С каждым годом все больше людей проявляют интерес к изучению иностранного языка, особенно популярен выбор английского языка. Различные историко-географические и социально-культурные факторы привели к тому, что английский стал универсальным языком, на котором общаются около 1,5 миллиарда людей по всему миру [1].
Язык как «самое главное средство общения между людьми» прибывает в материальной форме звуков речи. Фонетика - область лингвистики, исследующая способы образования звуков речи и их акустические характеристики [2].
Звуки речи воздействуют друг на друга в потоке речи в следствии взаимодействия согласных и гласных. Особенности произношения звуков речи в зависимости от их позиции или их сочетания с другими звуками в английском языке называются фонетическим явлением. Фонетические явления играют важную роль в понимании речи собеседника, а также в эффективном общении на английском языке. Особый интерес для нашей работы представляют явления «связующее R» и «интрузивное R».
Актуальность данного исследования заключается в том, что фонетические явления «связующее R» и «интрузивное R» имеют большое значение для понимания и изучения британского варианта английского языка. Их употребление может значительно повлиять на восприятие и понимание речи носителей языка, а также на произношение обучающихся, изучающих английский язык.
Цель данного исследования:
1) провести перцептивно-фонетическое исследование частотности использования фонетических явлений «связующее R» и «интрузивное R» в британском варианте английского языка и выявить возможную зависимость употребления фонетических явлений «связующее R» и «интрузивное R» от гендера информантов.
В этой связи в ходе исследования решались следующие задачи:
1) дать определение анализируемым фонетическим явлениям;
2) провести сравнительный перцептивно-фонетический анализ частотности употребления этих явлений в британском английском с применением сайта YouGlish;
3) выявить возможную зависимость использования изучаемых явлений от гендера информантов.
В качестве данных для данного исследования были использованы видеоматериалы хостинга YouTube, подобранные с помощью алгоритмов платформы YouGlish. Для анализа были подобраны 6 наиболее часто встречающиеся фразы, в которых возможно появление изучаемых фонетических явлений. Фразы «never again», «far away», «better off» для фонетического явления «связующее R». И фразы «saw over», «idea of», «China and India» для «интрузивного R». Для подборки материала исследования за основу взяты различные интервью, выступлениях TED Talks и культурные дискуссии. Для решения поставленных задач было проанализировано произношение данных фраз в контексте изучаемых явлений в речи 180 информантов британцев.
«Связующее R» или «Linking R» это фонетическое явление, которое возникает, когда первое слово заканчивается на букву -r, а следующее слово начинается с гласной, в таком случае звук /r/ вставляется в конце первого слова. Например: four apples [ˋfɔːr æplz] [2].
«Интрузивное R» или «Intrusive R» фонетическое явление, которое возникает, когда звук /r/ вставляется между двумя словами там, где ему исторически не место. Обычно это происходит, когда первое слово оканчивается на гласные звуки /ə/ (schwa), /ɪə/, /ɑː/ или /ɔː/, а следующее слово начинается с гласного звука [3].
Известный британский фонетист Джефф Линдси утверждает, что фонетическое явление «связующее R» является частью национального британского произносительного стандарта (Received Prononciation), а «интрузивное R» более вариативно, в большей степени оно распространено в некоторых юго-восточных диалектах английского языка или некоторых частях Ирландии [3].Однако оба явления имеют важное значение для произношения и понимания различных разновидностей языка. Изучение и понимание этих фонетических явлений важно для лингвистики, обучения английскому языку и развития коммуникативной компетенции.
Для исследования частности употребления фонетических явлений «связующее R» и «интрузивное R» было выбрано по три фразы на каждое фонетическое явление. В качестве фраз для исследования «Linking R» были выбраны фразы «never again», «far away», «better off». В качестве выражений для исследования частности употребления фонетического явления «Intrusive R» были использованы фразы «saw over», «idea of», «China and India». Для сбора данных была проанализирована речь 30 носителей британского варианта английского языка для каждой фразы, то есть 180 информантов. Для понимания, зависит ли употребление рассматриваемых фонетических явлений «Linking R» и «Intrusive R» от гендера, была прослушана речь равного количества информантов разного пола для каждой фразы соответственно, т.е. среди 30 человек на одну фразу было 15 женщин и 15 мужчин.
В качестве первой фразы для исследования частности употребления «связующего R» была выбрана фраза «never again». В ходе исследования стало ясно, что все информанты использовали в своей речи «Linking R», когда произносил данное выражение.
В качестве второй фразы была выбрана фраза «far away». В ходе исследования выяснилось, что 73% информантов использовали «Linking R» в этой фразе. Среди мужчин данное фонетическое явление употребили 73% мужчин и 67% женщин.
Третья фразы «better off». Мы узнали, что рассматриваемое явление в данной фразе было употреблено 80% информантов. Среди мужчин «Linking R» использовали 73% информантов, а среди женщин 87%.
Первой фразой для исследования частности употребления фонетического явления «интрузивное R» была выбрана «saw over». Мы узнали, что данное явление использовали 37% информантов. Среди мужчин «Intrusive R» использовали 44%, а среди женщин было 33%.
В качестве второй фразой мы выбрали «idea of». В ходе исследования было установлено, что среди всех информантов «Intrusive R» было употреблено 37% информантов. Среди женщин было 47%, кто использовал «интрузивное R», а среди мужчин 27%.
Третьяфраза «China and India». Из 30 человек рассматриваемое фонетическое явление было употреблено 27% информантов. Среди женщин и мужчин был равный процент, кто употребил «интрузивное R» по 33%.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что носители британского варианта английского языке в своей речи чаще всего употребляют фонетическое явление «Linking R» в своей речи, когда как носителей, употребляющих «Intrusive R» в разы меньше. Среди британцев фонетический фонемен «связующее R» употребили 83% респондентов, а «интрузивное R» было использовано 33%.
На базе исследования, посвященному выявлению зависимости употребления фонетических явлений «связующее R» и «интрузивное R» от гендера информантов, выяснилось, что феномен «Intrusive R» был использован одинаковым количеством мужчин (33%) и женщин (33%). Наряду с этим мы выявили небольшую разница в употреблении фонетического явление «Linking R» в зависимости от гендера. Среди мужчин данный феномен употребили 82% информантов, а среди женщин 84%. Разница составила 2%.
Принимая во внимание всё вышесказанное, на материале данного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, фонетическое явление «связующее R» повсеместно используется в речи британцев. В то время как, фонетическое явление «интрузивное R» в речи носителей британского английского можно услышать намного реже. Во-вторых, на основе полученных данных, можно утверждать, что употребление фонетических явлений «Linking R» и «IntrusiveR» не зависит от гендера.
Результаты данного исследования дают представление о вариантах произношения и моделях речи в британском английском, что может быть полезно лингвистам, преподавателям английского языка, обучающимся и исследователям, изучающим языковые вариации и изменения.
В качестве перспективы для дальнейшего исследования можно поставить задачу выявить зависимость употребления изучаемых фонетических феноменов от возраста и социального статуса информантов британского происхождения.
Список литературы:
Бурая Е.А., Галочкина И.Е., Шевченко Т.И. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник для студ. лингв. вузов и фак. / - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.
Хорошилова С. П., Бородина Т. Л. Фонетика английского языка: введение: учебно-методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2 изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Из-во НГПУ, 2014 – 146 с.
Geoff Lindsey. A century of "intrusive R" in English // Speech Talk Blog by Dr. Geoff Lindsey.[Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=0SPArSawsGQ(дата обращения: 23.12.2023).