конкретными действующими лицами и предметами.
Педагог-психолог, Бзасежев А.Т., говорит о том, что в повседневной жизнедеятельности слепые и слабовидящие шире используют слух, чем нормально видящие. При его помощи они ориентируются в пространстве, узнают предметы, людей. Причем в процессе пространственного ориентирования и общения слуховые ощущения являются ведущими. [3]
Также Булгакова В. В. подтверждает данное высказывание, говоря о том, что у слепых и слабовидящих одну из главных ролей в различных видах деятельности играет речь и слуховое восприятие. Слепые могут свободно определять с помощью звуков предметные и пространственные свойства окружающей среды. [4]
То есть для лиц с тяжелыми нарушениями зрения ведущей функциональной единицей, отвечающей за восприятие и анализ сенсорной информации, является слуховой анализатор. В связи с этим каждый текст был озвучен студентом, написавшим его, при записи речь которого была громкой, четкой и разборчивой, что необходимо для улучшения восприятия сказанного. Помимо правильной и четкой озвучки, запись была наполнена звуковыми эффектами, не препятствующими пониманию текста, а лишь дополняющими его.
К каждой звуковой дорожке был создан QR-код для размещения их в музее. Затем была проведена работа по переводу текстов на шрифт Брайля и их дальнейшая печать, что также было передано Архангельскому краеведческому музею.
В результате реализации проекта удалось создать готовый продукт для Архангельского краеведческого музея по выставке «История и культура Поморья XVI–XVII вв.», с целью проведения экскурсий для лиц с нарушениями зрения и их ознакомления с историей родного края на примере макета «Занятия и быт жителей Холмогор и Холмогорской округи. XVIII век». Данный проект помог начать работу над созданием специальных условий для посещения выставок людьми с ОВЗ г. Архангельска.
Список литературы
«Города и посады Севера. XVI–XVII вв.» – Архангельский краеведческий музей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kraeved29.ru/vystavki/goroda-i-posadyi-severa-xvi-xvii-vv/ (дата обращения 29.12.2023).
Абрамова, П. В. Адаптация культурно-образовательной деятельности музея для незрячих и слабовидящих посетителей [Электронный ресурс] / П. В. Абрамова, А. А. Побожакова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2023. – № 4(57). – С. 6-12. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://vestnik.spbgik.ru/stati/3026/ (дата обращения 04.01.2024). – Загл. с экрана.
Бзасежев, А.Т. Слуховые ощущения слепых [Электронный ресурс] / А. Т. Бзасежев // Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения». – 2019. – 9 с. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: http://2wing2.ru/images/teacher/bzasezhev/sluhovye_oshysh_slepyh.pdf (дата обращения 04.01.2023). – Загл. с экрана.
Булгакова В.В. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде [Электронный ресурс] / В.В. Булгакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №30. – 11 с. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodologicheskie-aspekty-sotsiokulturnoy-integratsii-invalidov-v-muzeynoy-srede(дата обращения: 27.12.2023). – Загл. с экрана.
Донина, И.Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.03 / Донина Ирина Николаевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. – Санкт-Петербург, 2014. – 21 с. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005550649 , свободный (дата обращения 27.12.2023). – Загл. с экрана.
Донина И.Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «Особых» посетителей музейными средствами [Электронный ресурс] / И.Н. Донина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2014. – №166. – 11 с. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnyy-dizayn-v-sotsiokulturnoy-adaptatsii-osobyh-posetiteley-muzeynymi-sredstvami(дата обращения: 27.12.2023). – Загл. с экрана.
Как современные технологии меняют музеи – Теории и практики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ad.theoryandpractice.ru/page6660200.html (дата обращения 03.01.2024).
Родионова Д. Д., Побожакова А. А. Опыт работы музеев Кузбасса с людьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Д.Д. Родионова, А.А. Побожакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 46. – С. 165–171. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-raboty-muzeev-kuzbassa-s-lyudmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 26.12.2023). – Загл. с экрана.
Учреждения культуры Поморья присоединятся ко всероссийской инклюзивной акции «Музей для всех». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://region29.ru/2022/11/29/6385da48e0dff685ff49d252.html (дата обращения 28.12.2023).
Росстат – Статистика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения 22.12.2023).
Холмогоры – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Холмогоры (дата обращения 23.12.2023).