АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САДА НА ИСКУССТВЕННОМ ОСНОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ПЕРЕД МОСКОВСКИМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ВОКЗАЛОМ В Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САДА НА ИСКУССТВЕННОМ ОСНОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ПЕРЕД МОСКОВСКИМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ВОКЗАЛОМ В Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Площадь Революции является визитной карточкой и местом притяжения для жителей и гостей города. Она имеет несколько функций: транспортно-техническую, как вокзальная часть и архитектурно-пространственную функцию - городская площадь. Большая площадь покрытий и отсутствие озеленения негативно сказывается на многих аспектах жизнедеятельности человека и общей экологии города, а также на общее представление о территории.

Шум и запыленность негативно сказываются на здоровье и комфорте людей, поэтому необходимо провести тщательный анализ и разработать систему озеленения привокзальной территории.

Наиболее оптимальным решением данного вопроса будет разработка проекта контейнерного озеленения, зеленые карты, озеленение кровель, так как на территории имеется множество ограничений.

Главная задача состоит в том, чтобы найти оптимальные пути озеленения пространства путем зеленой архитектуры.

1. Историческая справка

Площадь Революции (ранее «Вокзальная») — площадь, расположенная перед железнодорожным вокзалом в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода. Является одной из центральных площадей города. Возникновение площади связано со строительством первой в России железнодорожной ветки Москва - Нижний Новгород в 1862 году и открытием Железнодорожного вокзала (см. рис. 1,2.). Она представляла собой широкую дорогу, имея только транзитную функцию.

Изначально площадь носила название «Вокзальная» из-за расположенного рядом с ней бывшего Московского вокзала, но позже была переименована в площадь Челюскинцев, на что повлияла катастрофа 1934 г. - крушение парохода «Челюскин» в Беринговом проливе. Во времена Великой Отечественной войны площадь, наряду с Московским вокзалом, была атакована немецкой авиацией, но фактически не пострадала. Одна из бомб взорвалась на рельсах, другая — повредила крышу дома по улице Чкалова. После войны площадь была переименована в площадь Революции. [1]

Рис.1. Площадь революции в XIX веке [1]

Рис.2. Вид на площадь Вокзальную, ныне - площадь Революции. 1900-е годы [1]

Во времена СССР она использовалась, как торговое пространство, здесь был построен Главный универмаг города. Здание было спроектировано архитекторами Валентином Рымаренко и Анатолием Жуковым в 1938 году, а построено уже после окончания войны (открыто 30 апреля 1954 года). В годы перестройки, в начале 2000-х гг. на площади располагались торговые палатки.

В настоящее время Площадь Революции — одно из самых посещаемых мест в Нижнем Новгороде. (см. Рис.3)

Рис.3. Площадь революции. Настоящее время [2]

На площади Революции расположено несколько крупных торговых центров: ЦУМ, ТЦ «Республика» (- архитектор Норенков С.В.) и ТЦ «Чкалов».

Непосредственно под самой площадью располагается первая в России четырёхпутная станция метро «Московская». Одной из важнейших функций метро в Нижнем Новгороде является связь нижней части города с верхней, а выполняет эту функцию метромост.

2. Проблематика территории проектирования

Объект проектирования – общественное пространство площади Революции расположенное в Канавинском районе города Нижнего Новгорода.

Проблематика территории перед Московским вокзалом связана с отсутствием озеленения и преобладанием твердых покрытий.

Экологическая проблематика:

Усиленный уровень городского тепла (тепловый остров) из-за большой площади твердых покрытий, отражающих солнечное излучение и накапливающих тепло.

Нарушение природного и водного баланса из-за отсутствия растительности, которая способна накапливать дождевую воду и уменьшать сток воды в городскую канализацию.

Ухудшение качества воздуха

Городская проблематика:

Низкая привлекательность территории для отдыха и активного времяпрепровождения из-за отсутствия озеленения.

Повышенный уровень шума (Согласно СП 51.13330.2011 «Защита от шума». Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003 (с Изменением N 1) шумовая нагрузка) превышает нормы (около 74 дБ, при норме 70 дБ).

Нарушение архитектурного облика и эстетического восприятия города.

Проблема озеленения будет решена с помощью вертикального, озеленения на искусственном основании и контейнерного озеленения.

Контейнерное озеленение представляет собой культивацию растений в специальных емкостях, способные обеспечить декоративный внешний вид и правильный, удобный уход. Зеленая кровля – это озелененное пространство, которое создается при помощи добавления дополнительных слоев грунта и разных растений поверх существующей кровли.

Подобные решения помогут создать комфортные зоны времяпрепровождения и улучшить психологическое состояние посетителей.

3. Предпроектный анализ

3.1. Градостроительная ситуация

Объект проектирования располагается в Канавинском районе Нижегородской области. Канавино – это один из крупнейших промышленных районов города; это транспортный узел внешних и внутренних путей всероссийского значения, здесь находятся железнодорожный и автовокзалы; это крупный торговый центр, где расположена обширная сеть продовольственных и промтоварных рынков, магазинов и предприятий бытового обслуживания. Канавинский район расположен в заречной части Нижнего Новгорода, на левом берегу реки Ока и правом берегу реки Волга. Район граничит с Автозаводским, Ленинским и Московским районами города. Численность постоянного населения Канавинского района на настоящий момент составляет 156,9 тыс.человек. Плотность 34,4 тыс. чел./км². Площадь 47,54 км². [3]

С северо-западной стороны проектируемый объект ограничен комплексом зданий ОАО «РЖД». Также территория окружена частной хаотичной застройкой. Этажность варьируется от 1 до 3 этажей. С севера и юга жилая застройка с этажностью до 5.

В пределах 350 м от границ объекта находятся учебные, медицинские, а также развлекательные учреждения.

С точки зрения градостроительного зонирования объект размещен по ПЗЗ (cм. Рис.4.):

ТО-1 - зона многофункциональной застройки городского центра и городских подцентров за пределами исторического района и охранных зон объектов культурного наследия.

Основные виды разрешенного использования земельных участков (Код, наименование):

3.1 Коммунальное обслуживание; 3.2 Социальное обслуживание; 3.8 Общественное управление; 3.9 Обеспечение научной деятельности; 4.0 Предпринимательство; 4.1 Деловое управление; 4.4 Магазины; 4.5 Банковская и страховая деятельность; 4.6 Общественное питание; 4.7 Гостиничное обслуживание; 4.8 Развлечения; 4.10 Выставочно-ярмарочная деятельность; 5.1 Спорт; 6.8 Связь; 4.9 Обслуживание автотранспорта; 12.0 Земельные участки (территории) общего пользования; 9.3 Историко-культурная деятельность.

Согласно ГИСОГД [6] территория проектирования относится к зоне Ц-3 – зона центральной обслуживающей, деловой и производственной активности при транспортных узлах. Основными видами разрешенного использования земельных участков по ПЗЗ являются: бытовое обслуживание, обеспечение внутреннего порядка, стационарное медицинское обслуживание, среднее и высшее профессиональное образование, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), магазины, социальное обслуживание, общественное управление, обеспечение научной деятельности, деловое управление, гостиничное обслуживание, обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса, Общественное питание, развлечения, рынок, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, приюты для животных.

С северо-востока на юго-запад проходит охранная зона метрополитена, на территории которой согласно "СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003" запрещается: складирование мусора и отходов; складирование снега; функционирование промышленных предприятий, не оборудованных системами очистки сточных вод и оборотного водоснабжения; размещение топливо-заправочных комплексов без применения конструктивных приемов и строительных материалов, предотвращающих попадание нефтепродуктов в грунт. [7]

3.2. Фотофиксация

   

Рис.4. Пригородные кассы

Рис.5. Вид на вокзал

   

Рис.6. Кассы дальнего следования

Рис.7. Торговля

   

Рис.8. Пешеходный переход

Рис.9. Кассы дальнего следования

3.3. Природно-климатические условия

Климат рассматриваемого района умеренно-континентальный с теплым летом и умеренно суровой и снежной зимой. Весенний период длится примерно с середины марта до конца мая. В начале апреля температура воздуха переходит через 0°С. Переход средней суточной температуры воздуха через плюс 10°С происходит в начале мая. Прекращение устойчивых заморозков в воздухе (в пределах второй – третьей декады мая) характеризует переход к летнему периоду.

Средняя продолжительность теплого периода года с температурой воздуха выше +10°С равна 134 дням. Средняя месячная температура самого теплого месяца (июля) составляет 18,4°. В отдельные дни в июне – августе температура воздуха может повышаться до плюс 37°С.

С переходом к осени значительно и резко понижается температура воздуха и почвы. Переход средней суточной температуры воздуха через +10° происходит во второй и третьей декады сентября. Окончание осеннего сезона наблюдается в последних числах октября – переход температур к отрицательным значениям.

Переходу к зиме предшествует предзимье – период с частой сменой морозных дней оттепелями и неоднократным сходом снежного покрова. С переходом средней суточной температуры воздуха через - 10°С наступают типичные зимние условия, захватившие полностью декабрь, январь и февраль. Самый холодный период зимы - январь и февраль. Средняя месячная температура воздуха этих месяцев составляет минус 11,5°С. Средняя продолжительность холодного периода года с температурой ниже 0°С составляет 210 дней. В отдельные дни температура может понижаться до минус 42°С.

Территория района относится к зоне влажного климата. Относительная влажность воздуха меняется в течение года в широких пределах. В годовом ходе наиболее высокая влажность отмечается в ноябре – декабре и составляет 84%. В мае – июне наблюдаются минимальные средние месячные значения

относительной влажности воздуха. В течение года атмосферные осадки выпадают неравномерно. Основное количество осадков выпадает с мая по октябрь. За год в среднем выпадает 639 мм осадков: за теплый период (апрель – октябрь) – 395 мм, за холодный период (ноябрь – март) 244 мм. Самое большое количество осадков отмечается в июле – 72 мм.

На рассматриваемой территории снежный покров появляется во второй половине октября – начале ноября. Примерно через 3 – 4 недели после выпадения перового снега образуется устойчивый снежный покров. Высота снежного покрова за зиму колеблется от 40 до 80 см. Обычно освобождение от снега происходит в середине – конце апреля. [4]

Большую часть года (с сентября по апрель) в рассматриваемом районе преобладает ветер южного направления.

Роза ветров составлена по данным (ТСН 31-301-96 НН)
ТСН 23-301-97 «СТРОИТЕЛЬНАЯ КЛИМАТОЛОГИЯ ДЛЯ ПУНКТОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» [5] (см. Рис.10.; Таб.1.)

Таб 1. Направление и скорость ветра

Январь

Направление

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Повторяемость направлений ветра

7

4

6

14

24

18

18

9

Июль

Направление

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Повторяемость направлений ветра

17

8

9

9

14

13

16

14

Среднегодовое значение

Направление

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Повторяемость направлений ветра

12

6

7,5

6,5

19

15,5

17

11,5

Рис. 10. Роза ветров

3.4. Анализ пешеходного и транспортного движения

При проектировании территории необходимо учитывать такой фактор, как система существующих пешеходных и транспортных связей. (см. Рис.11.)

Площадь революции является улицей местного значения, дорога общего пользования имеет ширину 30 м (6 полос). Севернее находится подземный пешеходный переход, а южнее регулируемый наземный пешеходный переход. Рядом расположены платная (рассчитанная на 100 мест) и бесплатная (рассчитанная на 60 мест) парковки. Близи территории находятся 7 остановок общественного транспорта (автобус - синий, трамвай - зеленый). Затрагивая границы проектирования, под землей проходит метро. Пешеходные переходы обозначены черными точками. В целом на территории и за границами существует 5 входов в метро и 2 подземных перехода, 4 санкционированных и 1 несанкционированная парковки.

Парковки имеют асфальтовое покрытие. Территория площади революции выполнена из нескольких видов мощения. В основном отличается только цвет брусчатки. На территории проектирования серая и темно-серая брусчатки, состояние удовлетворительное.

Пешеходные пути обозначены бледно-розовым цветом.

Рис.11. Транспортная схема

4. Техническое задание на проектные работы

Адрес объекта:

Нижегородская область, Канавинский район,

г. Нижний Новгород, Площадь Революции

УТВЕРЖДАЮ

Проф. каф. ЛАиСПС.к.ф.н.,доцент

_____________Киреева Т.В.

«____»_____________2023г.

Разделы задания

Содержание

Адрес

Нижегородская область, Канавинский район,

г. Нижний Новгород, Площадь Революции

Основание для выдачи

Решение кафедры

Стадия проектирования

Курсовая работа

Общая площадь

1,07

Исходные данные

Топографическая подоснова М 1:500, М 1:2000

Общие требования к архитектурно- планировочному решению

Требуется создать озелененное общественное пространство территории проектирования. Архитектурно-планировочное решение должно отображать образ места, а также отвечать комфортности пребывания местных жителей и гостей города.

Общие требования к композиции

Разработать единое композиционное решение, соответствующее критериям целостности, функциональности и удобства использования.

Требования к ассортименту зеленых насаждений

Древесно-кустарниковый ассортимент должен быть устойчивым в условиях организации озеленения на искусственном основании, а также газоустойчивым. Подобрать устойчивый ассортимент для цветочного оформления.

Требования к дорожно-тропиночной сети

Провести оптимизацию дорожной сети с учетом рекреационной нагрузки, используя при создании покрытия, отвечающие критериям износостойкости, долговечности и антивандальности.

Требования к оборудованию и малым архитектурным формам.

Предусмотреть установку малых архитектурных форм, отвечающих условиям износостойкости, безопасности, а также удобства пользования.

Требования к освещению

-

Особые условия

Отсутствие озеленения в зоне привокзальной. Уменьшить площадь твердых покрытий путем озеленения на искусственном основании.

Состав проекта

Ситуационные планы, фотофиксация, архитектурно-ландшафтный анализ, схема существующего и проектируемого функционального зонирования, пояснительная записка, генеральный план, фрагмент генплана, баланс территории

Сроки начала и окончания работ

В соответствии с календарным планом

Принял к исполнению: Студент гр. М.ЛА-12
Жиганшина Д.Р.

Выдал: Проф.каф.ЛАиСПС.к.ф.н.,доцент

Киреева Т.В.

4. Проектное решение

4.1. Функциональное зонирование

Существующее функциональное зонирование территории практически не обозначено. Она выполняет исключительно транзитную цель. Одна из главных задач – разнообразить планировочную структуру объекта при помощи системы озеленения на искусственном основании. Исходя из поставленных целей и задач на территории проектирования были выделены следующие функциональные зоны:

- Зона кратковременного отдыха

Зона кратковременного отдыха перед вокзалом предназначена для того, чтобы пассажиры и другие люди могли перед отъездом или по прибытии на вокзале отдохнуть, подождать свой поезд или встретить своих близких. Зона предоставляет удобные сиденья или лежаки, возможность зарядки гаджетов и др. Зона кратковременного отдыха создает комфортные условия пребывания на вокзале и способствует более приятному путешествию.

- Зона информационная

это зона, где находятся информационные стойки или информационные пункты, где пассажиры могут получить информацию о расписании поездов и других услугах, а также о местах размещения вокзала и близлежащих достопримечательностях.

- Зона торговли

это зона, где находятся временные павильоны, где можно получить какую-либо услугу

- Зона транзитная

Это зона активного передвижения людей к остановкам общественного транспорта, метро, магазинам и др.

- Зона озелененной экстенсивной кровли

- Зона озеленения

- Зона остановки общественного транспорта

- Зона метро

- Зона зданий и сооружений

4.2. Дендрологическое решение

При подборе древесно-кустарникового ассортимента были учтены климатические условия проектируемой территории, а также устойчивость растений к условиям города и устойчивость в условиях организации озеленения на искусственном основании. Описание растений прилагается в ведомости (см. Таб.2.)

Таб.2. Ведомость древесно-кустарниковой растительности

4.3. Цветочное оформление

По проекту на участке предусмотрен цветник из злаковых растений с красными цветовыми акцентами. Физиономический облик – природный и садовый. Цветники располагаются вдоль дорожек из брусчатки и пошаговой дорожки. Территория имеет характер полуоткрытого пространства, хорошо освещена в течение дня, окружающие здания и проектируемое древесно-кустарниковое оформление создают небольшую тень.

Цветочный ассортимент подобран таким образом, что цветник декоративен с весны и до поздней осени. Подобраны растения стабильно-декоративные, структурные и нестабильно-декоративные летнего типа роста. В основном они предпочитают солнце/легкую полутень и влажную почву.

Для кровли используются сеслерия, ячмень и яснотка.

Таб.3. Ведомость цветочного оформления

4.4. Малые архитектурные формы

Малые архитектурные формы являются важным компонентом развития транзитных зон, таких как железнодорожные вокзалы, предлагая места для отдыха и комфорта пассажиров.

Вазоны с местом для отдыха, подобные тем, что представлены на Павелецком вокзале, предоставляют возможность создания уютной и гармоничной атмосферы на транзитных площадках, а также являются местом для отдыха и релаксации пассажиров, создавая привлекательные зоны с комфортным местом для ожидания. Они представляют собой единую конструкцию с вазонами и сидениями. (см. Рис.12)

Рис.12. Вазоны с местами для отдыха

5. Технология зеленых кровель

Устройство садов на крышах жилых домов, общественных и производственных зданий поможет значительно увеличить площадь наиболее ценной территории города, улучшить его микроклимат, создать условия для отдыха горожан в природном окружении в лучших санитарно-гигиенических условиях. Кроме того, при разноэтажной застройке сады на крышах и платформах обогащают архитектурно-художественный облик города. [8]

Для территории у Московского вокзала предлагается устройство зеленых карт и вазонов (2,5х2,5 для деревьев и кустарников, 1х1 для цветочного оформления). Контейнерное озеленение представляет собой культивацию растений в специальных емкостях, способные обеспечить декоративный внешний вид и правильный, удобный уход. Озеленение на искусственном основании – это озелененное пространство, которое создается при помощи добавления дополнительных слоев специального субстрата и разных растений поверх традиционной кровли.

Так называемые «пироги» предлагаются компанией TEGOLA - один из мировых лидеров в области производства кровельных, гидроизоляционных и геосинтетических систем для промышленного и гражданского строительства. [9] Конструкции доступны в «альбоме технических решений по устройству зеленой кровли с дополнительной организацией движения пешеходов и автотранспорта». (см. Рис.13,14,15).

Рис.13. Устройство монолитных бетонных контейнеров для деревьев и

Кустарников [9]

Рис.14. Традиционная зеленая кровля. Основные слои конструкции [9]

Рис.15. Традиционная зеленая кровля. Основные слои конструкции [9]

Заключение

Сад на искусственном основании предоставляет возможность создать зеленую зону в городской среде, где ограниченное пространство не позволяет выращивать растения в естественной почве.

Также он может играть важную роль в экологических проектах, способствуя озеленению городских районов, сохранению биоразнообразия.

В ходе курсовой работы территория перед Московским железнодорожным вокзалом в г. Нижний Новгород была выполнена архитектурно-ландшафтная организация сада на искусственном основании.

Изучение конструктивных особенностей устройства озеленения на искусственном основании компании «TEGOLA» помогает выбрать безопасные и надежные материалы и технологии для создания устойчивого ландшафтного пространства.

Подбор древесно-кустарникового и цветочного ассортимента, подходящего для условий Нижегородской области и особых условий произрастания на искусственном основании, играет важную роль в формировании разнообразной и устойчивой среды.

Список литературы

  1. Нижегородская правда Как названия улиц рассказывают историю Нижнего Новгорода / Нижегородская правда [Электронный ресурс] // dzen.ru : [сайт]. — URL: https://dzen.ru/a/ZQRDX7vcm3YrY7f8 (дата обращения: 02.12.2023).

  2. ПЛОЩАДЬ РЕВОЛЮЦИИ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ - ФОТО / [Электронный ресурс] // Место для путешественников : [сайт]. — URL: https://stranabolgariya.ru/foto/ploschad-revolyucii-v-nizhnem-novgorode.html (дата обращения: 02.12.2023).

  3. Музей - Канавино на рубеже веков / [Электронный ресурс] // официальный сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа № 121" г. Нижнего Новгорода : [сайт]. — URL: http://arhiv.scp21.edusite.ru/vis_p32aa1.html (дата обращения: 20.12.2023).

  4. Климат Нижегородской области (Климат Нижний Новгород) : [электронный ресурс]. – URL: https://wow-only.ru/2011-04-20-12-40-12/72-2011-12-05-08-09-37/191-2011-12-28-13-15-01.html (Дата обращения: 10.10.22).

  5. ТСН 22-308-98 НН. Территориальные строительные нормы Нижегородской области. Инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация зданий и сооружений на закарстованных территориях Нижегородской области. // Электронный фонд правовых и нормативно- технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/1200005508 (дата обращения: 14.11.2022). – Текст : электронный.

  6. ГИСОГД (Дата обращения: 12.12.23).

  7. СП 120.13330.2012. Свод правил. Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003

  8. В.А. Горохов Сады на искусственных основаниях / В.А. Горохов [Электронный ресурс] // Totalarch : [сайт]. — URL: https://landscape.totalarch.com/node/53 (дата обращения: 17.12.2023).

  9. Альбом технических решений по устройству зеленой кровли с дополнительной организацией движения пешеходов и автотранспорта / [Электронный ресурс] // Корпорация Tegola : [сайт]. — URL: https://tegola.ru/ (дата обращения: 20.12.2023).

Приложение 1

Просмотров работы: 32