Современная молодежь много времени проводит в цифровом пространстве. В нем свои законы и правила, не всегда очевидные, и свои специфические опасности. Именно поэтому актуальна проблема просвещения в области информационной безопасности, создания просветительских материалов, которые могут научить осознанно относиться к своим действиям в сети, соблюдать нормы цифровой гигиены, а также своевременно распознавать киберугрозы и эффективно противостоять им.
В Шуйском филиале Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный университет» на базе математико-технологического факультета совместно с администрацией вуза, межмуниципальным отделом МВД России «Шуйский», Молодежным информационным центром города Шуя и Областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Шуйский технологический колледж» создан «Киберотряд Шуйского филиала ИвГУ». Задачи, стоящие перед отрядом − просвещение в области информационной безопасности личности, профилактика и предупреждение преступлений в виртуальной среде.
В своей работе я попробовал использовать современный игровой формат под названием «Конференция провалов». На публичных мероприятиях обычно рассказывают об успешных проектах и победах, а ошибки, провалы и неудачи принято держать в секрете. Но каждая неудача – это бесценный опыт, которым надо обязательно поделиться с другими. На этом интерактивном мероприятии будущие педагоги имели возможность рассказать о своих провалах в области информационной безопасности и вынесенных из этого уроках. Данный формат работы предполагает использование технологии сторителлинга и создание историй с определенной структурой [1].
Использование мультимедийных технологий позволяет заменить традиционный рассказ цифровым аналогом − цифровой историей. Использование цифровых историй может помочь популяризировать культуру безопасного поведения в интернете и способствовать профилактике киберпреступлений.
Цифровую историю по своему содержанию можно было бы уместить в короткую фразу, например: «Мошенничество в интернете», «Передача конфиденциальных данных через общественную сеть» и т. д. Разница между двумя описаниями заключается в том, что первое позволяет слушателю пережить рассказанный опыт. Тогда как второе просто констатирует факт. Исследования в области психологии показывают, что истории позволяют людям осмысливать поступки и легче интегрировать себя с событиями из рассказа [2].
Мною классифицированы виды киберугроз и в соответствии с этой классификацией для каждого вида придумана история, которая переведена в формат цифрового повествования.
В первой истории рассказывается о девушке, которая решила купить себе автомобиль на так называемом вторичном рынке. Для этого она зашла на один из самых известных сайтов купли-продажи. Там нашла подходящий себе автомобиль и позвонила первому попавшемуся продавцу ничего не проверив. По телефону они договорились о переводе достаточно большого аванса по банковским реквизитам и договорились о встрече. Девушка ничего не подозревая перевела продавцу деньги и поехала на встречу. Но продавец так не появился и перестал отвечать на звонки. Зачастую на данных сайтах выкладывают ложные объявления люди, которые хотят заработать на доверчивости покупателей. Нужно быть бдительнее и доверять только верифицированным (проверенным) профилям.
Вторая история гласит о другой девушке, которая, как и большая половина современного общества, не может обойтись без общения онлайн. У неё есть очень много друзей, с которыми она общается в социальной сети ВКонтакте. Однажды ей написала лучшая подруга с просьбой перевести денег на карту, пообещав, что очень скоро их вернёт. Она написала, что деньги нужно перевести не на её карту, а на карту друга. И героиня истории, ничего не подозревая, сразу же перевела деньги на указанную карту, всё-таки лучшая подруга просит. Потом оказалось, что страницу этой подруги взломали и деньги от её лица просили мошенники, которым наша героиня и перевела свои кровные. Нужно быть бдительнее и проверять достоверность личности с которой общаетесь.
Третья история происходит во время каникул. Героиня, занимаясь шопингом, увидела в одном из магазинов телевизор, который ей очень понравился. Но вот цена его была очень высокой. И она решила посмотреть такой же телевизор в интернет-магазине. Не задумываясь она подключилась к обнаруженной открытой сети «WiFi». Зайдя на сайт интернет-магазина нашла в точности такой же телевизор, но по цене почти в 3 раза дешевле. Тут же оформила покупку, введя номер банковской карты и трёхзначный код с её обратной стороны. Радовалась героиня истории недолго, так как данными завладели мошенники и с помощью них завладели денежными средствами с карты. Нельзя передавать данные через общественную сеть «WiFi».
А в последней истории рассказывается о девушке, которая решила посмотреть фильм. Для этого она зашла на первый сайт в поисковике. Там неожиданно высветилась реклама, в которой говорилось о тысячах, миллионах рублей. Нажав на эту рекламу, героиня потеряла управление над своим компьютером, как будто кто-то удалённо начал им управлять. В последствии оказалось, что от её имени были разосланы письма с просьбой дать денег взаймы. Также были похищены её конфиденциальные данные. Нельзя открывать подозрительные письма и ссылки!
Планируется размещение визуальных рассказов в группах Киберотряда и Шуйского филиала ИвГУ в социальных сетях и других открытых источниках.
Целенаправленное формирование у студентов опыта использования различных средств, методов, приемов и организационных форм обучения безопасному поведению в цифровом пространстве помогает им успешно осуществлять подобную педагогическую деятельность в дальнейшей работе.
Список литературы:
1. Огурцова Е. Ю., Журавлев И. Д. Использование цифрового сторителлинга в профессиональной деятельности педагога // Ученые записки ИУО РАО. 2017. №1 (61). С. 111-113.
2. Огурцова Е. Ю. Цифровой сторителлинг как инновационный метод противопожарной пропаганды и обучения мерам пожарной безопасности // Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XII международной научно-практической конференции, посвященной году гражданской обороны. Иваново, 2017. С. 851-853.