ПРИМЕНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ОСНОВЕ УНИФИКАЦИИ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА ОСНОВЕ УНИФИКАЦИИ ДЕТАЛЕЙ ОДЕЖДЫ

Турсунова Шахзода Фозилжон кизы 1, Ташпулатов С.Ш. 2
1Наманганский институт текстильной промышленности
2Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности, Узбекистан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рынок современной модной одежды значительно изменился в конце XX века. Техника производства модной индустрии достигла огромных высот, что вызвало появление бесконечного множества новых дизайнерских идей. Если раньше было необходимо своевременно среагировать на изменение стиля и выдать новый продукт в рамках новой всеобщей модной концепции, то сегодня дизайнер вынужден решать совершенно иные задачи.

В настоящее время широко используются самые разнообразные аксессуары. Цветной платочек, брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка, очки в изящной оправе - эти и другие детали способны оживить и сделать неповторимым даже самый строгий костюм. При всем этом декоративное украшение одежды имеет определенное место расположения.

Актуальны различные декорации, повышающие выразительность поверхности материала как вышивка бисером, блестками, перьями, стежка, штопка, перфорация, аппликация и др.

Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма [1, 2].

Унификация, т.е. приведение к единообразию, к единой форме или системе является основным, наиболее употребительным и действенным, методом стандартизации, имеющим главной целью уменьшение многообразие существующих видов, типов и типоразмеров изделий одинакового функционального назначения.

В работе [3-5] проведены теоретические исследования по унификации конструкции одежды, но практически не произведена унификация декоративных элементов.

Целью исследования является расширение ассортимента одежды качественными изделиями, применяя декоративные элементы, разработав конструктивные и технологичные аспекты на основе унификации современной потребности. Так как в настоящее время каждый индивид старается проявлять черты народного, национального и традиционного в любом современном костюме, это делает его органичнее, самобытнее, роднее и ближе.

Сейчас в мире уже не существует какой-то одной тенденции, одного направления в моде. Несколько десятков самых знаменитых и много сотен менее известных Домов мод и фирм разрабатывают бесконечное множество моделей и стилей одежды.

В настоящее время многие предприниматели стараются вести дело современными информационными технологиями, чтобы быть конкурентоспособным и единодушным со временем. Следовательно, требуются размещать декоративные элементы на изделия не ручным способом, а с помощью новейших технологий. Это позволит повысить производительность труда, сэкономить время, а самое главное, выпускать качественные конкурентоспособные изделия.

Для достижения выполнения поставленных задач, нами была разработана математическая модель [6] выбора конфигурации и размеров декоративных элементов в зависимости от параметров одежды, и это является актуальной и важной задачей. Так как, с возрастанием размера одежды, украшающие и функциональные декоративные элементы, должны, пропорционально возрасти по площади и по размерам. При этом в изделиях сохраняются единство конструктивных решений, а также пропорции декора [6].

Декоры взяты из фрагмента платья (рис. 1) и головного узора, в частности тюбетейки (рис. 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Каждый отдельно взятый декоративный элемент имеет смысл или выражает свое содержание в пределах определенных размеров. На костюме может быть размешен декоративный элемент до определенных размеров. С возрастанием размера одежды, размеры декоративных элементов тоже должны, пропорционально возрасти по площади и по размерам. Но, до определенного увлечения размера декоративные элементы теряют свою содержательность и внешний вид. При этом необходимо следить за интервалам минимума и максимума величины декора.

Отметим, что, декор в изделиях меньших размеров может быть очень маленького размера, но если декоративный элемент будет иметь большой размер, то он не будет соответствовать композиции костюма.

Во-первых, слишком увеличенный декоративный элемент смотрится не в едином ансамбле, а в разрозненном положении, естественно это влияет на смысловую и внешнюю сторону декоративного элемента.

Во-вторых, глаз человека не радуется, а устает от больших декоративных элементов. Лучше использовать крупные декоративные элементы в качестве композиционного центра, а мелкие вокруг него.

Итак, с возрастанием размера изделия и декоративные элементы тоже должны возрастать по определенным малым коэффициентом, который зависит от многих параметров. Значит, можно применять декоративные элементы одинакового размера для нескольких изделий разного последовательного размера. Это даст возможность изготовить изделия наиболее производительно и экономно. И это будет выполняться на основе унификации. В швейной промышленности все более широкое применение находят унифицированные базовые основы конструкции.

Таким образом, гармония и выразительность в одежде достигается с помощью средств композиции: пропорций, масштабности, ритмических связей, гармонической соразмерностью декора и фактурного решения. Правильное и унифицированное использование средств композиций декора помогает сделать изделие органичным.

Правильное понимание вопросов масштабности декорации на одежде и её составных частей в большей степени зависит от понимания свойств материалов, конструкции изделий и способов их изготовления. Достижение масштабности связано с пропорционированием. Изменяя пропорции, можно придать предмету то истинный масштаб, то несколько искусственный, зрительно увеличивая или уменьшая сам предмет.

В конструкции одежды используется как полная, так и частичная унификация [3]. Полную унификацию применяют в основном для производных деталей, таких как карман, подкладка, прокладка, а частичную – для основных деталей, как основные сопрягаемые срезы, определяющие переднезадний и боковой баланс, срезы горловины полочки, борта и т.д.

Для обоснованного проведения унификации типовых деталей конструкции одежды можно использовать разработанной в работе [3] блок-схемой процесса унификации. Ее отличительным признаком является то, что унификации подвергаются детали, конструктивные параметры которых установлены на основе решения задачи оптимизации.

Таким образом, применение последовательности для декора, приведет к единообразию, к единой форме и системе. Разработка информационного обеспечения и информационной технологии размещения унифицированного декора на одежду в интегрированной конструкторской системе будет отвечать современным требованиям. При унификации декоративных элементов улучшается производительность, повышается качество, непосредственно обеспечивается совместимость по размерам, так и по другим функциональным параметрам изделия.

Использованная литература:

1. Ташпулатов С.Ш., Андреева Е.Г. Теоретические основы технологии изготовления швейных изделий / Учебное пособие для вузов, Ташкент, 2017.

2. Ташпулатов С.Ш. Высокоэффективная ресурсосберегающая технология формообразования и ВТО деталей одежды: Монография, изд-во «Наука и технология», Ташкент, 2010, 96 с.

3. Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С., Романов В.Е., Мартынова А.И. и др. Конструирование одежды с элементами САПР. Москва, 1988 г.

4. Ташпулатов С.Ш., Шамухитдинова Л.Ш., Хабибуллаева М.А., Касымова Н.К. Перспективы развития ресурсосберегающих технологий изготовления одежды // Наука. Образование. Техника. 2007. № 1. С. 108.

5. Ташпулатов С.Ш. Разработка высокоэффективной ресурсосберегающей технологии изготовления швейных изделий. Автореф. дисс. … докт. техн. наук. – Ташкент: ТИТЛП. 2008.- 38 с.

6. Джураева Ш.Г. Выбор параметров декоративного элемента соответствующих размеру одежды. Наука и образование. – Белово: «Канцлер», 2010.– Ч. 3. – 284с., 178-180 стр.

Просмотров работы: 25