Развитие трендов в дизайне систематически затрагивает плакат как средство комплексного формирования информации и ее воздействия на человека, его знания и мировоззрение.
Плакат – крупноформатное, нефальцованное, обычно многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание с односторонней печатью, сделанное в рекламных, агитационных, информационных, социальных или учебных целях. Сопровождается крупным рекламным заголовком, который образно и в сжатой форме отображает основную особенность рекламируемого товара, услуги и/или направленного сообщения. Плакат – это сведенное в общую визуальную формулу сообщение. Плакат – это выражение определенных культурных ожиданий, требований времени, идеологий, и что бы он не пропагандировал, он всегда отражает культурные и социальные процессы своего времени.
В технике формировании и реализации плаката неотъемлемую часть занимают иллюстрации.
Иллюстрация — это визуализация текста в книге, журнале, газете. Иллюстрация используется для: передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации образов героев повествования, демонстрации описываемых объектов, а также отображения пошаговых инструкций в технической документации.
При этом особый тренд имеет развитие фотоиллюстрации в плакате, где фотоиллюстрация — это фотография, которая используется в качестве иллюстрации. Развитие фотоиллюстрации представляет собой отдельный интерес [1-10].
Зарождение фотоиллюстрации происходит уже в середине XIX века — почти одновременно с появлением и распространением технологии фотографии. Первыми мастерами, обратившимися к технологии комбинирования, были англичане Дэвид Хилл и Роберт Адамсон, смонтировавшие в 1843 году «Заседание Свободной церкви в Шотландии» из 470 заранее подготовленных портретов. Оскар Гюстав Рейландер оставил в истории фотографии помпезную многофигурную композицию «Два жизненных пути», приведшую в восторг королеву Викторию, которая приобрела ее в подарок принцу Георгу. Генри Робинсон известен своими аллегорическими «фотомонтажными картинами», такими как «После дневного труда». В России первый известный фотомонтаж — портрет императрицы Марии Федоровны — был создан петербуржцем Сергеем Левицким в начале 1860-х. В подобных работах нет ничего, что противоречило бы реальной действительности, еще не проявили себя все возможности «моделирования» мира с собственными законами перспективы, построения «разномасштабной» композиции — монтаж являлся лишь методом обработки фотографии.
Свои художественные свойства фотомонтаж обретает в начале ХХ века. Подлинную революцию в развитии монтажной фотографии совершает эпоха авангарда. Методы кубизма с его дроблением и «расщеплением» поверхности изображения и изобретенный им коллаж существенно влияют на формирование эстетики фотомонтажа. Особенно по вкусу она приходится дадаистам и сюрреалистам, конструировавшим в своем творчестве иную действительность, проповедовавшим иррационализм, осуществлявшим суггестивные комбинирования реальностей, отрезков времени, потусторонних и посюсторонних миров и т. д. Основоположником дадаистского монтажа принято считать Рауля Хаусманна, в своей статье «Определение фотомонтажа» давшего подробную характеристику новому методу. В его основе — невозможность гармоничного сочетания разнородных элементов и призывы к смелому и алогичному составлению «мозаики» из «осколков реальности». Макса Эрнста, еще одного известнейшего дадаиста, привлекают непреднамеренные «игры смыслов», возникающие при комбинировании изображений, первоначально подсмотренные им в научных иллюстрированных публикациях.
Еще одним претендентом на изобретение художественного метода фотомонтажа был Джон Хартфилд, широко известный своими пропагандистскими плакатами-памфлетами времен Первой мировой войны и эпохи утверждения нацизма. Впервые в своих работах он использует обратную перспективу, смещенные масштабы и свойственную плакату метафоричность и емкость художественного высказывания при лаконичности изобразительных средств. Параллельно плакатную фотомонтажную эстетику развивали художники конструктивизма — как в СССР (круг Родченко, Лисицкого, Клуциса, Поповой и т. д.), так и в Германии (Баухауз и в первую очередь эксперименты Мохоли-Надя). Экспериментальная (в том числе монтажная) фотография выделяется в особый жанр, оказывая сильное влияние на полиграфию и графический дизайн. В первую очередь авторов привлекал политический, агитационный потенциал фотомонтажной техники, емкие визуальные решения и сила воздействия на зрителя. Густав Клуцис так писал в своей работе «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства»: «Фотомонтаж — типичный вид советского революционного искусства, но сфера его применения далеко выходит за пределы СССР. Коммунистическая печать Германии широко применяет в своих изданиях метод фотомонтажа. Необходимо всячески приветствовать и поддерживать всякого нового работника в этой области, двигающего дальше это большое дело».
Александр Родченко был одним из ведущих мастеров советского фотомонтажа. Одна из его заслуг — внедрение этой техники и эстетики в книжную иллюстрацию. В 1923 году он создал цикл иллюстраций к поэме Маяковского «Про это», вызвавший большой интерес и живой отклик публики и самого поэта, отметившего «добрые боевые заслуги» Родченко в области фотомонтажа.
Произвел фурор смонтированный Сергеем Сенькиным, ассистентом Эль Лисицкого в оформлении советского раздела международной выставки «Пресса» в Кельне гигантский фотофриз, приближающийся по своим размерам и художественным характеристикам к монументальной живописи. Сам Лисицкий также активно применял технологию фотомонтажа в своих плакатах, обложках и других композициях — например, в обложке каталога первой советской выставки в Швейцарии (Цюрих 1929), представляющей монументальные образы советских юноши и девушки. Другая его работа — фотомонтажный плакат для советского раздела Международной выставки гигиены в Дрездене (1930), изображающий молодого рабочего, в грудь которого вмонтировано изображение двух трудящихся мастеров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Специальный онлайн-опрос. 11-19 мая 2023. N= 1819. Население России: Ipsos iSay. — 2023. — / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.ipsosisay.com/ru-ru.
2. Масляев В.Н. Геоэкология: современные методы исследований / В.Н. Масляев. – Саранск : Издательство Мордовского университета, 2020. – 150 с.
3. Исследование РосИндекс. Сбор данных фев-мар каждого года. N= 5000. Города России 100К+: Ipsos iSay. — 2023. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.ipsosisay.com/ru-ru.
4. Гладун, О. Д. Язык современного плаката: тенденции развития/ О. Д. Гладун / В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК. — 2013.
5. Плакат: проблема жанровой дифференциации — 2016. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/ plakat-problema-zhanrovoydifferenciacii.
6. Лаврентьев А. Н. История дизайна : учебное пособие ∕ А. Н. Лаврентьев. – Москва : Гардарики, 2006. – 303 с.
7. Мэни, Ван. Художественно-коммуникативные особенности современ-ного плаката: новейшие концепции и тенденции развития в зарубежной практике — 2020. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.dissercat.com/content/khudozhestvenno_kommunikativnyeosobennosti-sovremennogo-plakata-noveishie-kontseptsii-i-ten.
8. Игошина, Т.С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности / Т.С. Игошина // Свердловская областная научная библиотека имени В. Г. Белинского – 2017. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://plakat.unid.by/blogosphera/ plakat-problema-zhanrovoydifferenciacii.
9. Фотоколлаж: появление жанра — 2010. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://prophotos.ru/lessons/4534-fotokollazh.
10. Хан-Магометов, С.О. «Конструктивизм. Концепция формообразования» / С.О. Хан-Магометов — Москва : Оса, 2003. – 45 с.