Одним из требований ФГОС НОО к личностным результатам освоения основной образовательной программы выступает формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и окружающими, готовность выстраивать свое поведение в согласовании с общепринятыми нормами и правилами, самостоятельно работать и отвечать за собственные поступки [4]. В модели выпускника сформированность социальной компетентности младших школьников проявляется в таких характеристиках, как «способный к организации собственной деятельности», «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом», «умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение» [3, с. 41-43].
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что для младшего школьника имеет большое значение освоение стратегий социального поведения, поскольку он только входит в образовательную среду. Важно отметить, что при развитии социальной компетентности ребёнок осваивает различные социальные роли, главной из которых является роль ученика. Таким образом, опыт социализации и партнёрского взаимодействия становится для младшего школьника значимым [6].
Процесс формирования и развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием социальных отношений, изменением социальных ролей и функций с последующим расширением социально-нравственного взаимодействия детей с окружающим социумом, динамичностью социальных представлений, особым отношением к миру.
В настоящее время, по словам Д.И. Фельдштейна, констатируется явная недостаточность уровня сформированности социальной компетентности 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных деть ми, имеют явно агрессивный характер [5].
Изучением социальной компетентности занимались такие ученые, как Е.В. Коблянская, О.В. Галакова, И.И. Лукьянова, Н.В. Калинина, С.Б. Серякова, И.А. Зимняя, В.Н. Куницына, А.А. Кидрон, С.А. Учурова, Е.П. Белинская, С.Н. Краснокутская и другие.
Социальная компетентность младшего школьника — это интегративная характеристика личности ребенка, отражающая систему знаний, умений и навыков, необходимых ему для моделирования своего поведения, умения адекватно воспринимать окружающую действительность, строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации.
Развитие социальной компетентности младших школьников можно считать одним из важнейших направлений работы в начальной школе, потому что в перспективе она обеспечит благоприятное прохождение адаптационного периода при переходе учащихся начальных классов в среднее звено, а также успешность и возможность самореализации в дальнейшем периоде обучения.
В структура социальной компетентности входит четыре компонента:
мотивационный компонент, отражающий организацию деятельности, ее активность, устойчивость в удовлетворении потребности. В процессе реализации мотивационного компонента ребенок проявляет интерес к общению; признает ценности взаимодействия с другими людьми; принимает нормы и правила взаимодействия с людьми (нормы морали, этикет); понимает неизбежность несения ответственности за свои поступки; осознает необходимость конструктивно взаимодействовать с другими;
когнитивный компонент, указывающий на теоретическую осведомленность в вопросах социального взаимодействия; включает знания своих положительных и отрицательных качеств; знание того, что люди различны по своим качествам, поступкам; существуют разные культуры; знание норм и правил взаимодействия/общения со сверстниками и взрослыми в официальной и неофициальной обстановке; знания об организации работы в группе, выстраивания системы взаимодействия для достижения общего результата; знание конструктивных способов взаимодействия; знание конструктивных способов решения конфликтных ситуаций;
деятельностный компонент - непосредственно практика общения, опыт взаимодействия человека с другими людьми и рефлексивный компонент - осмысление человеком своей деятельности, оценивания полученных результатов;
поведенческий компонент характеризуется наличием в поведении детей готовности к социально значимой деятельности [1, с 8-12].
В соответствии с данной структурой определяются содержание процесса и психолого-педагогические условия эффективного развития искомой компетентности младших школьников. В качестве таких условий выступают:
- ориентация на структурно-уровневую модель социальной компетентности младшего школьника;
- учет личностных качеств, мотивов, интересов, установок; безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон, опора на положительные стороны воспитанника;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся; диалогичность и открытость в общении с воспитанниками;
- организация разнообразной, яркой, образной, веселой деятельности, совместной с другими; включение ученика в активную деятельность;
- создание ситуации успеха для каждого;
- организация процесса развития социальной компетентности в коллективе;
- развитая личность педагога [2].
Таким образом, социальная компетенция - это способность ориентироваться в жизненных ситуациях, умение решать возникающие задачи, используя присвоенные социальные ценности, личные качества, приобретенные знания, умения, навыки и жизненный опыт.
Библиографический список
1. Беляева, Т.Б. Модель социальной компетентности / Т.Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. — № 31. -С. 8-12
2. Марсанов Г.И., Рототаева Н.А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. - М.: «Когито-Центр», 2003.- 172 с.
3. Соловьева, А. В. Формирование социальной компетентности младших школьников / А. В. Соловьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72280/ (дата обращения: 06.12.2023)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнаvки.рф/докvменты/922. свободный - (15.01.2024).
5. Фельдштейн Д.И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1
6. Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Гальперин П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. — 1963. — № 5