ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Суркова А.И. 1, Голубева Т.Б. 1
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Последние годы в России наблюдается рост интереса к экологическому туризму и его важной составляющей – предприятиям индустрии гостеприимства с эко-концепцией. В работе Т.Б. Голубевой и Н.П. Бахтияровой показаны отличительные особенности этих предприятий: ориентированность на удовлетворение экологических потребностей потребителей, в том числе экологическая безопасность производства и потребления услуг, разумное потребление, соответствие услуг экологическому сознанию и др. Однако, главная цель реализации эко-концепции предприятия индустрии гостеприимства – достижение экологичности услуг, то есть такого комплекса свойств продукции, услуг, при которых оказывается воздействие на окружающую среду, не подвергающее её риску [1].

Соответственно описанной тенденции происходит увеличение числа экологических отелей. Эти средства размещения описаны в работах М. В. Примак, и Д. Д. Макаровой (2020); Д.Д. Абрамова и Н.А. Сурикова, (2021); Ю.А. Киреевой (2021); В.А. Мартыновой (2021); В.И. Мицкой и А.С. Гериной (2021) и др. В работе [2] дается следующее определение: «Экологический отель – это экологически сертифицированная гостиница, целью которой является улучшение состояния окружающей среды путем сведения к минимуму собственного негативного воздействия на неё».

По данным Ю.А. Киреевой и Н.В. Кравченко, в 2022 году в России имелось менее 500 зарегистрированных эко-отелей (19 позиция в мировом рейтинге). Для сравнения: в небольшой по сравнению с Россией насчитывается около 3500 эко-отелей [3]. Очевидно, такой разрыв обусловлен как менее выраженным интересом отечественных потребителей к эко-отелям по сравнению с зарубежными, так и неготовностью к изменениям со стороны самих отельеров. Ведь для того, чтобы отель мог считаться экологическим, он должен доказать сведение к минимуму загрязнения окружающей среды со своей стороны, то есть соответствовать экологическим стандартам. Одной из гарантий соответствия является международный сертификат «Зелёный ключ» (Green Key) [4].

В работе А.Р. Бокаревой и М.А. Давыдковой [5] сформулированы требования к эко-отелю, исходя из требований к сертификации:

1. Соблюдение экологических стандартов – отель должен использовать оборудование, материалы и инфраструктуру, которые приносят минимум вреда окружающей среде, приветствуется использование возобновляемых источников энергии;

2. Сокращение отходов – отель должен принимать меры для сокращения использования одноразовых изделий, пластика, бумаги и других отходов, включая их вторичную переработку или утилизацию;

3. Энергоэффективность – отель должен использовать оборудование и системы, которые позволяют снизить потребление энергии и воды. Например, особенности архитектуры здания, обеспечивающие теплоизоляцию и/или рекуперацию тепла; солнечные батареи; энергосберегающее оборудование; внедрение элементов системы «Умный дом» с работой в режимах «свободный номер» и «занятый номер» и др.;

4. Рациональное использование природных ресурсов – отель должен использовать воду и другие естественные ресурсы в режиме экономии;

5. Социальная ответственность – отель должен демонстрировать социальную ответственность по отношению к местной общине, нанимая местных сотрудников, используя местные продукты, поддерживая местное культурное наследие и традиции;

6. Воздействие на формирование экологического сознания персонала и гостей – отель может информировать их об экологических проблемах (глобальных и локальных) и существующих практиках решения проблем.

Кроме этого, некоторые эко-отели предлагают эко-меню, используя в качестве сырья свежие продукты, выращенные на местной ферме или в случае загородного отеля на собственном подворье. К примеру, в ресторане отеля загородного клуба «Белая лошадь» (деревня Кадниково, Сысертский район Свердловской области) предлагаются блюда, приготовленные из свежих фермерских продуктов и/или собственного производства [6].

Большинство эко-отелей в нашей стране с сертификатом «Зеленый ключ» – это сетевые отели. Несетевые отели редко внедряют эко-технологии, так как при внедрении экологических инноваций в гостиничный бизнес имеются серьезные препятствия:

– переход уже существующих отелей на ресурсосберегающие технологии является дорогостоящим, а стоимость проектирования и строительства эко-отеля существенно выше, чем стоимость обычного отеля;

– наблюдается удорожание технологий оказания эко-услуг по сравнению с традиционными технологиями, что обусловлено стоимостью эко-сырья и его переработки с сохранением полезных свойств, а в случае продуктов питания – малым сроком реализации.

Однако при этом нужно помнить о открывающихся возможностях роста конкурентоспособности предприятия индустрии гостеприимства, внедрившего эко-концепцию:

– во-первых, расширения его клиентской базы за счет предоставления новых, интересных для среднего и выше классов услуг. В настоящее время для этих классов в моде здоровый образ жизни, а эко-услуги соответствуют этому тренду;

– во-вторых, уменьшения издержек, связанных с неправильным поведением клиентов в заведении и на прилегающей территории, за счет позитивных качественных изменения клиентской базы – формирования культурной публики;

– в-третьих, сокращения потребления отелем электрической энергии и воды с последующим резким снижением коммунальных платежей [7];

– в-пятых, падения размеров штрафов за нарушения природоохранного законодательства;

– в-шестых, исключения противодействия и конфликтов с местным населением, причиной которых чаще всего является деятельность предприятия, нарушающая его привычную среду обитания.

Поэтому актуализируется распространение экологической ориентации в гостиничном бизнесе во всех регионах России, поскольку в ближайшие годы внутренний туризм останется главным направлением потока туристов.

Литература

  1. Голубева Т.Б., Бахтиярова Н.П. Реализация эко-концепций предприятий индустрии гостеприимства / Т.Б. Голубева, Н.П. Бахтиярова // Формирование гражданской идентичности как фактор закрепления молодых кадров в регионе : сборник материалов Международной научно-практической конференции (Курган, 8–10 ноября 2021 г.) / отв. ред. Н. П. Несговорова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – С.313-318 [Электронное издание]. – URL: http://dspace.kgsu.ru/ xmlui (дата обращения 17.12.2023)

  2. Полстяная Н.В., Кононенко Т.П., Федак В.И. Экологические отели как современная инновационная концепция в индустрии гостеприимства // Sciences of Europe. 2018. №25-2 (25). С. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-oteli-kak-sovremennaya-innovatsionnaya-kontseptsiya-v-industrii-gostepriimstva (дата обращения 17.12.2023)

  3. Киреева Ю.А., Кравченко Н.В. Эко-отель как один из трендов индустрии гостеприимства в современных условиях // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Том 16. 2022. № 2. С. 121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eko-otel-kak-odin-iz-trendov-industrii-gostepriimstva-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения 17.12.2023)

  4. Green Key: официальный сайт. URL: https://www.greenkey.global/ (дата обращения 17.12.2023)

  5. Бокарева А.Р., Давыдкова М.А. Тенденции перехода гостиничных предприятий на экологические и ресурсосберегающие источники // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. №2-1. С. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-perehoda-gostinichnyh-predpriyatiy-na-ekologicheskie-i-resursosberegayuschie-istochniki (дата обращения 17.12.2023)

  6. Загородный клуб «Белая лошадь»: официальный сайт. URL: https://www.whorse.ru/ (дата обращения 17.12.2023)

  7. Проничева А. С. Концепция ресурсосбережения при эксплуатации объектов гостиничной недвижимости / А. С. Проничева, И. А. Иващенко, А. В. Деменев // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2019. № 2. С. 139 – 142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-resursosberezheniya-pri-ekspluatatsii-obektov-gostinichnoy-nedvizhimosti (дата обращения 17.12.2023)

Просмотров работы: 116