ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМИРУЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМИРУЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ

Маматмусаева Азиза Нормурод кизы 1, Ахмедова З.М. 2, Ташпулатов С.Ш. 2
1Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности
2Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности, Узбекистан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время немаловажное значение имеет такой фактор, как возможность малым количеством вещей в гардеробе создавать различные ансамбли. Многокомплектность прочно вошла в нашу жизнь. Это не только удобно, практично, но и дешево. На основе сочетаний элементов одного видоизменяемого ансамбля можно создать самые разнообразные варианты моделей.

Образ жизни современного человека, стремительно развивающиеся технологии производства одежды, постоянное изменение функциональных процессов жизни человека являются основными причинами появления одежды, способной удовлетворить все требования человека и отвечать разным его запросам и потребностям. Потребитель, находящийся во взаимосвязи со всеми аспектами своей жизни, а также с окружающей его средой, конечно, заинтересован эксплуатировать одежду, которая позволяет ему испытывать чувства комфортности и эстетического удовлетворения независимо от условий ее эксплуатации. Поэтому гардероб человека должен постоянно пополняется новой одеждой и ее элементами. При этом реализуется желание использовать эти вещи многофункционально (в различных сочетаниях и в разнообразных ситуациях). Уже в 20-е годы XX века проектирование многофункциональных вещей становится одной из задач дизайнеров и конструкторов. Сторонники данного направления получили название «функционалисты» [1].

Производство швейных изделий является привлекательным сегментом для многих мировых производителей. В этой отрасли постоянно идет конкурентная борьба, и зачастую выигрывают в ней те компании, которые способны привлечь покупателей нестандартными решениями. Одним из таких решений является производство одежды - трансформера. Такое изделие может сочетать в себе функции нескольких изделий, видоизменяться, приспосабливаясь к пожеланиям потребителя.

Трансформирующиеся изделия многофункционального назначения уже сегодня относятся к модной современной одежде повышенного спроса. На создание многофункциональных вещей ориентируются и дизайнеры, и конструкторы (минимализм – одно из ведущих направлений в современном дизайн-проектировании одежды) [1]. В современном дизайн-проектировании одежды появилось направление минимализм, концепция которого состоит в проектировании одежды, ориентируемой на формирование гардероба, состоящего из минимального количества многофункциональных предметов одежды. Если рассматривать термин «трансформация», то наиболее распространенным определением данного понятия является следующее: «трансформация – преобразование, изменение вида, формы, существенных свойств чего-либо» [2]. Рассматривая данный термин в рамках дизайн-проектировании одежды, имеем следующее определение: «трансформация – это свойство объектов предметно-пространственного мира изменять свои первоначальные формы и параметры в процессе существования или эксплуатации» [2]. Следовательно, согласно определению, непосредственно связанному с процессом проектирования одежды и ее элементов, можно сделать вывод, что трансформации происходят и в процессе носки при участии человека, и в период всего срока службы изделия (оно может изменять свой эстетический и физический виды). В целом, характеризуя трансформируемый объект, можно дать его определение как «материальной структуры, способной принимать ряд различных конструктивных и эстетических состояний на основе «переконструирования»». Следовательно, трансформируемая одежда представляет собой подвижную материальную структуру (конструкторскую и эстетическую), позволяющую ей превращаться в различные виды изделий или существенно изменять свойства данных изделий.

Трансформируемые объекты, в частности одежда, появились уже достаточно давно. Информацию о различных вариантах трансформации можно найти в технической литературе широкого спектра знаний и наук [2]. Данная информация позволяет считать, что проектирование предметов с конструкцией, способной к модификации, составляет одно из направлений в формообразовании в дизайн-проектировании костюма. С данной тенденцией также связано обеспечение многих функций жизнедеятельности человека. Следовательно, рассматриваемый принцип трансформации в дизайн-проектировании современной одежды имеет важное значение в формообразовании изделий различного назначения.

Трансформация в дизайн-проектировании одежды определяется динамикой движений, совершаемых человеком, превращений или изменений предметов и элементов одежды в процессе ее эксплуатации. Трансформация может осуществляться двумя основными способами [1]: превращение одной формы в другую и трансформация деталей внутри одной формы.

Трансформируемая одежда - видоизменяемая одежда, которую из одного вида можно преобразовать в другой, изменяя при этом свойства, назначение и функции [3]. Она может осуществляться следующими способами:

- превращением одной формы в другую (изменение длины юбок, шапка-ушанка);

- трансформацией деталей внутри одной формы (концы воротника загибаются, завязываются вокруг шеи, заплетаются в косички) [4].

C помощью использования трансформации в одежде человек меняет свой индивидуальный образ за достаточно короткое время, т.е., не возвращаясь домой, в течение определенного времени может выглядеть соответствующе той или иной обстановке и ситуации. Используя минимальный набор трансформирующихся изделий и элементов одежды, потребитель имеет возможность видоизменять свой образ. Также следует отметить, что трансформируемые изделия в современном костюме позволяют создавать индивидуальный образ для динамичного образа жизни, который связан с определенной частотой смены функциональных жизненных процессов, изменениями различных событий.

В течение длительного времени были выработаны определенные приемы конструктивно-технологического и композиционного решения трансформируемой одежды и ее элементов. Данная информация, дает возможность представить многообразие различных видов трансформации, используемых в одежде. Существует классификация приемов и методов трансформации предметов и элементов одежды, которая является исходной информации для проектирования современных трансформируемых изделий различного функционального, эргономического и эстетического назначения [2].

На рисунке представлены существующие приемы трансформации.

Рисунок. Приемы (механизмы) трансформации в одежде

Наиболее известными и распространенными видами трансформируемой одежды являются платья - трансформеры. Согласно проведённому анализу в настоящее время наиболее популярными являются следующие платья - трансформеры: трикотажное платье “Emammi”, состоящее из верхней части-пояса и юбки, по низу которой располагается кулиса (количество вариантов-30); драпирующееся платье от XimenoValero, состоящее из завязок и юбки; «платье-мешок», «платье-корова», «платье-ромб» от Lemuria, которое отличается необычностью формы (количество вариантов – 50); платье - трансформер для изменчивой погоды Two –in-one; платье - трансформер из застежек-молний Ziper; трансформируемая одежда от российской фирмы “13:20”, сочетающая в себе спорт и женственность; бесшовное вечернее «платье – труба» – трансформер дизайнера Филиппа Старка, совмещенное с бесшовными колготками, которые можно трансформировать в различные варианты [5].

В свою очередь виды трансформации определяют методы организации формы: целый кусок материала, модульный метод, де конструктивный метод, комбинаторный метод и создание безразмерной одежды.

В свою очередь виды трансформации определяют методы организации формы: целый кусок материала, модульный метод, де конструктивный метод, комбинаторный метод и создание безразмерной одежды [6].

С учетом существующих видов трансформации и методов формообразования были выделены наиболее перспективные с точки зрения направления моды и удобства пользования группы трансформируемых платьев и комбинезонов. С использованием методов предметного моделирования были воспроизведены определённые геометрические формы. Конструкции моделей имеют формы некоторых геометрических фигур: ромб, круг, трапеция. В соответствии с ними были разработаны следующие изделия: «платье-мешок», «платье-корова», «платье-ромб», «платье-труба». Были преимущественно использованы такие методы организации формы как де конструктивный метод и создание безразмерной одежды.

Модели изготавливались из мягкого драпирующегося трикотажного полотна, в том числе и двухцветного, что позволило внести оригинальность в композиционное решение моделей. Трансформация моделей достигалась с помощью различных способов завязывания рукава – завязок, использования отверстий для рук, формы выреза горловины и формы изделия.

Таким образом, на основе проведенного анализа механизмов трансформации выявлены основные направления совершенствования методов проектирования одежды данной категории. Также, согласно полученным данным по результатам маркетинговых исследований, проведённых авторами, показал, что потребителями такой одежды чаще выступают женщины молодого возраста (18-25 лет), ведущие активный образ жизни, желающие подчеркнуть свою индивидуальность и применить творческие замыслы в одежде. Для производителей трансформируемых изделий преимуществом выступает экономичность расхода материалов, многофункциональность выпускаемой продукции [7-10]/

Список литературы

1.Н.М.Конопальцева, П.И.Рогов, Н.А.Крюкова. Конструирование и технология изготовления одежды из различных материалов: В 2 ч. – Ч. 1. Конструирование одежды: учеб. пособие для вузов / М.: Академия, 2007. – 256 с.

2.  В.В.Семкин. Морфологическая трансформация как средство решения художественно-конструкторских задач: дис. … канд. искусствоведения / М.,1983. –183с.

3. В.В.Ермилова, Д.Ю.Ермилова. Моделирование и художественное оформление одежды, учебное пособие /М.: Мастерство; Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001. - 184 с.

4. Энциклопедия моды и одежды. Трансформирующая одежда [Электронный ресурс]. //URL:http://fashion. academic.ru

5. Multiwear – всё о многофункциональной одежде. [Электронный ресурс]. //URL:http:// Multiwear. com. ua/part 4

6. А.И.Горохова, В.В.Костылева. Трансформация как инструмент разработки коллекции обуви, одежды и аксессуаров / Дизайн и технологии. – 2012. - №30. – с. 36-45.

7. У.Т.Муминова, С.Ш.Ташпулатов, С.И.Шарипова и др. Трансформируемая многофункциональная одежда Патент на изобретение RU 2731767 по заявке №2020115509 ФИПС от 07.05.2020 г. ФИПС.

8. У.Т.Муминова, И.В.Черунова, С.И.Шарипова и др. Разработка методологии комплексного проектирования детской одежды Монография, 2020, ИСОиП (филиал) ДГТУ, изд-во “Лик”, Новочеркасск, 2020, 173 с.

9. Е.В.Лунина, А.Н.Степанищева, С.Ш.Ташпулатов и др. Способ изготовления швейных изделий с композиционными усилительными элементами Журнал «Известия ВУЗов. Технология текстильной промышленности», ИвГПУ, 2019, №5, С. 173-177 https://ttp.ivgpu.com/wp-content/uploads/2020/05/383_35.pdf.

Просмотров работы: 31