Подростковый возраст в жизни человека является одним из самых важных с точки зрения социального самоопределения. Именно в этот период могут формироваться жизненные цели, личностная позиция, необходимая для интеграции в социальную жизнь. Именно с этим связанна актуальность исследования развития готовности к социальному самоопределению в этот период. - это широкое , включает в , социальной , выбор, в обществе.
является , так как можно одной из самых общества, в степени окружающей , которая не благоприятной.
Из иссследований А.А. Реана следует, что в подростковом возрасте свое начало берут решения задач самоопределения и этот возраст является его «отправным периодом» [1].
Исследованиям в области самоопределения личности посвящено значительное количество научных работ (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Афанасьев, С.Я. Батышев, П.П. Блонский, О.С. Газман, Ю.Б. Громыко, Л.Н. Коган, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Н.В. Рыбалкина, П.П. Соболь, С.Н. Чистякова, Г.П. Щедровицкий). Многие исследования в области самоопределения посвящены изучению конкретных его форм: профессионального (A.M. Кухарчук, Н.С. Лейтес, Н.С. Пряжников, ПА. Шавир и др.); конвенционально-ролевого (Е.С. Кузьмин, B.C. Мерлин, Б.Д. Парыгин и др.); семейного (А.Г. Харчев, Н.Н. Обозов, Н.Я. Соловьева и др.); социального (В.И. Журавлев, Э.В. Ильенков, В.Л. Лебедева, Т.В. Машарова, Т.П. Шиков, Е.И. Пархоменко и др.).
Рассматривая вопросы самоопределения, М.И. Рожков называет условия педагогического сопровождения взрослыми процесса социального самоопределения детей и выделяет факторы, влияющие на этот процесс [2]. Определенный интерес представляют работы ученых по изучению сфер социального самоопределения: игры, профессиональной деятельности и т.д. Труды С.Н. Вахрушевой, Е.П. Ивутиной, МА Ковальчук, Т.В. Машаровой, ЕА. Ходыревой, АА. Харунжева освещают особенности самоопределения под влиянием ряда факторов: учебной деятельности, общения, рефлексивности, самоуправления. Однако вопрос о развитии готовности подростков к социальному самоопределению остался вне поля зрения исследователей.
готовности к возможно в влияния на . В отечественных и исследованиях вопроса на социальное , воздействие на личности. Данной в теории (А.А. Бодалев, М.С. , Х.Й. , Дж. Мид) и , с концепцией в жизненных (А.А. , А.Ю. Кривокулинский, А.Ф. , В.Н. , С.Л. Рубинштейн, Е.Б. и др.).
Развитие готовности подростков к социальному самоопределению будет успешным если:
- показатели оценки и компоненты готовности подростков к социальному самоопределению;
- выявлены и определены уровни развития готовности подростков к социальному самоопределению;
- составлена и реализована программа развития готовности подростков к социальному самоопределению.
Именно поэтому так важно найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию социального самоопределения подростков.
Список литературы:
Реан А.А. Психология личности СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Социализация личности ребенка в условиях СПО–ФДПО / М. И. Рожков, А. В. Волохов. – М., 1991. – 38 с.